Шпараглка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:45, шпаргалка

Описание

Рабоат содержит 27 ответов на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.doc

— 667.00 Кб (Скачать документ)

Государство организует производство некоторых социально-значимых товаров и услуг, а также корректирует производство других благ с помощью налогов и субсидий.

5. Стабилизация макроэкономических колебаний. Рынок не в состоянии самостоятельно предотвратить экономические кризисы и спад производства, безработицу и инфляцию. Поэтому государство осуществляет мероприятия стабилизационной политики.

Методы  госрегулирования экономики делятся на: административные и экономические. Экономические методы не содержат приказов и предполагают формирование общих условий хозяйствования. Они делятся на прямые (прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта: госзакупок, финансирования за счет государственных средств и др.) и косвенные экономические методы (формируют общие предпосылки для соответствующей хозяйственной деятельности: стимулирование инвестиций, занятости, экспорта и т.д.)

Государство, стимулируя рыночные отношения, использует следующие инструменты:

- фискальную  политику (политику расходов и  доходов государства);

- денежно-кредитную  политику;

- планирование, программирование, прогнозирование;

- социальную  политику.

 

17. СПРОС: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

Спрос – количество продукта, которое потребители желают приобрести в единицу времени при данных экономических условиях.

Величина спроса выражает платёжеспособную потребность покупателей.

Зависимость объёма спроса на определённый товар от соответствующих факторов выражает функция спроса: QDX=f (PX, PY…PN, Т, I, Е…), где

QDX – объём спроса на товар Х, PX – цена данного товара, PY…PN – цены других товаров, Т – вкусы и предпочтения потребителя, I – денежный доход потребителя, Е – экономические ожидания покупателя и т.д.

 Если все факторы кроме цены данного товара неизменны, то функция  спроса примет форму функции спроса от цены: QDX=f (PX), Эта функция выражает содержание закона спроса, который графически интерпретируется с помощью кривой спроса (рис.1).

Закон спроса – существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на данный  товар.

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется наличием эффектов дохода и замещения (субституции).

Эффект  дохода: снижение цены товара увеличивает реальный доход (покупательную способность) потребителя и приводит к расширению объёма спроса.

Эффект замены (субституции): снижение цены данного товара означает его относительное удешевление по сравнению с другими товарами, что приведёт к их замещению в потреблении данным товаром и увеличит объём спроса на него.

Индивидуальный  спрос – спрос конкретного потребителя с его вкусами и особенностями.

Рыночный  спрос – сумма индивидуальных спросов отдельных потребителей при разных возможных ценах.

Следует различать два понятия: изменение  величины спроса и изменение спроса. Изменение величины спроса выражается в перемещении с одной точки в другую точку на одной и той же кривой спроса в результате изменения цены данного товара. Изменение спроса выражается в сдвиге кривой спроса под воздействием изменения неценовых факторов спроса (цены других товаров, вкусы и предпочтения потребителя, денежный доход потребителя, и т. д) причем, при увеличении спроса кривая сдвигается вправо, а при уменьшении – влево (рис.3).


 Р              Р   


      

     S       



 P D2


 


          Do 


                     


             D1  


      Q1                   Q2 Q             Q


Рис.2. Изменение величины спроса.   Рис. 3. Изменение спроса.

 

 

 

18. ПРЕДЛОЖЕНИЕ:  ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (SUPPLY) – это готовность производителей продать определенное количество блага по определенной цене за определенный период времени.

Цена предложения  – это минимальная цена, по которой  продавцы согласны продать определенное количество товара.

Объем предложения  – это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец в единицу времени при определенных условиях.

Зависимость между объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ представляет собой графическое выражение взаимосвязи между  ценой  и количеством предлагаемого товара, и  имеет положительный наклон (Рис. 1.).

Детерминанты  предложения: цены на данный товар (ценовой  фактор предложения); цены на товары товары (Pb, P2), цены на ресурсы (TC), количество производителей (h), налоги (T) и субсидии (S), технология производства (L), государственная политика и другие особые неценовые факторы (EN). Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Qsa = f (Pa, Pb,... Pz, ТС, L, T, S.....∑N)

Если все  факторы, кроме цены на данный товар, остаются неизменными, то

Qsa = f (Pa)

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Движение вдоль кривой предложения вызвано изменением цены на конкретный данный товар и представляет собой изменение объема (величины) предложения блага (Рис.1.) Изменение в предложенном сдвиге всей кривой предложения отражает изменение в предложении, которое  связано с изменением неценовых факторов. Сдвиг кривой предложения вправо показывает расширение предложения блага, а влево его сокращение (Рис. 2).


 Р              Р           S1


                 S


S        S2




 

             

               


Q             Q

Рис.1. Кривая предложения.      Рис. 2. Функция предложения.

 

19. ОТРАСЛЕВОЕ РЫНОЧНОЕ  РАВНОВЕСИЕ.

ТОВАРНЫЙ ДЕФИЦИТ  И ТОВАРНЫЕ ИЗЛИШКИ.

 

Каждый акт купли-продажи  товара совершается в результате обоюдного соглашения покупателя с продавцом о величине  цены блага, причем  каждая из сторон обмена стремится извлечь максимальную выгоду для себя.

Совмещая на одном  графике кривые спроса и предложения  можно получить точку пересечения кривой спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (Е).


  P         D    Излишек          S   Излишек:


          Q1s>Q1d


 P2         конкуренция производителей


сдвигает цены к равновесной  цене.

  E       Дефицит:

 PE         Q2s<Q2d


          Конкуренция потребителей


 P1         сдвигает цены (повышает их) к


S D  равновесной цене.

           Дефицит

   Q1d   Q2s Q Q2d        Q1s


     Q

 

 Рис. 1. Цена равновесия  и отклонения от нее.

 

В точке равновесия PE = PD = PS ,

где РЕ — равновесная цена;

РS — цена предложения;

РD — цена спроса.

Это означает, что QE = QD = QS,

где QE — равновесный объем;

QS — объем предложения;

QD — объем спроса.

 

Равновесная цена (РЕ), или цена рыночного клиринга — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Если цена выше равновесной (Р2), то наблюдается излишек товара на рынке; если же цена ниже равновесной (Р1) -   наблюдается дефицит товара.

Общество не всегда довольно существующими равновесными ценами. Именно это и вызывает необходимость  государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Если установленная государством максимальная цена находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если выше равновесного уровня), то образуется излишек (см. рис. 1).

 

20. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА:  
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА.

 

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл.

Эластичность – это степень реакции изменения объема спроса (предложения) в ответ на изменение цены  и других факторов влияния. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, который показывает на сколько процентов меняется объем спроса  на товар в результате изменения его цены на 1%.

Формы эластичности спроса - эластичность может изменяться от нуля до бесконечности:

۰Эластичный спрос ( >1) - изменение величины спроса в большей степени, чем цены (Рис. 1). Если спрос эластичен, изменение цены ведет к противоположному изменению выручки.

۰Неэластичный спрос ( <1) - величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (Рис. 1). Если спрос неэластичен, изменение цены влияет на выручку в том же направлении.

۰Единичная эластичность спроса ( =1). Изменение цены на 1%  вызывает изменение спроса также на 1% (Рис. 1). При единичной эластичности выручка не меняется при изменениях цены.

۰Совершенно эластичный спрос ( => ∞). Величина спроса бесконечно изменяется (Рис. 2).

۰Совершенно неэластичный спрос ( = 0). Величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены (Рис. 2).

       Р                   Р         = 0


       <1


 

              => ∞



 >1 

 

 

 =1

          Q               Q


Рис. 1.            Рис. 2.

Деление эластичности на перечисленные выше формы  условно,  поскольку разные товары имеют разный коэффициент эластичности спроса.

۰Эластичность спроса по цене. Ценовая или прямая эластичность спроса показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара. Точечная эластичность измеряется в одной точке кривой спроса:

 

где, ΔQD (изменение спроса) = QD2 – QD1, а ΔР(изменение цены) = Р2 – Р1.

Зависимость между объемом  спроса и изменением цены обратная, поэтому коэффициент эластичности спроса будет отрицательной величиной. Но здесь важен не знак, а его абсолютная величина. Дуговая эластичность (большие изменения цены). В качестве исходной базы экономисты условились брать средние уровни цены ( = (P2 + P1) : 2) и количества спрашиваемой продукции ( =(Q2 + Q1) : 2).

EРD = =

Факторы ценовой эластичности спроса: ۰Заменяемость. Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос от цены на анализируемый товар. ۰Удельный вес в доходе потребителя.   Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса. ۰Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы роскоши эластичен, а на предметы первой необходимости – неэластичен. ۰Фактор времени. Краткосрочный спрос неэластичен, а долгосрочный – эластичен. • Доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар.

۰Эластичность спроса по доходу (ЕID).Определяет отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению дохода: 

 ЕID = =

где QD' — средняя величина объема спроса на товар; I' — средняя величина дохода потребителя.

Формы эластичности спроса по доходу:۰ Положительная эластичность спроса по доходу (ЕID > 0). Она относится к нормальным товарам. ۰Отрицательная эластичность спроса по доходу (ЕID < 0). Относится к  товарам низшей категории. ۰Нулевая (ЕID= 0). Объем спроса нечувствителен к изменению дохода.

۰Перекрестная эластичность спроса (ЕDAB). Показывает, как изменяется спрос на один товар (А) в ответ на изменение цены другого товара (В)

EРDAB = =

где QDA — объем спроса на товар А; РB  — цена товара B.

Формы перекрестной эластичности: ۰Положительная (EРDAB >0) .Товары взаимозаменяемые. ۰Отрицательная (EРDAB <0). Товары взаимодополняемые. ۰Нулевая. (EРDAB  = 0). Потребление одного блага не зависит от цены на другое.

 

21. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:  ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА.

Информация о работе Шпараглка по "Экономической теории"