Совершенная конкуренция: противоречия, достоинства, недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Поэтому изучение конкуренции актуально на сегодняшний день.
Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) - это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Работа состоит из  1 файл

Копия вроде все.docx

— 35.24 Кб (Скачать документ)

введение

 Главной отличительной  чертой, раскрывающей преимущества  рыночной экономики перед экономикой  с централизованным планированием,  является конкуренция. Именно  она способствует прогрессу рыночного  общества и поступательному движению  цивилизации. Поэтому изучение конкуренции  актуально на сегодняшний день. 

 Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) - это  тип структуры рынка, обусловленный  количеством независимо действующих  на нём экономических агентов.  К наиболее важным критериям  выделения разных видов конкуренции  относят: 1) степень концентрации  продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения  новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного  продавца (покупателя) на рыночную  цену.

Различают два основных вида конкуренции - совершенную и несовершенную. Каждый действительно грамотный  экономист знает, что рынок тем  эффективнее, чем он больше удовлетворяет  условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.

Всё это обуславливает  необходимость изучения рынка совершенной  конкуренции и поведения фирм на нём. Таким образом, цель данной курсовой работы: преимущества и недостатки совершенной конкуренции. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:

 определение сущности совершенной конкуренции;

проанализировать  особенности поведения фирмы рынка совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов;

особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.

Рассмотрение поведения  предприятия в условиях рынка  совершенной конкуренции представляет интерес, прежде всего потому, что  само отношение к содержанию термина  «конкуренция» в отечественной  экономике совсем недавно претерпел  кардинальное изменение. Конкуренция  и все процессы, связанные с  ней (демонополизация) новы для нас  и потому их изучение важно и актуально.

1.1. Сущность понятия  «совершенная конкуренция»

Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Совершенная конкуренция характеризуется  следующим :

а) Объём производства отдельной  фирмы является незначительным и  не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

б) однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью  или полной заменяемостью с точки  зрения потребителя.

в) отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих  фирм (свободным входом на данный рынок  и выходом с него);

г) Продавцы действуют независимо друг от друга.

Совершенная конкуренция  характеризует идеальный, нормативный  тип рыночной структуры и поведения  экономических агентов. В современной  экономической теории сделана попытка  конкретизировать характеристики конкуренции, определить, каковы те допустимые отклонения от параметров совершенной конкуренции, которые позволяют обеспечить приемлемый уровень эффективности рынка. С  этой целью введено понятие "работающая конкуренция" (перевод с англ. workable competition; впервые использовано американским экономистом Дж. М. Кларком)

Необходимо отметить, что  ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Реальные рынки, как правило, несовершенны. Обычно выделяют два основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическую  конкуренцию и олигополию. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет в основном теоретическое  значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

 «Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.

1.2 Условия  возникновения   совершенной   конкуренции

Каковы условия возникновения  такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической  эффективности?

Идеальный «храм» совершенной  конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в его  фундаменте присутствуют все необходимые  «кирпичики» - условия:

1) Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка.

2) Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.

В реальной жизни абсолютно  однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции  корпорации, жетон метро). Высокой  степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

3) Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

  Наличие патентов  или лицензий, обеспечивающих преимущественные  права выпускать определенную  продукцию (производство алкогольных  напитков, лицензирование экспорта);

 Относительно высокие  затраты, необходимые для организации  производства в отрасли (тяжелая  промышленность);

4) Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг.

5) Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат.

6) Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

7) Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы.

8) Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям

9) Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

1. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки».

         3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики.

                                       2.1 Спрос на продукт фирмы

Спрос на продукт фирмы  есть максимально возможный объем  продаж этой фирмы (в единицах продукта) при некоторой установленной  ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию  отдельной фирмы в условиях совершенной  конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия (рис.2).

 

При рассмотрении графика  спроса конкурентной фирмы возникает  вопрос, как горизонтально расположенная  линия спроса фирмы сочетается с  отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный  наклон, когда показываются все возможные  комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (рис.3).

Данные столбцов (1) и (2) табл.1 описывают кривую совершенно эластичного спроса при рыночной цене, равной 131 дол. Фирма не в состоянии добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене для увеличения объема продаж.

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в  то же время кривой дохода.

Валовой доход при любом  объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соответствующее  количество продукции, которое фирма  способна продать (столбец (3)).

В столбце (4) предельный доход  есть постоянная величина, равная 131 дол., поскольку именно на такую неизменную величину возрастает валовой доход  по мере каждой дополнительной единицы  продукта.

2.2 Равновесие  конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Краткосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности каждого  предприятия (фирмы) фиксированы, а  выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования  переменных ресурсов. Общее число  предприятий в отрасли остается неизменным. Будем считать, что объем  производства равен объему продаж.

Равновесный выпуск – объем  производства, при котором прибыль  фирмы максимальна. В состоянии  равновесия фирмы предельная выручка  равна предельным издержкам и  рыночной цене продукта: MR=MC=p

На рис.4 (а) кривая выручки  конкурентной фирмы изображена прямой, проходящей через начало координат. Её наклон определяется ценой продукта. Кривая общих издержек пересекает кривую выручки в точках Q1 и Q2. При этих объемах производства прибыль фирмы  равна 0. Если выпуск меньше Q1 или больше Q2 , то издержки больше выручки и прибыль фирмы отрицательна .

Если выпуск фирмы лежит  в пределах от Q1 до Q2, то кривая выручки  расположена выше кривой издержек, и прибыль фирмы положительна.

Максимум прибыли достигается, когда касательная к графику  общих издержек параллельна графику  функции выручки, то есть предельные издержки равны цене продукта.

2.3 Предложение  конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Сперва определим, при  какой цене продукта конкурентной фирме  целесообразно прекратить производство. Рассмотрим убыточную фирму. В краткосрочном  периоде у нее имеются две  возможности: продолжить производство с минимальными убытками или прекратить производство.

В случае продолжения производства убытки фирмы будут равны разности общих издержек и выручки:

TC - pQ,

где Q – равновесный объем  производства.

Фирма прекратит производство, если издержки в первом случае больше издержек во втором случае, то есть:

TC – pQ > FC,

отсюда p < AVC, где AVC – средние  переменные издержки.

Таким образом, минимальная  цена индивидуального предложения  конкурентной фирмы равна минимуму средних переменных издержек.

Рассмотрим теперь вопрос о форме кривой индивидуального  предложения конкурентной фирмы.

p = MC (S).

Таким образом, функция предельных издержек устанавливает взаимно  однозначное соответствие между  ценой продукта и объемом предложения.

Итак, кривая предложения  конкурентной фирмы представляет собой  ветвь кривой предельных издержек, которая лежит выше минимума средних  переменных издержек. Кривая предложения  конкурентной фирмы изображена на рис.5.

2.4 Равновесие и предложение отрасли в долгосрочном  периоде

Долгосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек.

количество фирм в отрасли  в долгосрочном периоде является переменной величиной.

Покажем, что с течением времени на рынке совершенной  конкуренции цена продукта тяготеет к минимальным 

долгосрочным средним  издержкам (цена p0 на рис.6).

Во-первых, цена не может  на длительное время опускаться ниже минимальных долгосрочных средних  издержек (цена p1 на рис.6), поскольку  в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:

П=Q(p – LRAC),

где Q – выпуск, p – цена продукта, LRAC – долгосрочные средние  издержки.

Во-вторых, цена не может  длительное время превышать минимальные  долгосрочные средние издержки (цена p2 на рис.6), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна.

Следует,что в условиях долгосрочного равновесия равна нулю экономическая прибыль, а фирма получает нормальную прибыль.

Различают три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и  убывающими издержками.

Информация о работе Совершенная конкуренция: противоречия, достоинства, недостатки