Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:59, автореферат

Описание

Система национальных счетов – это совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода.

Содержание

Вопрос 1………………………………………………………………….3

Вопрос 2…………………………………………………………………10

Задача…………………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория(к.р).docx

— 38.01 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Вопрос 1………………………………………………………………….3

Вопрос 2…………………………………………………………………10

Задача…………………………………………………………………….15

Список  использованных источников…………………………………..16

 

ВОПРОС  № 1

Система национальных счетов 

     Система национальных счетов – это совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода.

     Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена по принципам двойной записи и бухгалтерских балансов.

     Основоположником  метода национального счетоводства считается представитель школы  физиократов Ф. Кенэ. Он произвел анализ общественного воспроизводства путем установления балансовых пропорций между натурально-вещественными и стоимостными элементами общественного продукта. Теоретическим фундаментом системы национальных счетов явились работы А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца и т.д. Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936 г.

     Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления экономик развитых государств потребовала централизованных государственных инвестиций, увеличения государственного сектора, подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией. Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947г., Великобритании - к 1946 г.

     Перспектива европейской интеграции и растущая интернационализация экономики  послужили основной причиной создания международной системы национального счетоводства. В 1947 г. статистическим бюро ООН был опубликован доклад "Измерение национального дохода и организация национального счетоводства". В 1953 г. под руководством Р. Стоуна была разработана Система национального счетоводства, учитывавшая опыт отдельных государств в указанной области. В последующие годы она неоднократно пересматривалась и совершенствовалась. В ней стала применяться разбивка производства по отраслям экономики, межотраслевой баланс, был введен баланс имущества и т.п.

     Традиционно страны с централизованным планированием использовали собственную систему национальных счетов - систему балансов народного хозяйства. При переходе к рыночной экономике возникла необходимость отказаться от прежней практики в этой области и перейти к СНС. Этот переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на секторы, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории "резидент" и "нерезидент", "внутренняя и национальная экономика".

     Что касается временных параметров, то решение о переходе на СНС принято  в нашем государстве в 1988 г. В  ближайшее время предстоит перейти  от Баланса народного хозяйства к новой СНС 1993 г., более совершенной, чем вариант 1968 г.

     Основное  значение для построения системы  национальных счетов имеет выбор  теоретической концепции производства. Их две: марксистская и расширенная  концепция производства. Кроме того, имелась и промежуточная, применявшаяся во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 г., так как включала в экономическую деятельность только производство материальных благ и рыночных услуг, бесплатные же услуги исключались из национального продукта. В соответствии с расширенной концепцией производство включает создание материальных благ и услуг, которые получаются в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяют потребности и обладают определенной стоимостью, или ценой. При таком подходе в состав производства войдут блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления и некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления.

     Если  попытаться структурировать понятие "производство", применяемое в рамках СНС, то оно включит в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов:

     - товары и услуги, производимые и реализуемые на рынке; товары и услуги, производимые и обмениваемые по бартеру;

     - товары и услуги, производимые и предоставляемые в качестве натуральной формы оплаты труда; любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия. Кроме указанных элементов производство включает следующие виды деятельности;

     - незаконное производство, т.е. запрещенные законом, и (или) легальная деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление; скрытое производство и подпольная экономика. Это легальные виды деятельности, однако, они преднамеренно скрываются от государственных органов с целью избежать налогообложения; незавершенное производство; производство товаров домашними хозяйствами; услуги наемной домашней прислуги; капитальный ремонт жилищ; арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями.

     Из понятия "производство" исключаются следующие виды деятельности:

     - домашние услуги (уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за больными и т.п.);

     - аренда предприятиями собственных зданий;

     - деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение среды, вымогательство, взятки, кражи и т.п.).

     Категории внутренней и национальной экономики. Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики, для чего используются понятия "экономическая территория", "резидент", "центр экономического интереса". Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться, Данное понятие подразумевает также воздушное и водное пространство и "территориальные анклавы" за рубежом (посольства, консульства и т.д.). Резидент - институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения, то речь идет о национальной экономике. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства.

     Группировка по отраслям и секторам. Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасли включают всех производителей однородных продуктов и услуг и могут быть классифицированы следующим образом: производящие товары и рыночные услуги; производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений; производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций; оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.

     Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией выделяют: во-первых, нефинансовые предприятия - субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг; во-вторых, финансовые учреждения - институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (кредитные и страховые учреждения); в-третьих, государственные учреждения - институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и богатства; в-четвертых, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это главным образом предприятия сферы образования, здравоохранения, отдыха, социального обслуживания, политические партии, профсоюзы и т.п.; в-пятых, домашние хозяйства, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Этот сектор также охватывает индивидов в качестве потребителей;

     в-шестых, остальной мир - экономические единицы, осуществляющие операции с резидентами данного государства.

     При анализе секторов необходимо указать  на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Последние представляют собой действия между субъектами по взаимному соглашению с целью создания, передачи, преобразования или уничтожения стоимости. По характеру осуществления экономические операции разделены на две группы: операции, реализуемые на компенсационной основе, т.е. когда потоки товаров и услуг имеют встречный - денежный; трансферты, имеющие одностороннюю направленность (налоги, штрафы, рента, процент и т.д.). Если в основу классификации экономических операций положить иной критерий - характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы. Во-первых, операции с продуктами и услугами. Они относятся к производству, распределению и обмену продуктов и услуг в разных секторах экономики. Во-вторых, распределительные операции - деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в процессе производства. В-третьих, финансовые операции - деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики.

     Методология СНС. Методология СНС основывается на принципах двойной записи, бухгалтерских балансов и теории равновесия. Рассмотрим их подробнее.

     Теория  равновесия представляет собой основу национального счетоводства и в свою очередь базируется на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются следующие:

     - основой жизнедеятельности является рыночная экономика;

     - экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;

     - основной целью производства является извлечение максимума прибыли;

     - цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат;

     - макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

     Теория  равновесия является базисом для  построения балансов, так как позволяет рассматривать какое-либо явление, состояние во взаимосвязи конкретных величин, является качественным выражением отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны другу друга уравновешивать. Баланс представляет собой форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйствующего субъекта. Оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть - актив - указывает на состав и размещение средств, а правая - пассив - на источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, когда каждая хозяйственная операция проводится через актив и пассив.

     Система национальных счетов построена на принципах двойной записи и бухгалтерских балансов.

     Это означает, что каждая операция имеет  плательщика и получателя, поэтому  записана один раз как ресурсы  и один раз – как их использование. Операции осуществляют хозяйственные  единицы, т.е. экономические субъекты, агенты. Среди агентов выделяют пять типов:

  1. нефинансовые предприятия, или производственные фирмы, их функция – производство товаров и услуг в целях получения денег;
  2. домашние хозяйства: семейные ячейки, функция которых – потребление;
  3. администрация: государственные административные учреждения, а также частный административный аппарат (профсоюзы и т.д.), оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи, а также государственные учреждения, созданные для оказания услуг индивидуального характера в области здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства и т.п.
  4. финансовые учреждения и организации: банки, кредитные, страховые и др. учреждения и организации.
  5. заграница: хозяйственные агенты за пределами границ данной страны.

Информация о работе Система национальных счетов