Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:05, шпаргалка

Описание

1.Экономическая теория как наука, ее предмет и функции. Аксиомы экономика, блага и потребности.
Экономическая теория как наука это исскуство введения домашнего хозяйства
Предметом экономической теории явл поиск путей эффективного использования огран ресурсов в про-ве благ для максимального удовлетворения потреб людей

Работа состоит из  1 файл

Ekonomicheskaya_teoria_kak_nauka.docx

— 48.03 Кб (Скачать документ)
  1. Экономическая теория как наука, ее предмет и функции. Аксиомы экономика, блага и потребности.

Экономическая теория как наука  это исскуство введения домашнего  хозяйства

Предметом экономической теории явл  поиск путей эффективного использования  огран ресурсов в про-ве благ для  максимального удовлетворения  потреб людей.

Функции эконом теории 1)теоретическая (познавательная).

2) практическая ( познавательная).

3)Прогностическая мировоззренческая это определ система взглядов на жизнь общества.(Разработка научных прогнозов)

4)Методологическая - разработка методов  и приёмов(познания окр мира)

Аксиома-это любая экономика  образ на двух аксиомах потребности  общества (его индивидов и инструментов и институтов безгранично и неутолимо).

Эконом ресурсы для удовлетворения потребителей редки и не безграничны.

Благо-это средство удовлетворённых  потребностей (состоят из различных  товаров и услуг).

Потребность-это состояние неудовлетворённости  которое человек стремится преодолеть ;желание покупателей приобрести товары и услуги которые им полезны

1)Первичные(низшие)В одежде, жилище.

2)Вторичные (высшие)В образование, культуре.

Первич потреб в отличии от вторичных не могут быть замечены друг другом. Потребности удовлетворяются с помощью благ Блага- бывают :1)Ограниченные - состоят из товаров и услуг.

               2)Неограниченные

 

  1. Методология  экономической теории.

 Методом любой науки –это путь  способы и приёмы познания окр мира

1)Наблюдения и сбор фактов  т.к исследование вносит имперический характер (основаны на опыте ), то это предполагает наблюдение тесть восприятие эконом процессов

2)Эксперимент- это проведение исскуственного научного опыта когда изучаемый объект, ставится в специально созданные и контролируемые условия

3)Эконом моделирование - позволяет  в формализованном виде определять  принципы изменений в экономике  и их последствия изуч социально  эконом явлений по их теоритич  образцу и моделей.

4)Метод научных абстракций (абстракция  это явление ) состоит в освобождение наших представлений а предмете исследования от случайного вторичного не значимого и выделение типичного, главного и существенного. Этот процесс можно осуществить в нашем мышление .

       3.   Меркантилизм, классическая школа физиократов, рыночная школа классиков.

Меркантилизм- это учение ,которое основано на мысли, что богатство состоит в обладание с деньгами и их накоплениями

Классическая школа физиократии:

Теоретики: Франсуа Кене, Анн Роббер.

Суть физиократии - Власть народа .Экономисты считали источником богатства общества –производство, а не отвращение , при этом единственная производственная отрасль сельское хоз –во , т.е сфера , где создаётся новое богатство, так наз. чистый продукт .

Недостатки :недооценка промышленности ;

Достоинства: идея приоритетности земледелия оказалось плодородной и актуальной для ряда стран на протяжении 19-20 веков в т.ч.и России(Россия больше аграрная чем капиталистическая)

Рыночная школа классиков:

Теоретики :Адам Смит, Давид Риккардо

В условиях свободной экономики  закон заставляет учитывать интересы людей тесть производить более нужные продукции по  низким ценам. В условиях свобод конкуренции пре-ва

 Ресурсы используются самым  рациональным и эффективным образом.  А гос-во  не вмешивается в  дела купцов на при этом  охраняет порядок .

     

4.Марксистская школа политической экономии, неоклассицизм, кейнсианство.

Теоретики: Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Продолжателем (был Ленин).

Марксисты хотели ликвидировать частную  собственность и революционное  строительство с его обществ  собственной на средства про-ва и  центролизованности. Руководством всей экономике в интересах трудящихся.

Неоклассицизм - возникла в 70 –е годы. Верили в максимальную эконом свободу  частное пред-во (считали что оно  саморегулируется и поддерживает эконом равновесие ) в пагубное гос –ое регулирование. считали что гос - ми не надо вмешиваться в конкуренцию на рынке, а наоборот создавать благоприятные условия.

Кейнсианство- возникло в 30-е годы.(после мирового кризиса из за не самостоятельности рыночной экономики которая сама не может избавиться от безработицы и инфляции то гос- во должно вмешиваться в эконом жизнь.

 

5. Производство, факторы производства, закон убывающей предельной производительности.

Производство-это процесс воздействия  человека на природу в целях создания необходимых благ для удовлетворения потребностей. В этой сфере соединялись ресурсы и появлялся продукт.

Факторы производства- это совокупность ресурсов принимаемых в производстве (Труд , Земля Капитал и Предпринимательская способность)В производстве используется как минимум труд и капитал.

Закон убывающей предельной производительности: при этом изменение одного фактора производства другой не изменён, предельный продукт переменного фактора на определённом этапе производства начинает уменьшаться.

 

6. Закон убывающей предельной производительности. Основные вопросы экономики: «что?, как?, для кого производить?» – и  способы их решение в различных типах хозяйственных систем.

Закон гласит: увеличение переменного  фактора при фиксированных значениях  остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.

общий продукт

производство продукта с помощью  ряда факторов, один из которых является переменным, а остальные – постоянными;

средний продукт

результат деления общего продукта на величину переменного фактора;

предельный продукт

приращение общего продукта за счет приращения переменного фактора.

 

Что-какие тов.и услуги производ. Как- при каких ресурсах и технологии.Для кого-кто будет покуп.извлекать пользу.Распредел:1Всем поровну(независимо от вкладов все получ.одинаково)2По потребностям(берет столько сколько надо,может не хватить продукта)3По труду(от качества и кол-ва продук. затрат. труда)4Результат.труда5Вложенному капиталу в производ.

 

7. Проблема выбора и кривая производственных возможностей. Альтернативные затраты. 

Проблема выбора-Разрешение противореч. Между желанием удовл. потребности и ограниченностью(редкостью) ресурсов.Отражением явл.3основ. вопроса эконом(что?как?для кого?)Кривая произ. возможностей- показывает,что национальная эконом. Полностью реализирует имеющееся потэнциал и не может увел.производ. какого-либо блага,не уменьшив другое благо.В эконом.производ.только потребительские(Пт) или инвестиционные(Ит) производящиехся на границе их возможностей.Переход с более низкого наболее высокий уровень може быть при технологич.прогрессе(новые месторождения),это сдвигает кривую впрово и влево.Альтернатив.затраты-понимают потенциально макс. возможную потерю техни. тов.которые могли быть произведены из имеющихся ресурсов.

 

8. Собственность как основа производственных отношений.

Соб. В юредическом смысле- устанавливает имущественные отношения.Собственнику принадлежит имущество,он получает полномочия владеть,пользоваться им.Гос. защещяют и закрепляют отнош. собствен.Соб. в эконом смысле- Присвоение людьми природные блага для своей пользы.(хоз. Использование средств; эконом. релиз. собственности). Обратным присвоению явл. отчуждение (продукты созданные одними людми присваиваются др. или одни люди оставляют без источника сущ. др.) Хоз использованьем явл- аренда,концессия(гос.передает частным лицам и т.д. землю для опред деятельности).Эконом реализ собствен.-происход. когда пред.получает доход.

 

            

 

 

 

9. Натуральное и товарное производство (хозяйство).

Натуральное хозяйство – это способ организации хоз. деятельности, при котором производ.направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя(место внутрихозяйственное потребление.)Признаки: 1.преобладает ручной труд, (мотыга, лопата, грабли и т.п.) 2.каждая единица опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни 3. созданная продукция распределяется между участниками производства, минуя стадию обмена, используется в целях личного и производительного потребления4. ограниченность производства и потребления.

 Недостаток заключается в том, что оно не позволяет добиться высокой  производи-тельности труда. Товарное производство – это форма организации общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке.Признаки: основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов; роизводство продукта на продаж; обмен товарами.

 

10. Товар, его свойства, взаимозаменяемые  и взаимодополняемые товары.

Товар- продукт труда произвед. Для продажи с целью обмена на др. продук. Труда или на деньги. У товара 2 св-ва: Способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность (обладать обществ.стоимостью);  пригодностью к обмену.Одни тов. удовлетворяют производ.потребн.(станки,сырье) др. личные(жилище,продукты питания). Взаимодополняемые блага – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. Взаимозаменяемость благ –свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.

 

11. Теория поведения потребителя и концепция предельной полезности.

Покупатель ищет ценостность тов. его придельной полезности.Полезност- способность блага удовлетворять все  вкусы покупателя(персики не все любят). Предельная полезн. тов.- при потребл. блага общая полезн. увел.(совокуп.полезность от потребл. всех благ) а предельная по мере удовлетвор. потребностей уменьш.

 

12.Бюджетная линия и кривая  безразличия. Равновесие потребителя.  «Эффект замещения» и «эффект  дохода».

Бюджетная линия- показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо.Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево. КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ — кривая, построенная в координатах "количество товара А и Б", точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия.

Равновесие  потребителя- это сост. котребит. который достиг опер. комбинации при заданных целях и уровня задач

.Эффект замещения- это увелечение числа покупой,в следствии замены дорогих тов. менее дорогими.

 Эффект дохода- увел. покупок в след-вии  увел.реального дохода покупателей,при стабильных ценах.

 

13. Рынок  и его сущность. Признаки модели  свободного рынка.

Рынок — это место, где продают и покупают тов. В широком занчении- это организ. обществен. производ. при котором производ тов. оринтируясь на спрос. Это совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил. Признаки свободного рынка: Неограниченное число участников конкуренции;свободный доступ и выход с рынка;Абсолютная мобильность всех ресурсов;Наличие поной информации (через цены);Абсолютная однородность продукции;Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.

 

 

14.Субъекты рынка и классификация  рынков.Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения. Классификация рынков- По территориальному признаку:Местный;региональный;национальный;мировой.По субъектам, вступающим в обмен:рынок потребителей;производителей;промежуточных продавцов;государственных учреждений.По объектам обмена:рынки средств производства;рынок товаров и услуг;финансовый;рынок интеллектуальной собственности.По степени насыщенности:равновесный (спрос = предложение);дефицитный(спрос > предложение);избыточный (спрос < предложение).По степени развитости экономической свободы:свободный;регулируемый.По степени конкуренции:конкурентный (совершенная конкуренция);с монополистической конкуренцией;олигопольный;монополия.По характеру продаж:оптовый;розничный.

15. Функции рынка.К функциям рынка относятся-   информационная (дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве);  посредническая  (между производителем и потребителем); ценообразующая (складывается на основе взаимодействия спроса и предложения);регулирующая (рынок приводит в равновесие спрос и предложение);стимулирующая (снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, расширение ассортимента товаров и услуг); координирующая.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"