Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - изучить основы социальной политики государства и ее положение в современной России.
Задачи:
- понять сущность социальной политики, а также качества жизни населения;
- узнать, как действует социальная защита, рассмотреть какие программы государственной помощи бывают;
- рассмотреть положение социальной политики в России, ознакомиться с основными направлениями реализуемых национальных проектов;
- определить минимальные социальные стандарты, применяемые в нашей стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1Социальная политика государства……………………………………………………...5
1.1Понятие и сущность социальной политики, качество жизни населения…………...5
1.2Система социальной защиты. Программы государственной помощи…………….10
2 Социальная политика в современной России………………………………………...16
2.1Положение социальной политики в России. Реализация национальных проектов16
2.2Минимальные социальные стандарты………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………..26
Глоссарий…………………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………………………30
Приложение А(Алгоритм разработки социальной политики)………………………...32
Приложение Б(Суммарная задолженность по заработной плате в РФ)………………33

Работа состоит из  1 файл

Соц политика государства.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.

В жилищной сфере старые методы и подходы, которые и раньше не решали "квартирный вопрос" для большинства - теперь вообще не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Поставлена задача, создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

При определении социальных инициатив, которые  сегодня называются национальными приоритетными проектами, выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства.

Приоритетные проекты - их можно назвать "ближними целями" - не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья.

Приоритетный национальный проект "Здоровье" включает в себя направления "Развитие первичной медико-санитарной помощи" и "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью".

По направлению "Развитие первичной медико-санитарной помощи" основным показателем является повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Целью направления "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью" является повышение обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью к 2009 году до 45%.

Приоритетный национальный проект "Образование" включает направления "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования", "Внедрение современных образовательных технологий", "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня", "Повышение уровня воспитательной работы в школах" и "Развитие системы профессиональной подготовки в армии".

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.  

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов. В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать  малые предприятия, что будет способствовать   трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

По направлению "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования" основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.

По направлению "Внедрение современных образовательных технологий" основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

По направлению "Повышение уровня воспитательной работы в школах" основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.

По направлению "Развитие системы профессиональной подготовки в армии" основными мероприятиями являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее 3 лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.

Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на первом этапе реализации (2006-2007 годы) включает четыре направления: "Повышение доступности жилья", "Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования", "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", "Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством".

Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.

Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Российская система социальной политики базируется на принципах "кто ты есть" (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и "что ты сделал" (система "трудовых пенсий"). Принцип "что ты имеешь" используется частично, например при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий [18, С. 22].

 

2.2 Минимальные социальные стандарты

 

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов8:

- минимальный уровень оплаты труда;

- минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;

- нормативная обеспеченность жилой площадью;

- предельная доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

- образовательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;

8Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М.: Изд-во «Питер», 2008. – 231с.

 

- перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.

Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиций современных представлений об уровне и качестве жизни). Этот "стандартный" уровень социальных благ, гарантированный каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, то есть частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная заработная плата работника, отработавшего за  период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, санкций, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

- в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета,

- за счет средств федерального бюджета;

- в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации,

- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- за счет средств местных бюджетов;

           -  в других организациях - за счет собственных средств.

Статья 37 Конституции РФ устанавливает право каждого на «вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не  ниже  установленного  федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года будет равен 4 330 рублей в месяц [2].

В общем же ситуация с задолженностью по выплате заработной платой по  стране  представлена в Приложении Б. 

Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы - единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:

- норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;

- нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;

- нормы суточного потребления воды на одного жителя;

- нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;

- нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг [16, С. 27].

До 2003 года все эти стандарты и нормы являлись государственными и регулировались федеральными правовыми актами. Федеральный закон 1995 года обязывал органы местного самоуправления обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, а органы государственной власти - гарантировать выполнение указанных стандартов путем закрепления в доходах местных бюджетов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Однако реализовать эти обязательства не удалось, поскольку соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. В 90-е годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В результате социальные обязательства государства превысили всю сумму его консолидированного бюджета.

Осознание этого факта побудило государство к разумному пересмотру своих социальных обязательств, приведению их в соответствие с реальными возможностями бюджета. Было произведено разграничение минимальных социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные, в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти. При этом за федеральным уровнем сохранились наиболее важные минимальные социальные стандарты. Значительное количество фактически нереализуемых социальных льгот было отменено, другая часть была "монетизирована", то есть трудно учитываемые "натуральные" льготы были преобразованы в денежные компенсации. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечивать финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

В задачи федерального уровня власти входит установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования [17, С. 27].

Рассмотрев современное состояние социальной политики Российской Федерации можно сделать  вывод:

Российская Федерация является социальным государством, а, следовательно, политика нашей страны направлена на обеспечение достойной жизни населения. Для реализации, которой в России существует и развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Информация о работе Социальная политика государства