Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 01:55, курсовая работа

Описание

Система национальных счетов может быть определена как макростатистическая модель рыночной экономики, базирующаяся на единых методологических принципах учета на разных уровнях хозяйствования и представляющая собой систему взаимосвязанных статистических показателей, построенную в виде определенного набора счетов и таблиц. Т.е. СНС – есть адекватный в рыночной экономике национальный учет.

Содержание

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 5
1.1 История создания и развития СНС 5
1.2 Теоретические основы СНС 7
2. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ СЧЕТОВ 10
2.1 Классификация счетов и их содержание 10
2.2 Макроэкономические показатели в СНС 21
3. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ 27
3.1 Система национальных счетов в Республике Беларусь 27
3.2 Современные проблемы формирования белорусской системы национальных счетов 28
3.3 Анализ основных показателей системы национальных счетов РБ за 2003- 2007гг 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Основные показатели системы национальных счетов 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Счет производства по отраслям в 2006 г. 39

Работа состоит из  1 файл

курсачок.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

     Система национальных счетов (СНС) в упорядоченном виде отражает экономическую деятельность, связанную с имевшими место в прошлом созданием, распределением, перераспределением и использованием национального продукта и национального дохода в экономике.

 

Система национальных счетов в Республике Беларусь и её показатели

3.1 Система национальных счетов в Республике Беларусь

 

     Базой белорусской СНС являются стандарты  национального счетоводства ООН и система интегрированных экономических счетов Европы.

     Система национальных счетов РБ выделяет следующие экономические сектора и подсектора:

     - предприятия, производящие товары и услуги, за исключением финансовых услуг (нефинансовые предприятия);

     - финансовые учреждения: центральные  банки, другие финансовые институты,  другие кредитные институты, страховые  предприятия;

     - органы государственного управления: центральное и местное правительство, фонды социального обеспечения;

     - общественные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

     - домашние хозяйства;

     - внешнеэкономические связи: страны  – члены СНГ, институты СНГ,  третьи страны и международные  организации.

     СНС РБ включает в себя счета внутри- и внешнеэкономических связей. Счета внутренней экономики представлены счетами товаров и услуг (сводный), производства, образования доходов, распределения доходов, использования доходов, капитальных затрат, а также финансовым счетом. К счетам внешнеэкономических связей относятся: счета текущих операций, капитальных затрат и финансовым счет. Подробно эти счета мы описывали в подразделе 2.1 о классификации СНС. [4, с. 285]

    1.   Современные проблемы формирования белорусской системы национальных счетов
 

     Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построение цивилизованного рыночного общества – процесс сложный и длительный и неразрывно связан с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

     Первым  шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование белорусской системы национальных счетов в условиях рыночных методов хозяйствования) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства.

     В целом основные проблемы формирования системы национальных счетов в Белоруссии могут быть сведены к следующим:

     1. Концептуальным (разработка основных  положений и принципов формирования белорусского аналога версии системы национальных счетов ООН: трактовка производственной деятельности и определение ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

     2. Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

     3. Институциональным (классификация  институциональных единиц по  функциональному принципу);

     4. Методологическим (формирование современной  рыночной методологии прогнозирования,  основанной на принципах равнозначности  и взаимообусловленности экономики  и политики (когда расчет показателей  прогноза опирается на данные  нормативно правовых актов), отвечающей потребностям белорусской специфики хозяйствования, органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования Белоруссии; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

     5. Организационно-правовым (утверждение  прав собственности и определение  границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Нацбанком Республики Беларусь, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

     6. Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).

     Все эти проблемы взаимосвязаны между  собой, так как, например, изменение  концепции развития национальной экономики  предполагает изменение социально-экономической  организации общества, механизма  функционирования самой хозяйственной системы и так далее.

3.3 Анализ основных показателей системы национальных счетов РБ за 2003- 2007гг

 

     Система национальных счетов в методологическом плане строится в основном с учетом рекомендаций международных организаций, разрабатывающих проблемы СНС. Суть схемы системы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы, и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии соответствует специальный счет или группа счетов. Таким образом, имеется возможность проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.

     За  период с 2003г. по 2007г. темпы роста всех основных показателей превысили запланированные уровни. Так ВВП к уровню 2002г. прирос на 30,3% при намечавшихся 25,6 – 28,6%; продукция   промышленности – на 37,1% вместо 21,5% - 25,1%; сельское хозяйство – на 23,4% вместо 16,4% - 21,0%; инвестиции в основной капитал – на 49,5% вместо 39,5% - 45,2% .

     Следует отметить: выход на столь высокие уровни оказался возможным, прежде всего, благодаря урожайному 2006г. Именно в этот год были получены самые высокие результаты по большинству показателей, в том числе и по сельскому хозяйству (112,9% к уровню 2005г.). Что касается уровня инфляции (индекс потребительских цен), то стоит отметить, что он был ниже ожидавшегося  (114,4% против 117 – 124%). В целом за рассматриваемый период фактический рост потребительских цен составил 282,5% против 223,7 – 257,2%. А также уместно было бы заметить, что в 2003 – 2007г. имело место отставание по росту продукции сельского хозяйства и инвестиций в основной капитал. Достигнутый в рассматриваемые годы уровень развития при стопроцентном выполнении прогнозируемых параметров на 2007г., приводит к  достижению намеченного роста реальных доходов населения, которые за пятилетие увеличатся, согласно данным статистики, почти вдвое (на 193 – 195% при запрограммированном уровне 158 -163%).

     С одной стороны, такое повышение  доходов населения можно лишь приветствовать, ведь улучшение благосостояния народа, приближение его к уровню экономически развитых стран Европы и является стратегической целью социально-экономического развития страны. Однако, с другой стороны, следует заметить, что указанный рост доходов происходит на фоне более скромных достижений в реальном секторе экономики (ожидаемый за пятилетие рост ВВП – 1,4 раза, промышленной продукции – 1,5 раза, продукции сельского хозяйства – 1,3 раза); а также при названых темпах роста в реальном секторе наряду с увеличением доходов опережающими темпами росли и  инвестиции в основной капитал – т.е. накопление (за пятилетие в 1,7 – 1,8 раза).

     В расчете в текущих ценах 2006г. получаются следующие данные:

  • объем ВВП увеличился по сравнению с 2002г. на 11,5 трл. руб.
  • денежные доходы населения возросли на 14,7трл.руб. и достигли 35,5трл. руб.
  • инвестиции в основной капитал увеличились на 3,4 трл.руб. и составили 10,2 трл.руб.

Таким образом, прирост потребления денежных доходов и накопления инвестиций по сравнению с 2002г. составил 18,1 трл. руб., а прирост ресурсов (ВВП) оказался на 6,6 трл. руб.(на 36,5%) меньше.

     Частично  этот недостаток ресурсов мог компенсироваться за счет вкладов населения в коммерческие банки, а также за счет иностранных инвестиций. В 2006г. прирост остатков вкладов населения составил 1,5 трл. руб. ( 4,3% к объему денежных доходов). Инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников составили 307 млр. руб, но этого явно недостаточно. Поэтому в качестве отличительной особенности белорусской экономической модели можно отметить ее возможность потреблять больше, чем производить.

     Насколько подобные факторы можно закладывать  в программные документы на новую  пятилетку сказать сложно. Но, похоже, их разработчикам придется на макроуровне решать задачу увеличения заработной платы в два раза по сравнению с 2007г. при намеченном росте ВВП в 1,5 – 1,6 раза.

     Другим  источником социально–экономического развития, но уже на микроуровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования, явились ресурсы банковской системы, которая аккумулирует те же сбережения населения, составившие на начало текущего года 3,9 трл. руб., средства предприятий и собственный капитал. Всего остатки задолженности по выданным кредитам увеличились в 2007г. на 63,2% и на 1.01.2008г. превысили 9 трл. руб.

     Указанные источники развития будут иметь  большое значение и в следующей пятилетке. Желательно лишь увеличить долю долгосрочных кредитов, направляемых в основной капитал. Пока в кредитных вложениях преобладали краткосрочные вложения, направляемые на пополнение оборотных средств – выдачу заработной платы и закупку сырья и материалов. Такое кредитование существенно увеличивает затраты и снижает эффективность производства. Расчеты показывают, что платежи по выданным банками кредитами составили в прошлом году около 1,3 трл. руб., а это треть объема полученной чистой прибыли в экономике.

     Помимо  задолженности перед банками  при подготовке новой программы  придется учитывать и задолженности  между субъектами хозяйствования, которая  на начало текущего года достигла 18трл.руб.(36,6% к полученному 2006г. объему ВВП)

     Отмечая высокие темпы роста промышленного  производства (в среднегодовом исчислении 108,2 – 108,5%), следует отметить стимулирующую роль спроса, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Так, среднегодовой темп роста розничного товарооборота, с учетом намеченного на 2006г. составил 115%, экспорт – около 116%, что стало следствием отмеченного выше роста денежных доходов населения, а также повышение цен на экспортируемые товары. Доля ценового фактора в росте экспорта товаров составила, например в 2006г. 52,7%, а в росте импорта – 42,5%. И если опережающий рост доходов населения стал результатом действий правительства, то рассчитывать на повышение экспортных цен вряд ли возможно. Из этого можно сделать вывод. Что, несмотря на оптимистические прогнозы, результат может быть различным, поэтому следует с опаской относиться к прогнозам, касающимся наращивания экспорта в следующей пятилетке. Существенным моментом, определяющим параметры новой пятилетки, должно быть финансовое состояние субъектов хозяйствования. Отрицательное сальдо активов и пассивов за истекший срок увеличилось на 37,7% и достигло 7,2 трл.руб. поэтому задача повышения эффективности остается актуальной.

     Исходя  из выше сказанного, можно сделать вывод: в целом успешным и результативным для экономики Беларуси был 2006г. Рост ВВП по его итогом составил 110%, что мы можем наблюдать из приложения А. Выполняются все остальные прогнозные показатели социально – экономического развития страны. Особенностью 2006г. является тот факт, что улучшились не только макроэкономические показатели (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б), но и финансовые.

     Благодаря поддержке государства в 2 раза количество убыточных предприятий на селе. И сейчас их доля составляет около 17%, что даже ниже, чем в промышленности. В 2 раза улучшилась рентабельность реализации продукции, у предприятия появилась прибыль.

Информация о работе Система национальных счетов