Сельское хозяйство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Сельское хозяйство - сектор экономики страны, производящий сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающий потребности в большинстве продуктов питания и в сырье для текстильной, обувной, парфюмерной, пищевой промышленности.
В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство ведется на обширных пространствах, где различны рельеф, климат, почвы.

Содержание

Введение
1 Понятие и сущность сельского хозяйства
1.1 Понятие сельского хозяйства
1.2 Роль сельского хозяйства в экономике страны
2 Основные направления аграрных преобразований
2.1 Реорганизация колхозов и совхозов
2.2 Формирование рыночных отношений на селе
3 Проблемы и недостатки
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа эк. теория.docx

— 29.46 Кб (Скачать документ)

В принципе, развитие арендных отношений создавало  благоприятные предпосылки для постепенного превращения колхозов и совхозов в структуры, адаптированные к частнособственническим имущественным отношениям. Существовала возможность при сохранении осуществленных внутри сельскохозяйственных предприятий организационных преобразований начать постепенное изменение правовых форм хозяйствования, расширить возможности распоряжения землей работающих на ней.

Принципиальные  основы современной системы отношений  собственности были заложены в феврале 1990 г., когда были приняты "Основы законодательства Союза ССР и  союзных республик о земле". В апреле 1991 года в нашей республике выработан проект "Закона о преобразовании государственной собственности  в Казахской ССР (о разгосударствлении и приватизации). С этого времени  началась приватизация государственных  сельхозпредприятий и продолжалась в течение семи лет. Главным направлением преобразования стала реорганизация  колхозов и совхозов в новые организационно- правовые формы с повсеместным разделением  земли и имущества (1).

По существу, произошла демонополизация государственной  собственности, получили развитие частная (коллективная и индивидуальная и  муниципальная (как разновидность  государственной) формы собственности. Сформировалось многообразие форм собственности на землю и имущество.

Работники сельскохозяйственных предприятий, сельской социальной сферы, пенсионеры стали  собственниками земли в виде земельных  долей. Большинство государственных  предприятий (совхозов) превратилось в  негосударственные сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм. Появился сектор крестьянских (фермерских) хозяйств. Все это существенным образом  изменило социально-экономическую  структуру сельского хозяйства, другими словами в аграрном секторе республики сформировалась новая социально- экономическая структура.

На 1 апреля 1997 года в сельском хозяйстве республики функционировало 51885 хозяйствующих  субъектов, в том числе 47393 крестьянских хозяйства, 991 хозяйственное товарищество, 2614 производственных коллективов, 399 акционерных  обществ, 120 различных ассоциаций, 95 государственных предприятий, а  также 273 предприятия, статус которых  не соответствует Гражданскому кодексу (коллективные предприятия, колхозы  и другие). Всего в республике имущественные паи получили 1161906 человек (2).

Одним из актуальных вопросов, связанных с  приватизацией сельскохозяйственных предприятий, является передача объектов социальной сферы в коммунальную собственность местных административно-территориальных  единиц. 7551 объект социальной сферы, из них 1868 больниц, 2326 школ, 1072 детских  садов и яслей, 669 клубов, 1262 библиотеки, 354 других объектов социальной сферы.

В результате приватизации аграрного сектора  из всех сельскохозяйственных формирований республики в государственной собственности  осталось только 1,7 % предприятий, а  основная часть, 97,8 % сельских товаропроизводителей, представлена частными хозяйствами  юридических и физических лиц. На долю последних приходится примерно 83 % всех сельхозформирований, в основном крестьянских (фермерских) хозяйств, количество которых достигло 44,3 тыс. (по данным Госкомзема) (3).

Опыт, накопленный  со времени проведения реформ, показал, что приватизация совхозов, разделение их имущества и земли между  членами коллектива отрицательно отражается на производственной инфраструктуре и  социальных объектах. Ухудшается содержание внутрихозяйственных дорог, мостов, ирригационных сооружений, закрываются  общеобразовательные школы, медицинские и детские учреждения, объекты культуры. По опыту других стран и прежнему опыту Казахстана можно предположить, что те поселки, которые лишаются социальных служб, обречены на вымирание, т.к. их активно покидают молодые люди (се- мьи). Массовая стихийная миграция из сельской местности может создать условия для социальных волнений в обществе. Последствия ожидаемой сельской безработицы значительно недооцениваются. В ходе преобразования отношений собственности серьезными проблемами становятся дальнейшее усиление имущественной дифференциации и социального расслоения села, а также рост безработицы. Имеются существенные отличия в объективных и субъективных возможностях групп сельского населения воспользоваться плодами аграрной реформы. Реформирование без учета данного фактора может привести к серьезным социальным конфликтам. Существенным недостатком приватизации на селе является не- достаточный учет при ее проведении специфических особенностей сельскохозяйственного производства. Речь идет прежде всего о достаточно сильной зависимости отрасли от природно-климатических условий, наличии сезонности производства, малотранспортабельных и скоропортящихся продуктов, которые вызывают уязвимость сельского хозяйства как отрасли экономики. К тому же сельское хозяйство в отличие от других отраслей по своей природе является малодоходным. Связано такое положение с низким органическим строением капитала и выте- кающей отсюда низкой нормой прибыли. Эти положения объективно предполагают оказание действенной государственной поддержки отрасли.

 

2.2 Формирование рыночных отношений на селе

 

Мировой опыт свидетельствует, что  переход к рыночной экономике  сопровождается преобразованиями производственных отношений, формированием многообразия форм и моделей хозяйствования, имеющих национальные, региональные и политические особенности. Их конечной целью является более полное удовлетворение разнообразных желаний и потребностей каждого человека и обеспечение рационального сочетания личных, коллективных, территориальных и общенародных интересов. При этом каждый участник этого процесса заинтересован в максимальном удовлетворении своих материальных, культурных, духовных потребностей.

Новые организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий, адекватные рыночным отношениям, в  нашей стране находятся на начальном  этапе становления и развития. В нашей республике за основу приватизации взят поэтапный подход, т.е. постепенное  реформирование собственности государственных  сельскохозяйственных предприятий. Главным  критерием здесь является практика развития сельского хозяйства Республики Казахстан (5).

Глубокое  понимание сложности радикального реформирования аграрного сектора  Республики Казахстан, его конечных целей, механизма их реализации, равно  как сильных, так и слабых сторон аграрной политики переходного периода, невозможно без выяснения специфики  аграрных экономических отношений, их внутренней структуры и взаимосвязей. Теоретическое рассмотрение аграрных отношений, их нового социально-экономического содержания и основных направ- лений качественного преобразования в процессе реформирования – исходный пункт оценки стратегии аграрной и земельной реформ, анализа просчетов и противоречий, положительных сдвигов и неудач формирования рыночного облика многострадального казахстанского села.

Для теоретического исследования аграрных отношений очень  важно учесть следующие предпосылки. Первая состоит в признании их субординационной двойственности: здесь  перед нами, с одной стороны, составная  часть всех (социальных, правовых, политических, культурно-бытовых и других) общественных отношений на селе, формирующих сельский образ жизни; с другой – подсистема отношений рыночной экономики в данном обществе.

Вторая  предпосылка конструктивности анализа  аграрного сектора, рассматриваемого как подсистема рыночной экономики, состоит в признании в качестве определившегося звена отношений  собственности на землю, средства производства, продукцию и на доходы. От того, каковы эти отношения, в решающей мере зависит  качественное обновление других элементов  аграрной сферы (разделения и кооперация труда, формирования и использования  социальных фондов и т.п.). Замедленное  реформирование реальных отношений  собственности на селе, недостаточное  развитие ее новых форм (акционерной, коллективно-долевой, частно-индивидуальной и семейной) сдерживает позитивные преобразования аграрной экономики в целом, прежде всего становление новых форм хозяйствования, различных связей, кредитно-финансового обеспечения и др. (6).

Спустя  семь лет после начала широкомасштабного  разгосударствления и приватизации не закончен этап формальной реорганизации  хозяйств. Среди важнейших задач  современной стадии преобразования имущественных отношений следует  выделить:

– исправление  ошибок и нарушений при определении  размеров земельных долей и имущественных  прав;

– повсеместное оформление договоров собственниками земельных до- лей и имущественных паев с сельскохозяйственными предприятиями, использующими землю и имущество. Развитие договорных отношений в рамках предприятий станет основой для принципиально новых отношений работников и администрации хозяйств;

- изменение  системы управления предприятиями  в соответствии с новыми юридическими  нормами. Прежде всего, имеется в виду организация процесса принятия решений на основе и с учетом стоимости акций или величины доли работников в уставном капитале.

Современная рыночная экономика требует надежно  функционирующей инфраструктуры рынка, конкурентной среды, адекватной кредитной, налоговой и ценовой политики, стимулирующей не только торговую, но и производственную активность, подготовленные кадры и т.д. Отсутствие любого из указанных факторов способно разладить экономический механизм. Непродуманное же внедрение в  сложившийся организм отдельных  новых элементов превращает их в  факторы разрушения. Так, приватизация земли и реформирование колхозов и совхозов привели не к усилению, а ослаблению стимулов к труду. Приватизация перерабатывающих предприятий АПК  способствовала их монополизации. Без  хорошо продуманной и организованной системы государственных механизмов развивать рыночные отношения невозможно. Государство должно создавать благоприятные  условия для нормального функционирования аграрного сектора, регулировать процессы его реформирования и исходя из этого, создавать определенные экономические механизмы.

Последовательно, продвигаясь по пути адаптации форм собственности к требованиям  рыночных отношений, необходимо учитывать  как экономическую ситуацию, так  и социально-политическую обстановку.


Информация о работе Сельское хозяйство РК