Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:47, курсовая работа
Цели работы:
1) Раскрыть социальный аспект взаимосвязи и развития техники и труда
Задачи работы:
1) Определить какого влияние развития техники на труд на текущем этапе развития человечества.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Взаимосвязь развития техники и труда………………………………..4
Закономерности развития техники и труда………………………………4
Социологические аспекты взаимосвязи техники и труда……………...14
Глава 2. Социологическое исследование взаимосвязей технико – организационных и мотивационных аспектов труда………………………….21
2.1. Анализ структуры персонала торгового предприятия по содержанию труда………………………………………………………………………………21
2.2. Социологический анализ удовлетворенности трудом…………………...23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………
Эллюль пишет о необходимости проведения радикальных (революционных) преобразований. Он называет 5 направлений революционных изменений, среди которых – «резкое сокращение рабочего времени. Само собой понятно, что если человек крайне занят участием в делах организации своего кооперативного ателье, своего жилищного комплекса, своей коммуны, своего природного окружения, то ему понадобится много времени. Однако это будет уже другой труд. В том, что касается общественно обязательного труда, никаких разговоров о 35-часовой рабочей неделе уже не может быть. Они совершенно устарели. Правы авторы, говорящие о двух часах ежедневной работы». [10. С. 150.]
Таким образом, классическое понимание труда претерпевает трансформации в современных условиях. Видоизменение человеческой деятельности сопровождает развитие общества. Вопрос, который неизбежно возникает и представляется одним из важнейших для современного человечества, и вопрос о том – как будет жить и сможет ли жить человечество в условиях кризиса традиционных ценностей, в том числе в условиях возможного «конца труда» в его классическом понимании.
Что же будет с человеком, преодолевшим кабальную зависимость от труда? «В наше время общераспространенным является негативно-пренебрежительное отношение к людям “без дела”, – пишет Джохадзе, –социопатическим личностям, уклоняющимся от труда и культивирующим “свободный образ жизни”, а также к тем, кто, в свою очередь, критически или же просто равнодушно относится к профессиональной деятельности, которой им приходится заниматься, и кто всеми возможными способами пытается оградить себя от нее. Таких людей называют лентяями, бездельниками и тунеядцами. Профессиональная деятельность идеализируется и отождествляется с “жизнедеятельностью вообще” – и ей противопоставляется “бездеятельность” как пассивная незанятость и пустое времяпрепровождение человека, не вовлеченного в трудовой процесс. Однако это представление в корне ошибочно. В действительности самым бездеятельным, бессмысленным и пустым – как правило и в подавляющем большинстве случаев – оказывается времяпрепровождение homo faber’а, которое на самом деле (что бы ни утверждали и как бы ни пытались завуалировать данное обстоятельство идеологи панлейборизма) только расстраивает и рутинизирует жизнь человека, парализует его активность и отвлекает от решения экзистенциальных задач». [7.]
Современные исследователи
рассматривают возможные
Так, А. Шевчук отмечает, что «помимо сферы профессионального труда, существуют огромные пространства для самореализации личности. Благодаря их освоению в обществе, которое до сих пор было целиком ориентировано на экономическую активность, шаг за шагом возникнет возможность личного суверенитета в распоряжении собственным временем, гармоничного сочетания профессионального труда, личной жизни и общественной активности. Сегодня такие возможности просматриваются в виде:
- активного досуга, включающего, помимо обычных видов досуга (развлечения, вечеринки, просмотр телепередач и т. д.), занятия, которые требуют вдумчивого отношения, преодоления трудностей, систематичности, обучения.
- гражданских инициатив. Речь идет об усилении интереса граждан к социальным проблемам и развертывании гражданских инициатив (экологические и правозащитные движения, благотворительные организации, местное самоуправление, культурные инициативы);
- домашнего труда – производства благ в домашних условиях для потребления членами семьи;
- образования, которое в современном мире не ограничено определенным периодом жизни, а становится практически непрерывным (lifelong learning).
Вышеперечисленные виды деятельности, подрывая прежнюю монополию профессионального труда, способны дать человеку чувства идентификации с избранным занятием и принадлежности к определенным социальным группам, возможности самореализации и духовного развития. Необходимо повысить их общественный престиж и в моральном аспекте уравнять в правах с профессиональным трудом». [8. С. 51.]
Резюме: Вспомним призыв Ж. Эллюля к осуществлению политико-технической революции. Эллюль искал возможности преодоления технической экспансии и негативных последствий широкомасштабного внедрения техники. При этом одним из пунктов преодоления технической экспансии он называл, как мы уже отмечали, «резкое сокращение рабочего времени». Каков же прогноз самого Эллюля? Как ему видится будущее человечества в условиях совершившейся политико-технической революции? Эллюль предполагает, что новый мир и новое общество должно быть создано новым человеком: «…чтобы освободить индивида, – пишет Эллюль, – который спонтанно продолжал бы работать, трудиться в техническом мире, перестав, однако, подчиняться логике технической системы, требуется подлинная мутация человека. Мутация психологическая, идеологическая, нравственная, перестройка всех целей жизни. И это должно произойти в каждом». [10. С.152.]
Глава 2. Социологическое исследование взаимосвязей технико – организационных и мотивационных аспектов труда.
2.1. Анализ структуры
персонала торгового
Содержание труда
Что касается технико-организационного содержания труда, то оно выражает все, что делает человек в процессе работы и как, каким образом он это делает. Сюда относятся состав и отличительная особенность трудовых функций, мера превращения науки в непосредственную производительную силу, уровень организации труда, соотношение затрат умственной и физической энергии, наличие в деятельности элементов творчества. Однако именно эту компоненту называют в исследованиях просто содержанием труда.
Таблица 1.1. Распределение рабочих мест производственного подразделения по уровню сложности труда в ООО «ПрогТехСервис»
Группы по уровню сложности труда |
Число рабочих мест |
Доля в процентах |
Высоко квалифицированный труд |
4 |
11,8 % |
Квалифицированный труд |
6 |
17,6% |
Мало квалифицированный труд |
15 |
44,1% |
Неквалифицированный труд |
9 |
26,4% |
ИТОГО |
34 |
100 % |
Подсчет среднего уровня
образования в каждой профессионально-
В реальных производственных
условиях фактический уровень
Таблица 1.2. Фактический уровень образования работников, занятых на рабочих местах, относящихся к разным группам по сложности труда в ООО «ПрогТехСервис»
Группы по сложности труда |
Всего работ ников |
В т.ч. по уровню образования: |
Ср. уровень образования (число лет обучения) | ||||
34 |
нач |
н/ср. |
сред |
с/сп. |
выс |
||
Высоко квалифицированный труд |
4 |
- |
- |
- |
2 |
1 |
13 |
Квалифицированный труд |
6 |
- |
- |
2 |
4 |
- |
12 |
Мало квалифицированный труд |
15 |
- |
9 |
5 |
- |
- |
9 |
Неквалифицированный труд |
9 |
- |
6 |
3 |
- |
- |
8 |
В случае с рабочими с
высоквалифицированным трудом, уровень
подготовки выше, чем положено. Работники,
относящиеся к
Неквалифицированный труд на данном предприятии должен отсутствовать при наличии работников, уровень подготовки которых составляет общее образование в объеме неполной средней школы.
Исходя из данного обследования, можно сделать вывод, что в реальных производственных условия организации ООО «ПрогТехСервис», содержание труда не соответствует занимаемым должностям работников данного предприятия. Так как образовательный уровень работников существенно выше требований рабочих мест – можно ожидать снижение их интереса к данному виду труда, неудовлетворенности работой и желания сменить рабочие места.
Очевидно, что предприятию необходимо в корне пересмотреть требования, предъявляемые к рабочим местам. Нужно использовать более новые технология, а также машинную технику, чтобы повысить уровень сложности труда.
2.2. Социологический
анализ удовлетворенности
В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют друг с другом, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и человека к труду, служащие определяющими признаками характера труда. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду и друг к другу - определенные социальные качества. Профессиональные способности в сочетании с физическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не столько от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, а от отношения человека к труду, которое может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений. Его суть заключается в реализации трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности.
Профессиональная деятельность в общественном производстве перестала быть в центре интересов личности. Она уступила место другим формам жизнедеятельности (социально-бытовым). Это означает, что все большее число своих потребностей различные группы работников удовлетворяют вне сферы труда.
Отношение к труду включает в себя отношение к работе в данных производственных условиях, отношение к профессии, восприятие труда как одной из основных жизненных ценностей.
Различаются объективные
и субъективные показатели отношения
к труду. Объективные показатели
выражаются в результате трудовой деятельности
через соответствующие данному
- степень ответственности и добросовестности в работе;
- степень трудовой
инициативы рабочего, выявляемая
как забота его об
- уровень дисциплинированности рабочего, выявляемый негативно через административные и общественные порицания.
На основе этих показателей
разрабатываются эмпирически
- понимание общественной
значимости труда,
- степень общей
- степень удовлетворенности специальностью.
В комплексе мотивов выделяют ориентацию на заработок, на отношения с коллегами по работе, на содержание самого труда, на его общественную значимость.
До недавнего времени
Таблица № 1.
Степень удовлетворенности работой |
Уровень удовлетворенности условиями труда |
всего | ||
Скорее удовлетворен |
Нейтральная позиция |
Совершенно неудовлетворен |
||
Полная удовлетворенность |
5 |
4 |
3 |
12 |
Скорее удовлетворен |
4 |
4 |
2 |
10 |
Работа безразлична |
1 |
3 |
1 |
5 |
Скорее неудовлетворен |
2 |
2 |
3 |
7 |
Совершенно неудовлетворен |
0 |
0 |
0 |
0 |
итого |
12 |
13 |
9 |
34 |
Индекс удовлетворенности |
0,5 |
0,38 |
0,28 |
0,39 |