Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:54, контрольная работа
Данная работа является актуальной, так как , достаточно высокий процент трудоспособного населения является безработным, в особенности это касается периферийных городов и посёлков. Целью работы является – выявление причин вызывающих безработицу и её социальную опасность. Задачею является – рассмотрение организационных мероприятий по снижению уровня безработицы.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.
Введение 3
1 Теоретические аспекты безработицы 5
1.1. Сущность безработицы 5
1.2. Измерение безработицы 6
1.3. Причины безработицы 7
1.4. Виды безработицы 8
1.5. Порядок и основание признания граждан безработными 11
2 Социально-экономические последствия безработицы 13
2.1. Социальные последствия 13
2.2. Экономические последствия 15
3 Современное состояние рынка труда в России 17
4 Государственное регулирование безработицы 20
5 Стагфляция 26
Заключение 29
Заметим, что
сейчас безработица в большинстве
регионов России не представляет собой
серьезной проблемы. Появиться она
может лишь в маловероятной ситуации
резкого замедления роста экономики,
сопровождающегося ростом производительности
труда.
Если не произойдет радикального прорыва в
области производительности труда, первыми
с этим явлением столкнутся наиболее развитые
регионы страны. Впрочем, в Москве это
уже давно наблюдается: об этом говорят
практически нулевой уровень безработицы
и постоянно растущее количество приезжих.
Опыт столицы подсказывает, что последствия
дефицита будут иметь целый ряд неприятных
последствий - как с экономической, так
и социальной точки зрения. Рост зарплат
подрывает конкурентоспособность, более
ранний выход на рынок труда - качество
образования, миграция из других регионов
- культурную среду. Впрочем, похоже, что
все это неизбежно: политика в области
миграции и занятости может лишь несколько
отсрочить обострение проблемы.
В 2010 году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продолжится еще четыре-пять лет. Особенно хорошо обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты в один голос утверждают, что пока экономика растет, рынок труда также будет «раздуваться». Более того, по прогнозам кадровиков, через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов.
По данным рекрутинговой компании АНКОР, в первом полугодии этого года рост запросов на персонал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего составил 44%. Наибольший рост был отмечен в секторе профессиональных услуг (74%), промышленного производства (62%), продажи товаров повышенного спроса (47%) и фармацевтической отрасли (31%). Зато снизилась потребность в ИТ-специалистах на 14% по сравнению с прошлым годом, а наибольший спад наблюдался на рынке страхования -- падение на 29%. По мнению представителей столичного департамента занятости, через пять-шесть лет будут в цене специалисты сферы услуг, социальные психологи и кадровики. Представители Центра исследования населения Института экономики РАН отмечают тенденцию увеличения спроса на «технарей», причем высокой квалификации.
Что касается прогнозов на ближайшее будущее, то практически все эксперты сходятся в одном: пока экономика страны на подъеме, недостатка в рабочих местах не будет. Однако, несмотря на столь радужную картину, в среднесрочной перспективе российский рынок труда столкнется с серьезными сложностями. Уже сейчас менеджеры по персоналу отмечают тот факт, что работодатели начинают обращать меньшее внимание на наличие у соискателя опыта работы (исключая «топовые» должности) и все больше ориентируются на студентов-старшекурсников и выпускников вузов.
По данным обследования населения по проблемам занятости по состоянию на последнюю неделю ноября 2010г., численность занятого населения по сравнению с ноябрем 2009 г. увеличилась на 0,7%, численность безработных сократилась на 8,8%. Уровень безработицы в ноябре 2010 г. составил 6,7 %.
В общей численности безработных 31,8% не имели опыта трудовой деятельности. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 31,9% составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 28,1% - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала.
Среднее время поиска работы безработными в ноябре 2010г. составило 8,9 месяца и по сравнению с ноябрем 2009г. увеличилось на 0,3 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 40,2% безработных. Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 48,0%, и уменьшилась за последний год на 0,2 процентных пункта. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы 34,6%.
Средний возраст безработных составил 34,1 года, занятого населения - 39,7 года. Молодежь до 25 лет составляет 31,1% среди безработных и 11,2% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,1% и 10,5 %.
Около 11% безработных имели высшее образование и 17% - среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили по 25,6%.
Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ наблюдается в Агинском Бурятском автономном округе и составляет 0,9%. Не превышает 5% уровень безработицы в Москве (1,6), Санкт-Петербурге (2,4%), в Республике Карелия, в Тульской, Московской, Ярославской, Липецкой, Костромской областях, Эвенкийском и Чукотском автономных округах (2,7% - 5,0%).
Самый высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 66,9% и 58,5%. По данным Федеральной службы государственной статистики
4 Государственное регулирование безработицы
Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия.
Организационное
воздействие механизма
За содействием в трудоустройстве в органы службы занятости на конец 2010г. обратились 6,4 млн. человек, или 8,6% численности экономически активного населения. 3,3 млн. человек были признаны в установленном порядке безработными.
В настоящее время во всех субъектах Федерации действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).
В течение 2010 г. численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, изменялась следующим образом: с января по апрель стабильно росла - с 1,92 млн. до 2 млн. человек, а с мая начала снижаться - до 1,69 млн. человек (на 1 ноября 2009 г.). К концу года их численность увеличилась до 1,83 млн. человек. Таким образом, по сравнению с показателями 2009г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 11,1%.
Причинами роста численности указанной категории граждан явились реформирование системы ЖКХ, предусматривающее, в том числе, увеличение платежей за коммунальные услуги, введение новых условий выплаты пособия по безработице, потребность незанятых граждан в официальном определении своего социального статуса для получения различных видов социальных услуг, а также востребованность государственных услуг, оказываемых органами службы занятости.
Безработным оказывают помощь по нескольким каналам. Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:
Важным направлением государственной политики в области защиты от безработицы является социальная поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно).
В 2010 г. среднемесячная численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, составила около 1,5 млн. человек (из них 29,1% - пособие из расчета средней заработной платы по последнему месту работы и 70,9% - пособие в минимальном размере). Среднемесячная численность безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказывалась материальная помощь, составила 5,5 тыс. человек.
Для расширения возможностей трудоустройства граждан, ищущих работу, и оказания государственных услуг работодателям по подбору необходимых работников органы службы занятости постоянно информировали население и работодателей о положении на рынке труда. Организация мероприятий по содействию трудоустройству граждан осуществлялась на основе сбора сведений о потребностях населения в рабочих местах и возможностях работодателей в обеспечении занятости. В результате взаимодействия с работодателями российский банк вакансий (свободных рабочих мест и вакантных должностей) ежемесячно пополнялся. Если в январе 2010 г. работодатели заявили 334 тыс. вакансий, то к концу года - 6792 тыс. Увеличение потребностей работодателей связано с расширением летних работ сезонного характера в отраслях сельского, лесного хозяйства, строительства, транспорта, торговли, ЖКХ и др. Качественный состав вакансий не претерпел существенных изменений: среди рабочих профессий наибольшим спросом пользовались водители, слесари, машинисты, продавцы, сварщики, электромонтеры; среди должностей служащих - врачи, милиционеры, инженеры, бухгалтеры, инспекторы и др.
Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.
Создание новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости.
Органами службы занятости проводились мероприятия по обеспечению занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, повышению качества и доступности государственных услуг.
В 2010 г. при содействии органов службы занятости трудоустроено 4,1 млн. человек, из них 1,6 млн. признанных в установленном порядке безработными, что превышает указанный показатель соответствующего периода прошлого года на 11,4%.
Продолжалась реализация активной политики занятости на рынке труда, включая проведение мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в свободное от учебы время). Обеспечение временной занятости несовершеннолетних граждан влияет на сокращение уровня подростковой преступности и позволяет оказывать материальную поддержку детям из малообеспеченных семей.
Государственные услуги по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет окаеаеы 627 тыс. подросткам, котмрыб были трудоустроены и принимали участие в благоустройстве и озеленении населенных пунктов, в сельскохозяйственмых и лесопосадочных работах, доставке корреспонденции, помощи лицам пенсионного возраста и инвалидам.
Общественные работы (в отраслях жийищно-коммунального и сельского хозяйства, социальноЩ сфере, организациях бытового обслCживания населееия и распространемия печатных изданий) позволиги обеспечить заняBость около 591 тыс. челов5к (90,8% к показателю 2005 в).
Подготовка и пдреподготовка персонала называется структурной мерой регулированию рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными измерениями в экмномике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Даже если в начале трудовои карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным н0 рынке труда И иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои зеания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.
Услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации были предоставлены около 353,6 тыс. безработным гражданам, или 5,5% общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Основными функциями биржу труда являются:
Биржа труда может иметь разные формы: бюро, контора, обсество и
т. п. В зависимости жт форм собственности выделяют следующие их основные виды:
Информация о работе Социально – экономические последствия безработицы. Понятие стагфляция