Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономической теории"

Содержание

1. Предмет экономической теории.
2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
3. Экономические законы, их система и использование.
4. Методика экономической теории.
5. Общественное производство и его факторы.
6. Общественный способ производства.
7. Социально-экономические системы.
8. Социально-экономическая сущность собственности.
9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.
10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.
11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.
12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.
13. Денежное обращение и его законы.
14. Сущность рынка и его функции.
15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.
16. Рынок капитала.
17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования,
18. Рынок ссудного капитала.
19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.
20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.
21. Рынок рабочей силы.
22. Биржа труда и ее функции.
23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.
24. Предприятие (фирма) и его функции.
25. Организационно-правовые формы предприятий.
26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.
27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.
28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.
29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.
30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.
31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.
32. Конкуренция, ее виды и функции.
33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.
34. Естественные монополии и их регулирование.
35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.
36. Издержки производства, их виды и структура.
37. Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.
38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
39. Влияние факторов производства на доходы.
40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.
41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).
42. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.
43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).
44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.
45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.
46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.
47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.
48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.
49. Кредит и его основные формы.
50. Банковская система, ее структура и функции.
51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.
52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.
53. Государственные и местные бюджеты.
54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.
55. Социально-экономические последствия инфляции.
56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.
57. Денежные реформы.
58. Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.
59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.
60. Уровень жизни населения и его показатели.
61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.
62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.
63. Государственная политика по социальной защите безработных.
64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.
65. Формы и тенденции международных экономических отношений.
66. Свободные экономические зоны, их типы.
67. Международное движение капиталов.
68. Международная торговля.
69. Экономическая политика.
70. Торговый и платежный балансы страны.
71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.
72. Валютный курс, его функции и режимы.. Методы поддержания валютного курса.
73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.
74. Рыночная экономика и ее основные черты.
75. Приватизация государственной собственности.
76. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.
77. Основные проблемы формирования рыночной экономики в России.
78. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.
79. Этапы развития экономической теории.
80. Система национальных счетов.

Работа состоит из  1 файл

Ответы к экзамену по эк.теории.doc

— 670.00 Кб (Скачать документ)

Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных  средств, обслуживающая экономические  связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также  государству. Это важный количественный показатель движения денег.


14.Сущность  рынка и его функции.

Р - обмен товарами и  услугами, организованный по законам  товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, отношения спроса и  предложения.

Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг

Функции рынка:

  • Ценообразующая;
  • Посредническая;
  • Информационная;
  • Регулирующая;
  • Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).

Самуэльсон: "Ни одно правительство  не может быть мудрее рынка".

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил  Адам Смит в работе «О природе и  причине богатства народа» в 1776 г. Смит считает, что объективной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Адам Смит называл  рынок невидимой рукой. Учение Смита  нашло свое дальнейшее развитие в  трудах Маркса «Капитал», Ленина «По  поводу так называемого вопроса  о рынке» и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.

Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений  лежит общественное разделение труда.

В рыночной экономике  рынок стоит непосредственно  между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

что производить;

как производить;

для кого производить.

В командной системе  хозяйства между производителями  и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.

В смешанной экономике  между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования  рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

закон стоимости;

спроса и предложения;

закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся  в соответствии с качеством и  количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который  определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения  регулирует количество денег, которое  необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.

Рыночный механизм - это  механизм формирования цен и распределения  ресурсов, механизм взаимодействия продавцов  и покупателей товара.


15.Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Р - обмен товарами и  услугами, организованный по законам  товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и  услуг

Классификация Р:

Рынки можно разделить  по признакам: степень монополизированности(формы  конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

По  форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).

По  виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

по  территориальному признаку(местные, национальные, региональные, мировой);

функциональный признак(оптовый, неорганизованный);

по  потребительским товарам(дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).

Совокупность рынков одной страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения  национальной экономики. Внутри него могут  выделяться региональные рынки.

Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.

Есть организованный, неорганизованный  легальный - теневой 

Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный

Виды рынков: Рынок  товаров и услуг Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств  производства Рынок «ноу-хау» и другой информации Рынок труда Финансовый рынок или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи

Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции  чистая монополия (власть одного) монополистическая  конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)

Национальные рынки  различаются валютой, налогами, национальными  стандартами.

Рынок потребительских  товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

1.путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.

2.путем поддержания  малых и средних предприятий.

3.налоговое и кредитное  стимулирование товаров широкого  потребления.

4.переход к свободному  ценообразованию на большинство товаров.

5.постепенная отмена  дотирования убыточных предприятий.

6.радикальный пересмотр  льготного перераспределения товаров  широкого потребления.

Формирование этого  рынка осуществляется на основе 2-х  законов России: «О защите потребительского рынка» от 20.12.91г. «О защите потребителей» от 26.06.91г.

Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.

Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.

Рынок потребительских  товаров предназначен для продажи  обширной группы товаров народного  потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые  товары, мебель, , лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения.

Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные  услуги по бытовому обслуживанию населения(прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.


16.Рынок капитала.

Промышленный капитал - капитал, занятый в сфере материального  производства. В процессе функционирования промышленного капитала от него отделяются ссудный и торговый капитал.

Торговый капитал - это  обособившаяся часть промышленного  капитала, которая функционирует  в сфере товарного обращения. Историческим предшественником торгового  капитала был купеческий капитал. Ссудный капитал это обособившаяся часть промышленного капитала, назначение которого - аккумуляция собственных денежных средств и предоставление их тем, кто в них нуждается.

Рынок инвестиций, денежного  капитала, есть особая форма денежного  рынка, на котором покупаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т.е. капиталовложения. Предприниматели не имеющие достаточных средств для создания своего дела, развития производства, желают приобрести такие средства в обмен на будущие деньги, товары, поставки, имущество или на других условиях. Полем действия рынка инвестиций являются прежде всего инвестиционные банки, но рыночные отношения на почве купли-продажи инвестиций могут возникать между предпринимателями, желающими продать и купить капитал.

Акционерный капитал - это капитал акционерного общества.

Акционерное общество - это  такое предприятие, в капитал  которого вкладывают свою долю многие участники покупая его акции.

Любой капитал начинает свое движение с денег и последовательно  проходит три стадии движения. На каждой из этих стадий он принимает соответствующую форму.

Формула движения капитала:

СП

/

Д - Т ... П ... Т' - Д'

\

РС

L---------+----------+--------

1  2  3

На первой стадии капитал  выступает в форме денежного  капитала.

На второй - в форме производительного (промышленного) капитала. Эта стадия является главной в кругообороте капитала, т.к. здесь происходит создание новой потребительской стоимости, новой стоимости прибавочного продукта (прибавочной стоимости).

На третьей - в форме  товарного или торгового капитала:

Д' = Д - Д~

Прибавочный продукт  после реализации товара возвращается к производителю в форме прибыли (Р).

Прибыль бывает: индивидуальная, отраслевая и средняя (общая).

Индивидуальная прибыль - это прибыль, которую получает каждый отдельный предприниматель.

Отраслевая - это прибыль, образованная внутри отраслевой конкуренции  за более выгодные условия производства и сбыта товаров за получение  дополнительной прибыли.

Общая прибыль образуется в результате межотраслевой конкуренции.

Средняя прибыль - это есть равная прибыль на равновеликий капитал.

Цена производства равна  авансированному капиталу + средняя  прибыль.

Торговый капитал - это  есть обособившаяся часть промышленного  капитала, которая обслуживает процесс  реализации товара.

Он имеет свою формулу кругооборота: Д - Т - Д'

На авансированном торговом капитале предприниматели получают прибыль, называемую торговой.

Торговый капитал вместе с промышленным участвуют в обращении  средней прибыли.

Торговая прибыль - это  часть прибыли, которую промышленные предприятия уступают торговле.


17.Товарные  биржи, их функции и механизьм  функционирования.

Биржа - это торговый посредник, способствующий заключению оптовых  сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг.

ТБ - самостоятельные специализированные негосударственные учреждения для проведения торговых операций по заключению сделок о крупномасштабной продаже и купле материально-вещественных товаров, продающихся по стандартам и образцам. Это регулярно функционирующий, организованный, действующий по определенным правилам и в определенном месте оптовый товарный рынок. Основной предмет сделок на товарной бирже - представленные на ней товары и контракты на куплю-продажу товаров. ТБ призваны: упорядочивать торговлю товарами, оказывать посреднические услуги при заключении сделок, регулировать процесс торга между продавцами и покупателями товара, собирать и публиковать информацию о ценах на биржевые товары.

Брокерские конторы  и фирмы наполняют фирму товарными  предложениями и способствуют их продвижению к источникам спроса, т.е. к заключению сделок. Брокеры - посредники между продавцом и покупателем товара, соединяют их интересы, .и одновременно выступают в роли доверенных лиц как владельцев товара, так и его покупателей. Брокер имеет своё стационарное место на бирже. Лиц, занимающихся биржевым посредничеством за свой счет и от своего имени наз. дилерами или джобберами. Это человек или дилерская фирма, проводящие биржевые операции в роли участников сделок.

Механизм  функционирования.

Клиент, желающий купить или продать товар через биржу, должен обратиться в брокерскую контору. Заявитель заполняет бланк-приказ и передаёт его полномочному брокеру. Эти стартовые операции могут производиться вдали о самой биржи - в периферийных органах. Затем полномочный брокер передает заявку и отдает указание брокеру-исполнителю счетов, после чего она поступает в центральные органы биржи. В начальной фазе клиент платит гарантийный взнос - маржу(10% от предмета сделки), это залог, который затем возвращается. Принятый заказ на продажу(куплю), поступает в торговую секцию операционного зала, проходя через приемный пульт и регистратуру, и затем пересылается в биржевое кольцо, где и разворачиваются главные события. Наряду с брокерами в торге принимают участие в качестве ведущих и фиксирующих сделки биржевые маклеры.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"