Социально – экономические последствия безработицы. Понятие стагфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание

Данная работа является актуальной, так как , достаточно высокий процент трудоспособного населения является безработным, в особенности это касается периферийных городов и посёлков. Целью работы является – выявление причин вызывающих безработицу и её социальную опасность. Задачею является – рассмотрение организационных мероприятий по снижению уровня безработицы.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты безработицы 5
1.1. Сущность безработицы 5
1.2. Измерение безработицы 6
1.3. Причины безработицы 7
1.4. Виды безработицы 8
1.5. Порядок и основание признания граждан безработными 11
2 Социально-экономические последствия безработицы 13
2.1. Социальные последствия 13
2.2. Экономические последствия 15
3 Современное состояние рынка труда в России 17
4 Государственное регулирование безработицы 20
5 Стагфляция 26
Заключение 29

Работа состоит из  1 файл

социально - экономические последствия безработици.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

Заметим, что  сейчас безработица в большинстве  регионов России не представляет собой  серьезной проблемы. Появиться она  может лишь в маловероятной ситуации резкого замедления роста экономики, сопровождающегося ростом производительности труда. 
Если не произойдет радикального прорыва в области производительности труда, первыми с этим явлением столкнутся наиболее развитые регионы страны. Впрочем, в Москве это уже давно наблюдается: об этом говорят практически нулевой уровень безработицы и постоянно растущее количество приезжих. Опыт столицы подсказывает, что последствия дефицита будут иметь целый ряд неприятных последствий - как с экономической, так и социальной точки зрения. Рост зарплат подрывает конкурентоспособность, более ранний выход на рынок труда - качество образования, миграция из других регионов - культурную среду. Впрочем, похоже, что все это неизбежно: политика в области миграции и занятости может лишь несколько отсрочить обострение проблемы.

В 2010 году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продолжится еще четыре-пять лет. Особенно хорошо обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты в один голос утверждают, что пока экономика растет, рынок труда также будет «раздуваться». Более того, по прогнозам кадровиков, через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов.

По данным рекрутинговой компании АНКОР, в первом полугодии этого года рост запросов на  персонал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего составил 44%. Наибольший рост был отмечен в секторе профессиональных услуг (74%), промышленного производства (62%), продажи товаров повышенного спроса (47%) и фармацевтической отрасли (31%). Зато снизилась потребность в ИТ-специалистах на 14% по сравнению с прошлым годом, а наибольший спад наблюдался на рынке страхования -- падение на 29%. По мнению представителей столичного департамента занятости, через пять-шесть лет будут в цене специалисты сферы услуг, социальные психологи и кадровики. Представители Центра исследования населения Института экономики РАН отмечают тенденцию увеличения спроса на «технарей», причем высокой квалификации.

Что касается прогнозов  на ближайшее будущее, то практически все эксперты сходятся в одном: пока экономика страны на подъеме, недостатка в рабочих местах не будет. Однако, несмотря на столь радужную картину, в среднесрочной перспективе российский рынок труда столкнется с серьезными сложностями. Уже сейчас менеджеры по персоналу отмечают тот факт, что работодатели начинают обращать меньшее внимание на наличие у соискателя опыта работы (исключая «топовые» должности) и все больше ориентируются на студентов-старшекурсников и выпускников вузов.

По данным обследования населения по проблемам занятости  по состоянию на последнюю неделю ноября 2010г., численность занятого населения по сравнению с ноябрем 2009 г. увеличилась на 0,7%, численность безработных сократилась на 8,8%. Уровень безработицы в ноябре 2010 г. составил 6,7 %.

В общей численности  безработных 31,8% не имели опыта трудовой деятельности. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 31,9% составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 28,1% - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала.

Среднее время  поиска работы безработными в ноябре 2010г. составило 8,9 месяца и по сравнению с ноябрем 2009г. увеличилось на 0,3 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 40,2% безработных. Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 48,0%, и уменьшилась за последний год на 0,2 процентных пункта. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы 34,6%.

Средний возраст  безработных составил 34,1 года, занятого населения - 39,7 года. Молодежь до 25 лет составляет 31,1% среди безработных и 11,2% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,1% и 10,5 %.

Около 11% безработных  имели высшее образование и 17% - среднее  профессиональное. Среди занятых  эти данные составили по 25,6%.

Среди субъектов  Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии  МОТ наблюдается в Агинском Бурятском  автономном округе и составляет 0,9%. Не превышает 5% уровень безработицы  в Москве (1,6), Санкт-Петербурге (2,4%), в Республике Карелия, в Тульской, Московской, Ярославской, Липецкой, Костромской областях, Эвенкийском и Чукотском автономных округах (2,7% - 5,0%).

Самый высокий  уровень безработицы по методологии  МОТ отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 66,9% и 58,5%. По данным Федеральной службы государственной статистики

4 Государственное  регулирование безработицы

Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, связана  с определенными потерями для  общества. Поэтому оно должно эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия.

Организационное воздействие механизма занятости  в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации.

За содействием  в трудоустройстве в органы службы занятости на конец 2010г. обратились 6,4 млн. человек, или 8,6% численности экономически активного населения. 3,3 млн. человек были признаны в установленном порядке безработными.

В настоящее  время во всех субъектах Федерации  действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

В течение 2010 г. численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, изменялась следующим образом: с января по апрель стабильно росла - с 1,92 млн. до 2 млн. человек, а с мая начала снижаться - до 1,69 млн. человек (на 1 ноября 2009 г.). К концу года их численность увеличилась до 1,83 млн. человек. Таким образом, по сравнению с показателями 2009г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 11,1%.

Причинами роста  численности указанной категории граждан явились реформирование системы ЖКХ, предусматривающее, в том числе, увеличение платежей за коммунальные услуги, введение новых условий выплаты пособия по безработице, потребность незанятых граждан в официальном определении своего социального статуса для получения различных видов социальных услуг, а также востребованность государственных услуг, оказываемых органами службы занятости.

Безработным оказывают  помощь по нескольким каналам. Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:

  • обязательные взносы предприятий;
  • взносы работников;
  • дотации бюджета.

Важным направлением государственной политики в области защиты от безработицы является социальная поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно).

В 2010 г. среднемесячная численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, составила около 1,5 млн. человек (из них 29,1% - пособие из расчета средней заработной платы по последнему месту работы и 70,9% - пособие в минимальном размере). Среднемесячная численность безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказывалась материальная помощь, составила 5,5 тыс. человек.

Для расширения возможностей трудоустройства граждан, ищущих работу, и оказания государственных услуг работодателям по подбору необходимых работников органы службы занятости постоянно информировали население и работодателей о положении на рынке труда. Организация мероприятий по содействию трудоустройству граждан осуществлялась на основе сбора сведений о потребностях населения в рабочих местах и возможностях работодателей в обеспечении занятости. В результате взаимодействия с работодателями российский банк вакансий (свободных рабочих мест и вакантных должностей) ежемесячно пополнялся. Если в январе 2010 г. работодатели заявили 334 тыс. вакансий, то к концу года - 6792 тыс. Увеличение потребностей работодателей связано с расширением летних работ сезонного характера в отраслях сельского, лесного хозяйства, строительства, транспорта, торговли, ЖКХ и др. Качественный состав вакансий не претерпел существенных изменений: среди рабочих профессий наибольшим спросом пользовались водители, слесари, машинисты, продавцы, сварщики, электромонтеры; среди должностей служащих - врачи, милиционеры, инженеры, бухгалтеры, инспекторы и др.

Существует  блок экономической политики государства  в области организации рынка  труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

Создание новых  рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости.

Органами службы занятости проводились мероприятия по обеспечению занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, повышению качества и доступности государственных услуг.

В 2010 г. при содействии органов службы занятости трудоустроено 4,1 млн. человек, из них 1,6 млн. признанных в установленном порядке безработными, что превышает указанный показатель соответствующего периода прошлого года на 11,4%.

Продолжалась  реализация активной политики занятости  на рынке труда, включая проведение мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в свободное от учебы время). Обеспечение временной занятости несовершеннолетних граждан влияет на сокращение уровня подростковой преступности и позволяет оказывать материальную поддержку детям из малообеспеченных семей.

Государственные услуги по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет окаеаеы 627 тыс. подросткам, котмрыб были трудоустроены и принимали участие в благоустройстве и озеленении населенных пунктов, в сельскохозяйственмых и лесопосадочных работах, доставке корреспонденции, помощи лицам пенсионного возраста и инвалидам.

Общественные работы (в отраслях жийищно-коммунального и сельского хозяйства, социальноЩ сфере, организациях бытового обслCживания населееия и распространемия печатных изданий) позволиги обеспечить заняBость около 591 тыс. челов5к (90,8% к показателю 2005 в).

Подготовка  и пдреподготовка персонала называется структурной мерой регулированию рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными измерениями в экмномике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Даже если в начале трудовои карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным н0 рынке труда И иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои зеания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.

Услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению  квалификации были предоставлены около 353,6 тыс. безработным гражданам, или 5,5% общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.

Видное место  в регулировании рынка труда  занимает биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Основными функциями биржу труда являются:

  • учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;
  • контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;
  • обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;
  • изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий;
  • другие функции.

Биржа труда  может иметь разные формы: бюро, контора, обсество и

т. п. В зависимости  жт форм собственности выделяют следующие их основные виды:

  • частные, функциомирующие на коммерческой основе;
  • филантропические (благотворительные);
  • общественные;
  • государственные.

Информация о работе Социально – экономические последствия безработицы. Понятие стагфляция