Собственность и многообразие ее форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание

Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как и кем, он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, в том числе и в данный исторический промежуток времени, зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества.
На современном этапе развития экономических отношений в среде российских экономистов установилась традиция классифицировать формы собственности как некое аморфное множество, не поддающееся жесткой формализации. Причем в ходе исторического развития происходила постоянная трансформация отношений собственности: одни формы собственности сменялись другими. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие «собственность» трактовалось по-разному. Такая тотальная смена формы собственности без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не только не смогла решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы, но и усугубила положение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и значение собственности на различных этапах развития общества 5
1.1. Представления о собственности на различных этапах общественного развития 5
1.2. Собственность на современном этапе развития общества. Право собственности 10
1.3 Формы и виды собственности 15
Глава 2. Преобразование форм собственности в РФ 24
2.1. Преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям 24
2.2. Современное состояние основных форм собственности в Российской Федерации 30
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 133.67 Кб (Скачать документ)

 

В процентном соотношении  данные представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Распределение  организаций по формам собственности  в России (% к итогу)15

 

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что сама приватизация:

  1. осуществлялась в радикальном варианте, как по характеру, так и масштабам, срокам и методам;
  2. имела своим основным направлением превращение абсолютной монополизированной государственной собственности в некоторые разновидности частной собственности;
  3. преследовала, прежде всего, политические цели, которые обладали перед экономическим подходом (критерием);
  4. привела к значительному расслоению общества, сосредоточению многих объектов госсобственности в руках олигархических групп и номенклатуры разных властных уровней;
  5. пока еще мало способствовала созданию действительной конкурентной среды, финансовой стабилизации в экономике, повышению эффективности деятельности предприятий, привлечению иностранных инвестиций.

К сожалению, следует констатировать, что те цели и задачи, которые  ставились при проведении приватизации, не оправдали надежд большинства  населения страны. Можно согласиться  с мнением многих экономистов, что  в России пока произошла лишь смена  юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения — это процесс длительный и  достаточно сложный и пока не состоявшийся.

Из вышесказанного можно  сделать следующий вывод: тотальная  смена формы собственности (приватизация) без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования  и управления объектами собственности  не решает и не может решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы. Именно поэтому  формальная и массовая передача титула собственности в частные руки не только не привела Россию к выходу из экономического кризиса, разразившегося еще в период господства государственной собственности, но и усугубила его.

    1. Современное состояние основных форм собственности  в Российской Федерации

 

Компаний, акции которых  в той или иной доле принадлежат  государству, в настоящий момент насчитывается почти две с  половиной тысячи. Многие из них  привлекательны для инвесторов, их акции имеют ликвидный рынок. Однако надо понимать, что ценообразование  таких бумаг отличается от формирования цен на акции других предприятий. С одной стороны, данные бумаги более  надежны, ведь контроль над акционерным  обществом со стороны государства  предполагает стабильность его развития, во всяком случае, отсутствие резких изменений  в бизнесе. Кстати, надо отметить, что  малыми долями в уставном капитале государство не владеет – как  минимум, ему принадлежит в обществе блокирующий пакет акций. Дивиденды  в таких обществах выплачиваются  крайне редко, а рынок бумаг менее  волатилен, чем рынок акций в целом – таким образом, много заработать не так уж и просто.16

За период с 2006 по 20011 гг. доля государственной собственности  РФ в капитализации экономики  увеличилась более чем в 2 раза и достигла 40%. С 2006 г. правительство  усиливает присутствие государства  в крупнейших национальных холдингах. Благодаря весомым приобретениям  государственных корпораций, а также  росту курсовой стоимости акций  произошло увеличение доли государства  с 48 млрд дол. в 2006 г. до 390 млрд дол. на начало 2011 г., причем за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 8 раз. Государством дополнительно приобретено 16,3% акций Газпрома, что позволило получить контрольный пакет.

Планируется усиление контроля над ОАО «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ», «Силовые машины» и др. Так, в 2011 г. ОАО «ЕЭС России» приобрело пакет  акций «Силовых машин», «Рособоронэкспорт» - пакет акций «АвтоВАЗа», «Оборон-пром» - акции «Камова». На 2012 г. намечено приобретение 13% акций «Алросы» — второй по величине алмазодобывающей корпорации в мире, а также ряда других компаний.17

Российская Федерация  является весьма крупным собственником. Динамика структурных изменений  госсобственности и финансовые результаты показаны в таблице 2.

 

Таблица 2 – Распределение  предприятий и организаций по формам собственности за период 2006-2011 годы18

 

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего организаций

6382

6787

7074

7370

7855

8736

Частная

3639

3821

3993

4132

4356

4660

Государственная

1655

1738

1816

1932

2067

2413

Муниципальная

558

671

683

704

797

984

Прочие формы собствен-ности

530

557

582

602

635

679


 

Несмотря на явные изменения  в структуре собственности, государство  еще не распродало принадлежащие  ему пакеты акций в тысячах  открытых и закрытых АО; в настоящее  время почти завершена инвентаризация государственного и муниципального имущества; определены функции значительного  количества унитарных предприятий. Для современной экономической  ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства  в результате административной реформы  высших органов исполнительной государственной  власти и присутствия государства  в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а  также возврата собственности за долги государству.

В последние месяцы 2010 г. в разы возросла капитализация крупных  отечественных корпораций, причем наиболее интенсивно - компаний со значительным присутствием государственной собственности. Ротация форм собственности происходит двумя способами.

Первый - это отъем собственности  у так называемых эффективных  собственников. Инструментом деприватизации служит дополнительная эмиссия акций в размере долга и эти акции становятся собственностью государства. Второй способ — выкуп контрольного пакета акций корпорации, предотвращающий ее неизбежное банкротство (инициируемое или планируемое собственниками).

Как показывает опыт развитых стран, в конкретных экономических  ситуациях государственные корпорации могут развиваться интенсивнее  компаний частного сектора. Например, при значительном износе инфраструктурных объектов, обеспечивающих безопасность перевозок, требуются значительные прямые инвестиции (капитальные вложения) в развитее транспортной сети государства. Реальные инвестиции обеспечивают увеличение тарифов и снижение прибыли частных  пользователей, то есть определенное перераспределение  финансовых ресурсов.

Другой пример. Расширение экспортных поставок сырьевых ресурсов  требует весомых вложений в новое  строительство продуктопроводов. В  подобные моменты обычно увеличивается  доля государственного сектора в  национальной экономике любого государства.

Считается, что эта временная  мера, обусловлена потребностью экстенсивного  расширения или модернизации. С исчезновением  такой потребности может снова  измениться структура собственности. В открытой рыночной экономике бывают такие стечения обстоятельств, когда  иностранные участники имеют  больше финансовых возможностей для  приобретения значимых для государства  активов, чем национальные.

Когда отечественным, пусть  даже достаточно эффективным корпорациям  не хватает финансовых ресурсов для  «стратегических» сделок, в игру вступает государство - покупателем становится 100%-но подконтрольная государству корпорация. Со временем, после накопления достаточных  финансовых ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами, эти «временно-государственные» активы будут реализованы частному сектору.

Интересы государства  распространяются на корпорации, стратегически  позиционирующие страну в мирохозяйственных  связях, а также в области обороноспособности. Если такое предприятие находится  в частной собственности, собственник  может перепрофилировать его (или  отдельные производства) из-за снижения рентабельности. В этом случае государство  также «сработает» эффективно, если выкупит по рыночной цене контрольные  пакеты акций существующих предприятий. Это выгоднее, чем строить новые. Используя рычаги регулирования, государство решит проблемы взаимного демпинга участников на мировых рынках, усилит НИОКР и маркетинговую базу, при необходимости проведет организационную реструктуризацию (например, создаст холдинг со 100%-м участием государства). После реструктуризации бизнеса, а именно: совершенствования системы управления, выработки рациональной финансово-экономической политики корпорации, улучшения операционной деятельности, обновления системы маркетинга и системы управления персоналом, компания по рыночной цене, через аукцион, продается новому эффективному собственнику.

Такие операции могут принести государству значительно больше, чем оно реально затратит на реструктуризацию и финансовое оздоровление корпорации. Нужно лишь правильно определить временные периоды для «усиления» либо «ослабления» государственного присутствия  в конкретном секторе национальной экономики.

 

Заключение

 

Формирование собственности, как экономической категории,  происходит еще на заре становления  человеческого общества. В связи  с этим будет логично начать изучения понятия собственности и ее форм с теоретического понимания данного  вопроса наукой той или иной эпохи.

Несмотря на большое содержательное различие рассмотренных в работе  взглядов на собственность, все они  имеют некоторые общие черты.

В наше время собственность  обладает двуединым способом своего существования: экономическим и  юридическим. Экономические и правовые отношения собственности тесно  взаимосвязаны друг с другом. Правовые основы собственности выступают  формой выражения, существования и  закрепления в законодательных  и нормативных актах экономических  отношений.

Собственность в экономическом  смысле этого слова, выражает объективно складывающиеся экономические отношения  между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления, в которых реализуется присвоение тех или иных благ.

Определяющим в понятии  собственности является присвоение. Присвоение есть отчуждение объекта  собственности субъектом от других субъектов, осуществляемого наряду с экономическими и юридическими способами. От собственности как полной формы присвоения и отчуждения следует отличать владение, пользование и распоряжение.

Важнейшими критериями выделения, как типов, так и внутренних форм собственности надо считать характер ее субъектов и объектов, коренные особенности тех и других. В  зависимости от этих факторов и будут  выделены основные разновидности способов присвоения.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности. Имущество  при этом может находиться в собственности  граждан и юридических лиц, а  также Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований.

В соответствии с поставленными  задачами было сконцентрировано внимание на двух типах  собственности,  которые, с одной стороны, получили широкое  признание в науке, а с  другой,  относятся к числу самых распространенных. А именно на частной и государственной.

Частная собственность предполагает присвоение благ (или прав собственности) частью общества (отдельным лицом  или группой лиц). Частная собственность  представлена: индивидуальной частной  собственностью и групповой (акционерной, коллективной и кооперативной) собственностью.

Наряду с частной, господствующей в условиях рыночной экономики, собственностью, существует общественная собственность  – собственность общества (народа) в целом. В России существуют федеральная  собственность и собственность  субъектов Федерации (региональная). Наряду с государственной в России существует муниципальная (местная) собственность – собственность органов местного самоуправления (районов, городов, сел, поселков и т.п.).

Как показывает опыт развитых стран, в конкретных экономических  ситуациях государственные корпорации могут развиваться интенсивнее  компаний частного сектора.

В соответствии с изученным  материалом можно сказать, что демократизация политического режима в России, трансформация  отношений собственности, создание многообразия её форм – вот залог  экономического процветания Российской Федерации.

 

Список используемой литературы

 

  1. В.Я. Иохин. Экономическая теория. Учебник. Москва: Экономист, 2006;
  2. Всероссийский экономический журнал «ЭКО» № 7. Олег Скапенкер;
  3. Гражданский кодекс РФ (часть первая и вторая);
  4. Е.Г. Ефимова. Экономика: Учебное пособие. – Москва, 2006;
  5. Е.Ф. Борисов. Экономическая теория. Учебник. Москва: Юрайт, 2009;
  6. М.Н. Рындина. История экономических учений. Учебник. Дополненный и переработанный. Москва: Юнити, 2010;
  7. Основы экономики: учебное пособие / Н.Н. Кожевников, Т.Ф. Басова, В.В. Бологова и др.; под ред. Н.Н. Кожевникова. Москва: Издательский центр «Академия», 2006;
  8. Сульповар Л., Родионов Д. Проблемы управления государственной собственностью в российской экономике // Проблемы теории и практики управления 2006;
  9. Федорович В.О., Федорович Т.В. Государственная собственность: управление структурными изменениями и капитализация крупных корпоративных образований // ЭКО 2011;
  10. Экономика: Учебник для вузов / Под ред. Е.Н. Лобачевой. — М.: Издательство «Экзамен», 2008;
  11. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2009;
  12. Экономическая теория. Учебное пособие под ред.  Т.Г. Бродской. Москва: РИОР, 2008;
  13. Экономическая теория: Учебник. Под редакцией А.Г. Грязновой. – Москва: Экзамен, 2007;
  14. Я.С. Ядгаров. История экономических учений.  Учебник. Москва: ИНФРА-М, 2009;
  15. http://statistika.ru.

Информация о работе Собственность и многообразие ее форм