Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономической теории"
1. Предмет экономической теории.
2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
3. Экономические законы, их система и использование.
4. Методика экономической теории.
5. Общественное производство и его факторы.
6. Общественный способ производства.
7. Социально-экономические системы.
8. Социально-экономическая сущность собственности.
9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.
10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.
11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.
12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.
13. Денежное обращение и его законы.
14. Сущность рынка и его функции.
15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.
16. Рынок капитала.
17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования,
18. Рынок ссудного капитала.
19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.
20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.
21. Рынок рабочей силы.
22. Биржа труда и ее функции.
23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.
24. Предприятие (фирма) и его функции.
25. Организационно-правовые формы предприятий.
26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.
27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.
28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.
29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.
30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.
31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.
32. Конкуренция, ее виды и функции.
33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.
34. Естественные монополии и их регулирование.
35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.
36. Издержки производства, их виды и структура.
37. Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.
38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
39. Влияние факторов производства на доходы.
40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.
41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).
42. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.
43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).
44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.
45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.
46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.
47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.
48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.
49. Кредит и его основные формы.
50. Банковская система, ее структура и функции.
51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.
52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.
53. Государственные и местные бюджеты.
54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.
55. Социально-экономические последствия инфляции.
56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.
57. Денежные реформы.
58. Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.
59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.
60. Уровень жизни населения и его показатели.
61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.
62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.
63. Государственная политика по социальной защите безработных.
64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.
65. Формы и тенденции международных экономических отношений.
66. Свободные экономические зоны, их типы.
67. Международное движение капиталов.
68. Международная торговля.
69. Экономическая политика.
70. Торговый и платежный балансы страны.
71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.
72. Валютный курс, его функции и режимы.. Методы поддержания валютного курса.
73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.
74. Рыночная экономика и ее основные черты.
75. Приватизация государственной собственности.
76. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.
77. Основные проблемы формирования рыночной экономики в России.
78. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.
79. Этапы развития экономической теории.
80. Система национальных счетов.
Денежная масса - совокупность
покупательских, платежных и накопленных
средств, обслуживающая экономические
связи и принадлежащая
14.Сущность рынка и его функции.
Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Функции рынка:
Самуэльсон: "Ни одно правительство не может быть мудрее рынка".
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе «О природе и причине богатства народа» в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса «Капитал», Ленина «По поводу так называемого вопроса о рынке» и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.
Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.
В рыночной экономике
рынок стоит непосредственно
между производителями и потреб
что производить;
как производить;
для кого производить.
В командной системе
хозяйства между
В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
закон стоимости;
спроса и предложения;
закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.
15.Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.
Рынок - это есть совокупность
экономических отношений
Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Классификация Р:
Рынки можно разделить
по признакам: степень монополизированности(
По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).
По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.
по территориальному признаку(местные, национальные, региональные, мировой);
функциональный признак(
по
потребительским товарам(
Совокупность рынков одной страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.
Есть организованный, неорганизованный легальный - теневой
Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный
Виды рынков: Рынок товаров и услуг Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств производства Рынок «ноу-хау» и другой информации Рынок труда Финансовый рынок или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи
Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного) монополистическая конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)
Национальные рынки различаются валютой, налогами, национальными стандартами.
Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
1.путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.
2.путем поддержания малых и средних предприятий.
3.налоговое и кредитное
стимулирование товаров
4.переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.
5.постепенная отмена
дотирования убыточных
6.радикальный пересмотр
льготного перераспределения
Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: «О защите потребительского рынка» от 20.12.91г. «О защите потребителей» от 26.06.91г.
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, , лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения.
Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения(прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.
16.Рынок капитала.
Промышленный капитал - капитал, занятый в сфере материального производства. В процессе функционирования промышленного капитала от него отделяются ссудный и торговый капитал.
Торговый капитал - это
обособившаяся часть
Рынок инвестиций, денежного капитала, есть особая форма денежного рынка, на котором покупаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т.е. капиталовложения. Предприниматели не имеющие достаточных средств для создания своего дела, развития производства, желают приобрести такие средства в обмен на будущие деньги, товары, поставки, имущество или на других условиях. Полем действия рынка инвестиций являются прежде всего инвестиционные банки, но рыночные отношения на почве купли-продажи инвестиций могут возникать между предпринимателями, желающими продать и купить капитал.
Акционерный капитал - это капитал акционерного общества.
Акционерное общество - это такое предприятие, в капитал которого вкладывают свою долю многие участники покупая его акции.
Любой капитал начинает свое движение с денег и последовательно проходит три стадии движения. На каждой из этих стадий он принимает соответствующую форму.
Формула движения капитала:
СП
/
Д - Т ... П ... Т' - Д'
\
РС
L---------+----------+--------
1 2 3
На первой стадии капитал выступает в форме денежного капитала.
На второй - в форме производительного (промышленного) капитала. Эта стадия является главной в кругообороте капитала, т.к. здесь происходит создание новой потребительской стоимости, новой стоимости прибавочного продукта (прибавочной стоимости).
На третьей - в форме товарного или торгового капитала:
Д' = Д - Д~
Прибавочный продукт
после реализации товара возвращается
к производителю в форме
Прибыль бывает: индивидуальная, отраслевая и средняя (общая).
Индивидуальная прибыль - это прибыль, которую получает каждый отдельный предприниматель.
Отраслевая - это прибыль, образованная внутри отраслевой конкуренции за более выгодные условия производства и сбыта товаров за получение дополнительной прибыли.
Общая прибыль образуется в результате межотраслевой конкуренции.
Средняя прибыль - это есть равная прибыль на равновеликий капитал.
Цена производства равна авансированному капиталу + средняя прибыль.
Торговый капитал - это
есть обособившаяся часть
Он имеет свою формулу кругооборота: Д - Т - Д'
На авансированном торговом капитале предприниматели получают прибыль, называемую торговой.
Торговый капитал вместе с промышленным участвуют в обращении средней прибыли.
Торговая прибыль - это часть прибыли, которую промышленные предприятия уступают торговле.
17.Товарные биржи, их функции и механизьм функционирования.
Биржа - это торговый посредник, способствующий заключению оптовых сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг.
ТБ - самостоятельные специализированные негосударственные учреждения для проведения торговых операций по заключению сделок о крупномасштабной продаже и купле материально-вещественных товаров, продающихся по стандартам и образцам. Это регулярно функционирующий, организованный, действующий по определенным правилам и в определенном месте оптовый товарный рынок. Основной предмет сделок на товарной бирже - представленные на ней товары и контракты на куплю-продажу товаров. ТБ призваны: упорядочивать торговлю товарами, оказывать посреднические услуги при заключении сделок, регулировать процесс торга между продавцами и покупателями товара, собирать и публиковать информацию о ценах на биржевые товары.
Брокерские конторы
и фирмы наполняют фирму
Механизм функционирования.
Клиент, желающий купить или продать товар через биржу, должен обратиться в брокерскую контору. Заявитель заполняет бланк-приказ и передаёт его полномочному брокеру. Эти стартовые операции могут производиться вдали о самой биржи - в периферийных органах. Затем полномочный брокер передает заявку и отдает указание брокеру-исполнителю счетов, после чего она поступает в центральные органы биржи. В начальной фазе клиент платит гарантийный взнос - маржу(10% от предмета сделки), это залог, который затем возвращается. Принятый заказ на продажу(куплю), поступает в торговую секцию операционного зала, проходя через приемный пульт и регистратуру, и затем пересылается в биржевое кольцо, где и разворачиваются главные события. Наряду с брокерами в торге принимают участие в качестве ведущих и фиксирующих сделки биржевые маклеры.