Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:26, шпаргалка

Описание

1.Спрос –это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, котор. покупатели могут и хотят заплатить за нужные им товары. Закон спроса: Чем выше цена, тем ниже спрос. Кривая спроса имеет отрицательн наклон вниз вправа, что говорит об обратнопропорциональной связи между 2мя переменными(цена и спрос).

Работа состоит из  1 файл

1-8(эконом теория).doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

6.Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка. Поведение фирмы на рынке определяется типом рыночной структуры, в условия которого она действует. Тип рыночной структуры зависит от кол-ва фирм,их размеров, вида и хар-ра произведенной продукции, наличие или отсутствие ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информацией о ценах нововведений и др.Типы:1.Совершенная конкуренция-кол-во фирм-очень большое; характер продукции- страндартная; существование рыночных барьеров-нет;доступность к эноном информации-полная доступ;контроль над ценами-нет.2.Монополистическая кон-ция-кол-во фирм-большое; характер продукции-дифференцированная; существование барьеров-никакие;доступность информации-некоторое ограничение; контроль над ценами-частичный.3.Олигополия-кол-во фирм-небольшое;хар-р продукции-стандартная или дифференц;существование барьеров-высокие;доступность к информации-существенные ограничения;контроль над ценами-частичный.4.Монополия-кол-во фирм-1;хар-р продукции-уникальная;барьеры-непреодолимые;доступ к информации-недоступна;контроль-полный.

совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;• чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;• монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция; • олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).

 

7. Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:1) материальные, к которым относятся капитал и земля;2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант. Рынки факторов производства – это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты. Рынок земли в России только формируется, поскольку частной собственности на землю пока нет, как нет и кадастра — документа, учитывающего ценность земель. К земле относятся: сельскохозяйственные угодья, пашни, зоны прокладки коммуникаций, строительные площадки, зоны отдыха, зоны залегания полезных ископаемых. Для каждого вида земельных ресурсов может быть свой рынок. Рынок природных ресурсов (сырья) является одним из наиболее богатых и потому нещадно эксплуатируемых российских рынков, на которых осуществляется купля-продажа, в том числе и за границу, невосполнимых природных ресурсов: нефти, газа, угля, руды черных и цветных металлов, золота и драгоценных камней, а также трудновосполнимого ресурса — леса. К рынку природных ресурсов относится и аграрный рынок сельскохозяйственных продуктов: пшеницы, кукурузы, мяса, молока, шкур и шерсти. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы, рабочих мест, в общем услуг всего трудоспособного населения, включая учителей, ученых и руководителей компаний. Примером небольшого рынка труда может быть отдел кадров предприятия или организации, принимающий людей на работу. Рынок труда может существовать и в виде объявлений в газете, для тех, кто предлагает или ищет работу. Разновидностью рынка труда является рынок карьеры, на котором продавцы труда обладают высокой квалификацией, поэтому имеют большую гарантию найма и получают высокую заработную плату. На рынке труда функционируют как частные платные агентства по трудоустройству, так и государственные организации. Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. На рынке капитала осуществляется купля-продажа инвестиционных ресурсов, то есть реального капитала — производственных зданий и оборудования, техники и технологии, транспорта и систем связи, сырья и материалов, запасных частей и полуфабрикатов, — всего, что требуется для выпуска товаров и услуг. Он представлен товарными биржами, ярмарками, оптовыми базами, аукционами, сетью торговых компаний. Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи идр. Разновидностью рынка капиталов является рынок информации. Рынок информации является лишь частью более обширного, особого рынка интеллектуальных продуктов. Это рынок творений человеческого разума. Здесь объектами купли-продажи являются не только научные разработки, но и кинофильмы, аудио- и видеозаписи на магнитных или оптических носителях, фотографии, компьютерные программы, музыкальные, литературные и художественные произведения (картины, гравюры, скульптуры). Законом предусматривается правовая защита интеллектуальных продуктов.Она может осуществляться с помощью авторского права и патента. Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Распределение дохода между владельцами различных факторов производства. Заработная плата является вознаграждением за труд, рента – за землю, а проценты, дивиденды и нераспределенные прибыли компании – за капитал. Рынок факторов производства отличается тем, что на нем производители, которые раньше были продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Расходы производителей становятся доходами для продавцов ресурсов. Поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, от их рационального распределения между отдельными производителями.Предложение факторов производства зависит прежде всего от специфики каждого рынка. Дело в том, что рынок факторов производства складывается из трех видов рынка: рынка труда, рынка земли, рынка капиталов. В зависимости от факторов развития рынка формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в их производстве.Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них зависит уровень издержек производства. При имеющемся техническом базисе цены будут определять количество ресурсов, которое можно использовать. Спрос на факторы производства. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

 

8. Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Принятие решений по инвестиционным проектам осложняется различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения. Классификация распространенных инвестиционных решений:1) обязательные инвестиции, то сеть те, которые необходимы, чтобы фирма могла продолжать свою деятельность: решения по уменьшению вреда окружающей среде; улучшение условий труда до государственных норм.2) решения, направленные на снижение издержек: решения по совершенствованию применяемых технологий; по повышению качества продукции, работ, услуг; улучшение организации труда и управления.3) решения, направленные на расширение и обновление фирмы: инвестиции на новое строительство (возведение объектов, которые будут обладать статусом юридического лица); 4) решения по приобретению финансовых активов: решения, направленные на образование стратегических альянсов (синдикаты, консорциумы, и т.д.); 5) решения по освоению новых рынков и услуг. Дисконтирование — приведение стоимости будущих платежей к значению на текущий момент. Отражает тот экономический факт, что сумма денег имеющаяся в данный момент, имеет большую стоимость, чем равная ей сумма, которая появится в будущем. Эта операция обратна операции начисления сложных процентов. Процентная ставка, используемая при этих расчетах, называется ставкой дисконтирования. Процентная ставка является определяющим фактором не только на денежном рынке и рынке ценных бумаг,в частности облигаций, она играет большую роль и при принятии инвестиционных решений. Посредством этого инвестор может определить доходность инвестирования, т. е. тот объем денежной массы, которыйон получит при реализации проекта или программы, в которую был вложен капитал. Как известно, экономический субъект, осуществляющий долгосрочные капитальные вложения, отказывает себе в настоящеевремя в потреблении тех ресурсов, которые идут на финансирование, ради получения еще большей суммы.В связи с этим прибыль, полученная от осуществления какой-либо деятельности, должна покрыть не толькотак называемый ущерб от недоиспользования, но и принести реальную прибыль и оправдать себя. Тольков этом случае инвестиционная деятельность расценивается как эффективная.Чтобы хозяйственная деятельность была успешна, а результаты высокими, предприниматель всегда должен ориентироваться на динамику рыночной ставки процента. Фирма, которая имеет на складах запасы готовой продукции и иных продуктов производства, отказывается от процента, который она могла бы получить при их текущем потреблении. Соответственно, чем выше оказывается процентная ставка сегодня, тем более дорогостоящим становится хранение запасов. Это побуждает фирму сокращать их, и, как следствие, поток инвестиций прекращается. Инвестирование — это многоэтапный процесс, в некоторых случаях он может быть осуществлен единовременно. Также и прибыль от вложения капитала, или доходность проекта, не является абсолютно четкой величиной: она разбита на несколько частей, каждую из которых владелец фактора получает по истечении определенного промежутка времени. Таким образом, важным считается понятие дисконтирования. Данный показатель производит оценку будущей стоимости капитальных благ исходя из текущей с учетом экономических ожиданий и динамики процентной ставки. Иными словами, необходимо соотносить то, что мы затрачиваем сегодня и то, что можем получить в будущем. Если выручка в будущем не сможет покрыть текущих затрат, проект считается неэффективным и не подлежит осуществлению. Таким образом, принимая решение, очень важно рассчитать именно эти два показателя. Допустим, что перед кредитной организацией стоит выбор: выдать кредит юридическому лицу под 15% годовых по ежеквартальному начислению сложных процентов или же под 18% по полугодовому начислению сложных процентов. Сразу трудно однозначно и правильно ответить, но путем математических расчетов получается, что наиболее выгодной для банка окажется в результате сделка под 18% годовых. В противном случае банк будет нести потери, связанные либо с занижением ставки процента, либо с ее завышением, что может оттолкнуть дебитора.

Формула дисконтирования  имеет следующий вид: FV = 2 PV (1+r)*, где FV — это будущая ценность вложения; PV — сегодняшняя ценность; r — ставка процента; * — число лет.

Соответственно наиболее рациональным является то решение, при осуществлении которого будущая стоимость инвестиций оказывается наибольшей.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"