Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа
Слово экономика происходит от двух слов «ойнос» -дом, хозяйство и «комос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.
Экономика-это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.
Экономика-это производственная система или определённого региона (район, город, страна).
Экономика-это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.
График влияние неценовых факторов на предложение.
Эластичность спроса и предложения.
Эластичность – это способность одной переменной изменить другую.
Эластичность спроса – это взаимодействие количества продукта и цены, т.е. интенсивность реакции спроса на изменение цены. Таким образом, эластичность спроса показывает, на сколько % изменится спрос, при изменении цены на один %.
Ed = ∆Q/Q : ∆Р/Р
∆P, ∆Q – изменение спроса и предложения.
P, Q – прежняя цена и спрос.
Виды коэффициента эластичности(Ed)
Ed | Характеристика |
│Ed │> 1 | Эластичный спрос (при повышении цены на предметы роскоши спрос на них снижается значительно, общая выручка PQ снижается) |
│Ed│= 1 | Единичная эластичность (при повышении цены на товары непервой необходимости спрос на них уменьшается пропорционально и общая выручка остаётся неизменной ) |
│Ed│< 1 | Неэластичный спрос (при повышении цены на товары первой необходимости спрос на них снижается незначительно и общая выручка при этом растёт) |
│Ed│= 0 | Абсолютная неэластичный спрос (при любом изменении цены спрос не меняется, т.е. приобретается одно и тоже количество товара) |
│Ed│= ∞ | Абсолютно эластичный (при любом незначительном изменении цены, спрос либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля). |
Т.к. цена и спрос находятся в обратной зависимости, коэффициент эластичности спроса всегда имеет отрицательное значение.
Коэффициент эластичности предложения рассчитывается по той же формуле:
Eg = ∆Q/Q : ∆Р/Р
Q – предложение
Eg всегда имеет положительное значение, т.к. предложение и цена находятся в прямой зависимости.
Перекрёстная эластичность в системе цен.
Существует 3 вида взаимодействий в системе цен:
1.Эфект дополнения – это связь между ценами товаров, которые дополняют друг друга по своим потребительским свойствам и цены которых изменяются в противоположном направлении.
2.Эфект замещения – связь между ценами товаров, которые замещают друг друга и цены на которые изменяются в одном направлении.
3.Эфект дохода – это связь между ценами не связанных по потребительским свойствам товаров через расходы потребителей.
Перекрёстная (косвенная) эластичность позволяет измерить на сколько чувствителен спрос на продукт А и % изменению цены на продукт В.
Коэффициент перекрёстной эластичности равен отношению изменения количества продукта А и изменению цены продукта В.
Еаб = ∆Qа/∆Рв
Еаб | характеристика |
Еаб 0 > 0 | продукты а и б взаимозаменяемы |
Еаб 0< 0 | продукты а и б взаимодополняющие |
Еаб = 0 | продукты а и б независимые друг от друга |
Закон убывающей предельной полезности.
Согласно теории трудовой стоимости только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда.
Расхождение
«теории предельной полезности»
с «теорией трудовой стоимости» связано
с проблемой соизмерения
Полезность – это мера, степень удовлетворения потребностей, исполнения запросов, достигаемых в результате использования продуктов, товаров, услуг.
Выделяют два вида полезностей:
1.Абстрактную, т.е. способность блага удовлетворять какую – либо потребность людей.
2.Конкретную, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра данного блага.
Субъективная оценка зависит от двух факторов:
- от
имеющегося запаса данного
- от степени насыщения потребности в нём (степени интенсивности потребности).
При этом действуют закономерности самого процесса потребления:
большая часть потребности человека рано или поздно насыщается, переход от неполного удовлетворения к полному происходит не внезапно, а через многочисленные ступени.
Рациональное поведение потребителя.
Рациональное поведение потребителя в теории потребления показывает поведение множества отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определённую цель:
Исходя
из своей покупательной
Максимизация полезностей (потребительское равновесие) – это достигнутая точка в потреблении в рамках ограниченного бюджета, когда рациональный потребитель так осуществляет своё потребление, при которой общей полезности не может быть увеличена и потребитель перестаёт создавать новые комбинации в своём потреблении.
Пример: Допустим, потребитель имеет 45 рублей на обед. В кафе имеется набор полезностей благ, которое может заказать потребитель. Кусок пирога стоит 9 рублей, стакан лимонада – 4,5 рублей. Цель потребителя выбрать такой набор благ, которое даёт наибольшее удовлетворение. На эти деньги можно купить 5 кусков пирога или 10 стаканов лимонада, но это будет нерационально. Потребитель может делать различные альтернативы в рамках своего бюджета. Но по мере сокращения потребления пирога и увеличения потребления лимонада. Предельная полезность пирога возрастает, а лимонада падает, и наоборот. В результате будет достигнута точка потребительского равновесия, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, в силу насыщения и ограниченности бюджета.
Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя)
MUx / Px = MUy /Py = MUz / Pz = I
MUx y z – предельные полезности товаров x, y, z.
Рx y z – цены товаров x, y, z.
I – предельная полезность денег
При этом предполагается, что доход и цены фиксированы.
MUx / MUy = Px /Py ; MUy / MUz = Py / Pz ; MUx / MUz = Py / Pz
Преобразовав
формулы получим соотношение
между предельными
«Закон равных предельных полезностей»:
Товар пользуется особым спросом до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну успешную единицу, не станет равной предельной полезности других товаров на одну затраченную денежную единицу. Бюджетное ограничение – это условие, в рамках, которых находится потребитель, создавая комбинацию благ, которую может приобрести исходя из своего дохода.
Равновесие потребителя – это состояние, при котором потребитель создаёт оптимальную комбинацию из двух товаров при определённых ценных и уровне дохода. Любое изменение будет означать потерю полезности или нарушение равновесия.
Нарушения – происходят в двух случаях:
1) Эффект дохода.
Предположим, что потребитель выбрал некоторый наилучший с его точки зрения набор товаров, доступный его уровню дохода. Если произойдёт снижение цены на один из этих товаров, то происходит увеличение реального дохода и потребитель имеет возможность на сэкономленные деньги увеличить покупки благ.
2)Эффект замещения.
Если произойдёт повышение цен на один товар относительно других, то потребитель снизит его потребление и заменит его другим товаром с подобными свойствами.
Бюджетная линия, кривые безразличия.
Бюджетная линия – это линия возможностей потребления, отражающая различные комбинации двух товаров, которые можно приобрести при данных ценах и доходе. Она показывает, что может купить потребитель, т.е. общий расход не может быть больше дохода.
I = Px Qy + Py Qy
Qy = I – PxQy /Py = I / Py – Px / Py * Qx
- - показывает обратную зависимость.
Px/Py –определяет наклон бюджетной линии.
I / Py – показывает пересечения бюджетной линии оси y
Пример: Бюджет для покупки фруктов 50 рублей. Яблоко – 5 рублей, банан – 10. Построить кривую бюджетной линии.
Анализ: Все товарные наборы соответствуют точкам на бюджетной линии В1В2В3 – стоят 50 рублей В4 – показывает наборы, которые обойдутся потребителю дешевле В5 – товарные наборы, которые будут недоступны потребителю, в силу ограниченности бюджета.
Кривая безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых представляет какую комбинацию двух видов товаров X иY, что потребителю безразлично какую выбрать, т.е. кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечившие одинаковый уровень полезности.
Альтернативные наборы товаров.
Потребительская корзина | Qx | Qy |
А | 4 | 7 |
Б | 5 | 5 |
В | 6 | 4 |
Г | 8 | 3 |
Построить кривую безразличия.
Анализ: точки на кривой А, Б, В, Г дают потребителю одинаковое общее удовлетворение. Комбинации благ, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться либо выше, либо ниже кривой безразличия. Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образуют карту безразличия.
Информация о работе Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности