Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:18, шпаргалка
Билет№1.Основные этапы эволюции экономической теорииЭк. мысль возникла в условиях образования рабовладельческих государств. Тогда возникла частная собственность, деньги, торговля, рынок, цены. На востоке в 5-4 тыс. до н. э. были высказывания ученых, религиозных деятелей, касающиеся рабовладельческого строя. Конфуций (551) говорил о том, какими качествами должен обладать император: “Он должен быть отцом нации, образованным, способным сделать гос-во богатым, а народ довольным”. Древ. Индия (4-3 в.до н.э.) Каутилья, советник царя, оставил наставления для царя: -должен поддерживать деление общества на касты; -надо осуществлять контроль за полевым земледелием; -контроль за ремеслами; -надзор за торговлей; -контроль за сбором налогов. Древн. Греция Ксенофон (ввел понятие экономика (правила ведения хоз), написал трактат о домоводстве), Платон ( должно быть разделение труда), Аристотель(все виды деятельности делил на 2 сферы
Билет№1.Основные
этапы эволюции экономической
теорииЭк. мысль
возникла в условиях образования рабовладельческих
государств. Тогда возникла частная собственность,
деньги, торговля, рынок, цены. На востоке
в 5-4 тыс. до н. э. были высказывания ученых,
религиозных деятелей, касающиеся рабовладельческого
строя. Конфуций (551) говорил о том, какими
качествами должен обладать император:
“Он должен быть отцом нации, образованным,
способным сделать гос-во богатым, а народ
довольным”. Древ. Индия (4-3 в.до н.э.) Каутилья,
советник царя, оставил наставления для
царя: -должен поддерживать деление общества
на касты; -надо осуществлять контроль
за полевым земледелием; -контроль за ремеслами;
-надзор за торговлей; -контроль за сбором
налогов. Древн. Греция Ксенофон (ввел
понятие экономика (правила ведения хоз),
написал трактат о домоводстве), Платон
( должно быть разделение труда), Аристотель(все
виды деятельности делил на 2 сферы Экономика(удовлетворение
потребностей), хрематистика(богатство
не честным путем) (5-4 в.до н.э.) ученые-философы,
рабовладельцы: -ввести разделение труда;
-набирать управляющих из рабов и поощрять
их; -натур. хоз., ведущееся трудом рабов
- нормально. Эк. мысль эпохи средневековья.
Эк. мысль имела религиозную окраску. Хрестианство-протестанская
религия рабов. Хрест-во провозглашало
равенство умственного и физич. труда,
осуждало богатства, частн. собственность,
ростовщичество, мораль –обязательность
труда. Затем хрест. мораль изменилась
в худшую сторону: церковь отошла от догм
раннего хрес-ва, за поддержку феодалов
получала наделы земель. Средневековый
теолог Фома Аквинский 13 в. обосновал правомерность
крепостничества (земли без хозяина не
должно быть). В 14 веке в западной Европе
феодализм вступил в стадию разложения.
Креп. право исчезло, натуральное хоз.
заменяется товарно-денежным. Богатство
сращевается с деньгами, а советники королей
пишут трактаты о деньгах. Меркантилизм.
В 16-18 вв. в недрах феод-ма сформировался
новый способ про-ва - капитализм. В его
формировании большую роль сыграли буржуазия
и купцы. Их взгляды образовали первую
эк. теорию - меркантилизм. Для создания
капитала нужны 2 условия: деньги, свобод.
рабоч. сила + предпринимательские способности.
Мерк-ты считали, что основой богатства
являются деньги. Источник получения денег
- внешняя торговля и неэквивалентный
обмен. Мерк-зм прошел 2 стадии развития:
1) Ранний мерк-зм(16в.): денеж. баланс (чтобы
деньги не уходили из страны), ввели политику
протекционирования. 2) (17в.) проводят политику
торгового баланса (вывоз собств. товаров
преобладает над ввозом). Меры: поощрение
экспортной торговли премиями, запрет
вывоза необработ. сырья, создание монопол.
торговых компаний типа Ост-Индской. Вывод:
теория мерк-ов, воплощенная в эк.политику,
сделала Англию самой богатой страной.
Физиократы (греч.власть природы)- Кенэ,
Тюрго. Школа сформировалась во Франции.
Сельское хоз-во - преобладающая отрасль.
Содержание учений: -критика меркантелистов.
Считали, что богатством является не торговля,
а продукций с/х.; -разделяли общество на
3 класса (производительный, класс собственников,
непроизвод. класс). Физиократы добивались
эк. политики направленной на развитие
крупного земледелия, нужно было объявить
своб. конкуренцию, налоги возложить на
земел. собственников. Они доказали несостоятельность
феод. системы.Классическая школа. Это
период первонач. накопления феод-ма, когда
из недр кап-ма рождалсь английский кам-зм.
Петти отстаивал неприкосновенность ч/с,
считал источником богатства - сферу матер.
про-во, необходимо расширить сферу про-ва,
и сужать сферу обращения, признавал, что
даже умеренный труд спасет нацию. Смит
был экономистом мануфактурного периода:
применялся речной труд. Смит считал, что
залогом успешности хоз. развития явл.
эк. свобода рабочих и капиталистов, ч/с,
свобода предпринимательства, свобода
конкуренции. Считал, что задача полит.
экономии определить общ. условия роста
нац. богатства, товар имеет потребительскую
и меновую стоимость, стоимость товара
определяется кол-вом затраченного труда.
Рикардо - представитель классической
школы. Он видел в кап-ме прогрессивный
способ про-ва, за то, чтобы с/х велось капитал.
путем, задача эк. Теории определение законов.
Управляющих распределением труда между
двумя классами общества. Считал, что основной
теорией кап-ма является стоимостью.Утопический
социолизм и капитализм. В 15-16 веке недостатки
кап-ма вызвали критику. Лучшие умы человечества
выступили за новую, справедливую, основанную
на братстве и равенства систему. Мор “Утопия”
- описание идеального строя, существовавшего
на острове Утопия. Труд - всеобщая обязанность,
распределение по потребностям. (Компанелло,
Мабли). Руссо: несправедливо концентрировать
собст. в одних руках, народ имеет право
на насильственное устранение несправедливости.Французские
утописты - Сен Симон, Фурье. В 1848 году
по просьбе франц. комунистов Маркс и Энгельс
написали манифест ком. партии: -ликвидация
ч/с на средства производства и землю,
-введение коллективной собст-ти, -одинаковая
обязанность труда для всех. Было написано
№ тома “Капитала”. ( 1 том -процесс про-ва
капитала, поляризация капитала, 2 - воспроизводство
кап-ла, 3 -воспроизводставо в целом, как
создается прибавочная стоимость). Значение
марксизма: это новая эк. теория, связанная
с социологией. Русские марк-ты: Плеханов,
Ленин, Сталин.Маржинализм - теория предельной
полезности и объективной ценности. Школа
мар-ма пыталась разработать теорию поведения
потребителя. Для покупателя важна полезность
товара и его цена. В их анализе обмена
большое внимание уделялось микроанализу.
Полезность - это способность какого-либо
товара удовлетворить потребность. Существует
закон насыщения потребности: с удовлетворением
потребностей необходимость в каком-либо
благе начинает снижаться. Значение мар-ма:
-они начали пересматривать предмет эк.
теории, -на базе мар-ма сформировалась
неоклассич. теория, - они повернули эк.
теорию лицом к потребителю.Натуральная
и товарная формы организации товарного
про-ва История знает 2 основных формы
организации товарного производства:
натуральная и товарная. Они отличаются
развитостью общественного труда, замкнутостью
и открытостью экономики, эк. формой изготовления
продукта, видом эк. связей между производством
и потребителем. Натуральное хоз - система
организации эк. отношений, при которой
люди создают продукт для удовлетворения
собственных потребностей: ручной универсальный
труд, простейшая техника, замкнутость
и само-обеспечение, прямые эк. связи. Человек
появился 1 млн. лет назад. 7-5 тыс. лет до
н. э. - эпоха собирательства. Воспроизводящее
хоз - возделывание земель, появление домашних
животных. Изобрели соху. Внутри общины
появились частники,община распалась
на семьи. Из земледельческих общин выделились
3 разделения труда: скотоводческие племена,
ремесленники, купцы. Таким образом из
натурального хозяйства вырисовывалось
товарное. Товарное хоз - это система, где
продукты труда предназначаются для обмена
на рынке: общественное разделение труда,
экономическая обособленность, отделение
промышленности от с/х, появление ч/с, появление
товара - продукта труда, произведенного
для продажи, а не для собственного потребления.
Товарное про-во делится на простое (ремесло,
мелкое про-во) и капиталистическое (крупное
про-во, появление денежного обращение,
понятия товар).Собственность
и ее формы. Многоукладная
и смешанная экономика.Собственность
– явление сложное и многомерное. Это
отношение человека к вещи. В хозяйственной
жизни фигурируют средства производства,
предметы труда, Взаимоотношения людей.
Собственность является основой всех
остальных эк. отношений. При рабстве и
феодализме собственность явл. основой
внеэкономического принуждения. При капитализме
сущ. экономическое принуждение к труду.
Через отношения собственности выражаются
самые глубинные связи и взаимозависимости
в обществе, т.е. выражается сущность эк.
бытия. Собственность есть отношения между
людьми по поводу присвоения средств пр-ва
и продуктов труда. История
знает 2 типа собственности:
общая и частная.Эк. отношения собственности
предполагают субъектов собственности
и имущества. Отношение собственности
- имущественное отношение.Оно составляет
основу хоз жизни. При выяснении отношений
собственности возникают вопросы: 1) Кто
владеет, пользуется эк. властью. 2) Каким
способам способом имущество. 3) Кому достаются
доходы от его использования.Следовательно,
система отношений собственности включает
следующие элементы:1) отношение присвоения.
2) отношение хоз. использования. 3) отношение
экономическ. реализации собственности.
При изучении собственности в рыночной
экономике нужно иметь в виду кому принадлежат
средства производства. Отношение хоз.
использования: Собственник может сдавать
в аренду ( или концессию). Система отношения
собственности порождает материальные,
денежные интересы. Отношения собственности
закрепляются в законодательстве.Через
право (свод законов) люди становятся носителями
прав и обязанностей.По Российскому законодательству
первым явл. физическое лицо или гражданин;
вторым– юридическое лицо, третьим –
государство; четвертым – муниципалитет
или местные органы власти.Есть объекты
права собственности: 1) недвижимость (
земля, здания, квартиры).2)движимое имущество
( деньги, ценные бумаги) 3) интеллектуальная
собственность (товарные знаки, произведения).В
результате гос. регулирования появл.
право собственности. Оно включает: владение,
пользование, распоряжение (завещание,
передача).Американский экономист Коуз
разработал эк. теорию прав собственности.
Он считает, что это пучок прав, а не отдельное
право собственности. Он включает 11 различных
прав: право владения, право управления,
на доход от собственности, на отчуждение,
право на безопасность, право на передачу
собственности др. лицам, право на суд.
защиту.Формы собственности. 1) частная
(1. трудовая (когда сам владелец средств
пр-ва работает и живет своим трудом, 2.
нетрудовая (предприниматель владеет
предприятием и нанимает рабочую силу)).
2) общая долевая собственность. Она созд.
путем объединения частных вкладов или
долей; управляется коллективно. Доход
зависит: от величины взноса, от трудового
вклада (акционерное общество, совместные
предприятия, хозяйственные товарищества).
3) Общее совместное присвоение. Это коллективное
владение (семейная собственность, имущество
ремесленной мастерской). Нет деления.
К ней относится гос. собственность, муниципальная
собственность.Эволюция форм собственности
на Западе: 1) собственность при чистом
капитализме 18-19 вв. Все предприятия созд.и
принадлежат им и управляются ими же. 2)
Конец 19, 20 век. На западе происходит эволюция
форм собственности.предприятия становились
слишком большими стали превращаться
в АО. 70% - единоличные владения (5,8% товарооборот).
10% - различ. товарищества (4%).19% - корпорации-гиганты
(90,2%)Этапы становления
и развития экономической
теории. Экономика - фаза развития общества.
Любой человек является экономическим
субъектом. Экономика очень древняя наука.
С развитием государства экономика стала
называться политической экономикой.Экономика
- это наука, при помощи которой можно обогатить
свое хозяйство.Возникновение государства
определило необходимость хозяйства,
и экономика превращается в политическую
экономику. Предмет этой науки сформировался
в конце 16 начале 17 веков, в период зарождения
капитализма.С развитием торговли, возникновением
отношений по поводу продажи товаров,
возникает буржуазия. Накопив первоначальный
капитал, она вкладывает его в производство.
Но поскольку источником богатства была
сфера обращения, первым экономическим
учением становится меркантилизм (торговля).Экономическое
учение прошло два этапа: Монетаризм. Для
него характерна идеализация серебра
и золота как единственной формы богатства.
Сторонники данного направления вначале
отрицали внешнюю торговлю.Протекционизм.
Сторонники считали, что нужно защищать
своего производителя, но внешняя торговля
должна быть.Завоевав позиции в сфере
обращения, буржуазия проникает в сферу
производства.Источником богатства является
производство, а не торговля. Эта позиция
является основной для школы классической
политической экономики. Основоположники
школы - Петти и Буагильбер. Т.к. в это время
основой производства являлось сельское
хозяйство, то сторонники данной школы
сформировали направление - физиократы.
Источник богатства - только аграрный
труд.Основные идеи
Адама Смита:Минимальное вмешательство
государства в экономику;Рыночное самоуправление
на основе свободных цен, складывающихся
в зависимости от спроса и предложения
под влиянием конкуренции.Во второй половине
19 века политическая экономика пережила
глубокий кризис и распалась на две ветви:
Марксизм и Маржинализм.Предметом исследования
Марксизма был капиталистический способ
производства и соответствующие ему отношения
производства и обмена, а конечной целью
- открытие экономических законов капитализма.Маржинализм
изучает проблемы эффективного удовлетворения
потребностей в условиях ограниченных
природных ресурсов.Все предыдущие подходы
носили в большей степени микроэкономический
анализ, т.к. рассматривали мотивы экономического
человека, который в своей деятельности
руководствуется только личным интересом
- максимизировать доход и минимизировать
затраты.Джон Кейнс -
КейнсианствоКейнс предметом своего
анализа сделал народное хозяйство в целом.
Такой подход получил название макроэкономического,
а созданное им направление - Кейнсианством.Отрицательные
черти маржинализма, состоящие в его математических
расчетах, графиках и формулах, абстрактных
рассуждениях, административных методов
управления, выявили его несоциальный
характер, что привело к возникновению
институционально-
Билет №2. Главные направления современной экономической науки.
Во второй
половине нынешнего века трудовая теория
стоимости и теория предельных величин,
не отрицая одна другую, вместе использовались
при решении теоретических и
практических проблем развития экономики.
Кейнсианство было вполне состоятельным
в чрезвычайных условиях развития (экономические
кризисы, военная обстановка, период восстановления
разрушенного хоз-ва), когда особенно необходимо
централизованное регулирование экономики.
С переходом же к нормальному развитию
хоз-ва широкое вмешательство гос-ва в
него становится нецелесообразным, ибо
оно в определенной степени сковывает
частную предпринимательскую инициативу
и парализует рыночный механизм, который
в обычных условиях способен восстанавливать
нарушенное равновесие в экономике и поддерживать
его. Главной была проблема обеспечения
стабильного развития экономики страны.В
современной экономической мысли можно
выделить три основные ее течения: неоклассическая,
неокейнсианское и институционально-
1) Экономика
- относительно гармоничная и
равновесная система с
Немецкий ученый и общественный деятель Людвиг Эрхард создал свою теорию социально-ориентированного рыночного хоз-ва и осуществил ее на практике. Основные положения он изложил в книге “Благосостояние для всех” (1956): необходимость свободных цен и свободной конкуренции, равновесие спроса и предложения, равновесие экономики в целом; гос-во должно гарантировать эти условия и обеспечить социальную направленность развития рыночного хоз-ва, при котором каждый гражданин будет ощущать улучшения своего материального благосостояния.
Вторым направлением современной экономической теории считается неокейнсианство. В послевоенные годы была уже другая обстановка, в развитии экономики появились новые проблемы, а главное - обеспечение ее стабильного роста, при этом экономическая роль гос-ва, с одной стороны, ограничивалась в пользу свободного предпринимательства, а с другой стороны, приходилось пересматривать инструменты государственного воздействия на хозяйственную жизнь страны.Многочисленные последователи Д.М.Кейнса стремились приспособить его теорию к анализу проблем послевоенного воспроизводства (А.Хансен, Р.Харрод, Д.Робинсон и др.). Они исходят из того, что необходимо более полно учитывать факторы нестандартности, динамики экономических процессов. В результате была сформирована теория экономического роста, в которой рассматривались три важнейшие проблемы: динамического равновесия ( у Кейнса - статического равновесия), длительных отклонений, или циклических колебаний. Основным инструментом регулирования экономики считался процесс реализации (у Кейнса - спрос). Стратегическим фактором роста признавался технический прогресс вместо капиталовложений (инвестиций по Кейнсу). У классиков есть детально разработанная теория, однако у них недостает практических рекамндаций, у кейнсианцев нет целостной экономической системы, но есть конкретнаяпрограмма государственного регулирования экономики. Поэтому для устранения недостатков каждой из теорий было логичным сформировать теорию неоклассического синтеза на основе их обьединения (П.Самуэльсон, Д.Хикс).
Третьим
направлением современной экономической
теории является институционально-
Билет№7Экономическая
система общества. Способ
производства.Система
– слово греческого происхождения, соединение,
составленное из частей. Система не ограничивается
только эк-ой сис-мой. Вся окружающая действительность
– система.Выделяют материальные и абстрактные
системы.Материальные: Природные, социальныеАбстрактные
– понятия, гипотезы, теории, научные знания.Любая
система состит из определенных элементов,
которые взаимодействуют между собой.
Каждая система явл. Подсистемой более
высокого уровня.Любая система в своем
развитии проходит 5 стадий:Возникновение;
развитие; становление; прогрессивные
изменения; регресивные изменения; исчезновение.Эк
система как подсистема человеческой
цивилизации выступает в форме хозя-йствования
и может быть познана через анализ составляющих
ее элементов.Каждая сис-ма имеет определенную
структуру. Структура в переводе с лат.
Означает строение, расположение порядок.
Структура эк сис-мы – строение, расположение
составных элементов.Структура эк системы
включает следующие элементы: производственные
силы, производственные отношения, система
хозяйствования.
Социальные
экономические отношения
Еще выделяют технический способ производства. Он представляет собой средства труда в единстве с материалами , технологиями, энергией, информацией и организацией производства. В основе лежит развитие техники. В развитие которой выделяют три этапа:А) инструментализация (ручной труд).Б) механизация (использование машин).В) автоматизация (роботы)
Билет№8.Проблема выбора. Кривая производственных возможностей: содержание и графическое изображение.Проблема выбора..Проблема ограниченности ресурсов, производство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желающих приобрести их значительно больше. Для увеличения производства автомобилей требуется больше металла, резины. двигателей, и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены.Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.Ограниченность ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими ресурсами. Поэтому необходимо принимать решение о том, какие товары и услуги производить, а от производства каких товаров и услуг следует отказаться.Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других. Например, человек, скопивший деньги па покупку видеомагнитофона, в последний момент решает, что в преддверии зимы лучше купить себе шубу. Купив ее, он отказывается от реализации своего первого желания. Вопрос о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, перед правительством любой страны.Предположим, что экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: производить, скажем, продукт А — средства производства, или продукт Б — предметы потребления. Всякое увеличение производства продукта А потребует переключения части ресурсов с производства продукта Б и наоборот.Рассмотрим на условных данных альтернативные комбинации продукта А и Б, которые общество может выбирать.Согласно альтернативе А наша экономика направила бы все ресурсы для производства продукта А, т.е. товаров производственного назначения, а при альтернативе Д все наличные ресурсы были бы использованы на производство продукта Б, или предметов потребления.По мере продвижения от альтернативы А к Д мы увеличиваем производство предметов потребления за счет переключения ресурсов с производства средств производства. Двигаясь в этом направлении, общество удовлетворяет свои текущие потребности. Напротив, двигаясь от альтернативы Д к А, общество выбирает политику воздержания от текущего потребления, направляет ресурсы для увеличения производства средств производства.Из приведенного следует, что экономические ресурсы редки. Этот факт не позволяет экономике увеличивать одновременно производство продукта А и Б.Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства.Производство-это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный процесс, поскольку люди вступают при этом в совместную экономическую деятельность. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства- труд, капитал, земля, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства). Конечные потребности – это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно еще назвать личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предмеры потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.