Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:09, реферат

Описание

Социальная политика государства — система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития: рост доходов и потребления населения, повышение качества разных сторон жизнедеятельности, социальную защиту граждан страны.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства.docx

— 23.59 Кб (Скачать документ)

Социальная политика государства  — система скоординированных  мер органов государственной  власти, направленных на достижение целей  в области социального развития: рост доходов и потребления населения, повышение качества разных сторон жизнедеятельности, социальную защиту граждан страны.

Социальная политика затрагивает, таким образом, сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального  обеспечения, социальной поддержки  и социальной защищенности населения. Она призвана ликвидировать или  смягчать негативные социальные последствия  рыночного хозяйствования в стране (безработицу, резкую социальную дифференциацию и имущественное расслоение граждан  и т.д.), противодействовать явлениям социальной дезорганизации общества (наркомании, преступности, бродяжничеству, беспризорности, проституции и др.).

Социальная политика является составной частью общей стратегии  государства, относящейся к социальной сфере

Стратегия социальной политики — это генеральное решение  системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе  ее развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах. В качестве главных приоритетов  социальной политики можно выделить:

обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни  и развития;

создание условий для  функционирования семьи как первичной  ячейки общества, особое внимание оказывать  матерям;

обеспечение экономической  безопасности, надежная защита конституционных  прав и свобод граждан;

обеспечение эффективной  защищенности населения: повышение  качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения  жильем, улучшение демографической  ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной  и исполнительной власти различных  уровней, работодатели в государственном  и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые  влияют на разработку государственной  социальной политики.

К задачам социальной политики относятся:

стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

усиление трудовой мотивации  и деловой предприимчивости,

обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

сохранение культурного  и природного наследия, национального  своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления  своих регулирующих функций государство  располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система  налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной  зависимости решения социальных проблем от экономического и политического  положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению  уровня благосостояния населения, оказывать  стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Социальная политика государства на разынх уровнях реализуется в различных формах и различными методами в зависимости от конкретных целей, задач и условий. Принято выделять коллективные (массовые) и индивидуальные (личностные) формы проведения в жизнь социальной политики.

При коллективных (массовых) формах все субъекты социальной политики получают соответствующие гарантированные  государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, заработную плату  и т.д.

При индивидуальной форме  государственные меры могут касаться конкретных граждан или их категорий. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия  инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам и т.д.

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы.

1. Экономические.

2. Административно-распорядительные.

3. Правовые или законодательные.

4. Идеологические.

Экономические методы включают цены, тарифы, налоги, экономические  льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, доходы, социальные выплаты всех видов и т. д.

Административно-распорядительные методы — это меры разрешительного  и запретительного характера. Например, установление квот и выдача лицензий на какую-то деятельность в области  социального обслуживания населения, в среде конкретных субъектов рыночного хозяйствования, запреты на продажу спиртного вблизи школ и других учебных заведений.

Правовые или законодательные  методы связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости и т. п.

Идеологические методы —  это методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и  норм общества, использующие такие  категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».

В настоящее время, в условиях переходного периода, социальная политика государства строится на основе важнейших  принципов:

— социальной справедливости;

— равенства возможностей каждого в получении необходимых  ему социальных благ и услуг;

— гарантии предоставления со стороны государства основных материальных благ и услуг в размере  минимально допустимого социального  «стандарта», например, минимальной  пенсии, зарплаты, минимального потребительского бюджета и т.д.

Модели социальной политики и их основные характеристики

За послевоенные годы в  развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные  модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно  выделить три основных модели: либеральную, корпоративную и общественную.

В основе либеральной модели социального государства лежит  индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации – социально- страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование.

Вторая модель социального  государства – корпоративная. В  ее основе лежит корпоративный принцип, который предполагает, что максимум ответственности за судьбу своих  работников несет корпорация (предприятие, учреждение). Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует  работников к внесению максимального  трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных  услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные  организации, и личность также несут  долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все  же большую роль здесь играют предприятия.

И последняя модель социального  государства – общественная, в  основе которой лежит принцип  солидарности. Он означает ответственность  всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно в данном случае берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан.

 

Неравенство доходов, сущность проблемы.

Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует  определить понятие дохода. В социально-экономическом смысле доходы населения представляют собой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятий бизнесом. Если речь вести об уровне жизни, то его можно характеризовать как степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами для удовлетворения его потребностей. Поскольку потребности членов общества различны, разным будет и уровень жизни разных слоев населения. Уровень жизни имеет социальный и экономический смысл. В экономическом смысле уровень жизни характеризует обеспечение населения материальными благами и услугами..

Социальный аспект уровня жизни характеризуется тем, сколько  государство расходует средств  на образование, культуру, здравоохранение, просвещение, и тд.

Социальная сторона уровня жизни просматривается также в том, какую политику проводит государство по отношению к различным слоям населения: осуществляет уравниловку или дифференцирует поступление доходов. В бывшей социалистической системе хозяйствования проводилась общегосударственная политика выравнивания доходов, сводившаяся обычно к уравниловке. Со временем общество поняло, что уравниловка — зло, но было уже поздно, изменить ситуацию стало невозможно.

Причины неравенства.

Каковы же главные причины существования неравенства в распределении доходов среди населения? Таких причин множество, но основными из них можно назвать следующие: различия в способностях, образовании и профессиональной подготовке, сложность и непривлекательность работы, владение собственностью, господство на рынке (для предпринимателей), удача, личные связи, среда.

Образование и профессиональные знания  предопределяют различия в доводах. Один из детей может оказаться более напористым в овладении знаниями, более целеустремленным в достижении целей, и результат неизбежно скажется — труд его будет более квалифицированным, а следовательно, более нужным бизнесу и обществу. Такой груд будет вознаграждаться выше, и доходы работника станут более значительными.

Сложность и непривлекательности работы также связаны с размером дохода. Сложный труд — это более квалифицированный труд. Естественно, он вознаграждается выше. Кроме того, есть привлекательные и непривлекательные виды труда. Привлекателен труд юриста, медицинского персонала, но непривлекателен труд мусорщика, уборщицы.

«Богатство порождает  богатство» — этот тезис относится  к роли собственности в дифференциации доходов общества. Здесь речь идет не о процессе реформирования собственности, а о том, что владение собственностью может приносить субъекту собственности определенный доход в виде процента или дивиденда.

Господство на рынке относится  к сфере предпринимательства  и бизнеса. Несмотря на предпринимаемые  меры по преодолению монополизма  в экономике, все же монополии  используют приоритетность своего экономического положения, а значит, и господства на рынке. Даже если они не вздувают цены, то стремятся на должном уровне и продолжительное время удерживать их на свою продукцию, а это приносит дополнительные доходы.

Удача часто сопутствует  человеку, но столь же часто постигает  его и несчастье. Человек может  выиграть крупную сумму в лотерею, получить наследство, вовремя познакомиться с влиятельным человеком и его доходы возрастут. Но бывает наоборот: заболеет член семьи, а это потребует расходов на лечение; человек может оказаться безработным, попасть в катастрофу, что скажется на доходах. Короче говоря, причин неравенства может быть много, часть из них поддается учету и регулированию, другие предусмотреть невозможно. Поэтому политика доходов требует разумного к себе подхода.

Стала общеизвестной дилемма: что более рационально с точки  зрения результативности производства — равенство или неравенство  в доходах? Марксизм и практика социализма утверждали общность интересов, из чего выводился тезис об экономическом  равенстве потребителей. Капитализм дифференцировал работников в зависимости  от их вклада в производство, в разной степени вознаграждал их труд. Последнее  слово осталось за капитализмом. И тем не менее вопрос неясен и требует ответа. Если допускается неравенство экономическое, значит, допускается и неравенство социальное. Если исходить из необходимости экономического неравенства возникает вопрос о том, какова должна быть оптимальная степень этого неравенства.

Основной аргумент в пользу равного распределения состоит  в том, что оно якобы необходимо для максимального удовлетворения нужд потребителя. Если допустить неравенство, то степень удовлетворения предельной полезности у людей будет разной. При этом общая предельная полезность окажется меньшей, чем если бы распределение дохода было одинаковым (равным). Значит, максимум полезности говорит в пользу равенства распределения доходов.

Противники равенства  в распределении доходов утверждают, что способ распределения дохода является важным фактором, определяющим объем производимого и распределяемого  дохода. Они исходят из того, что  в сфере производственной деятельности уравнять доходи невозможно, здесь  обязательно учитываются причины, порождающие неравенство, ибо эти причины логичны и объективны.

Следовательно, выравнивать  доходы придется вне сферы производства, т.е. в сфере перераспределения доходов, но тогда единственным возможным средством здесь могут выступить налоги. С их помощью можно изъять полученное одним работником и передать другому. Но тогда первый потребитель окажется незаинтересованным в получении большего дохода и станет хуже работать. От этого сократится общая величина дохода. Поэтому справедливым будет замечание, что способ распределения «пирога» влияет на размер самого пирога. Чтобы сохранить стимул для увеличения производства продукции и дохода, следует выдерживать неравенство в распре­делении дохода. В итоге получается, что равенство доходов необходимо для достижения максимума полезности благ, но обеспечение непрерывного увеличения объема производства требует неравенства в распределении доходов. Поэтому вывод должен быть такой: нужно соблюдать неравенство в распределении, но это неравенство должно выдерживаться в разумных пределах, чтобы обеспечить возможный в условиях неравенства максимум удовлетворения потребностей.


Информация о работе Социальная политика государства