Совокупный спрос и факторы его определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:36, контрольная работа

Описание

Выпуск продукции на душу населения является наиболее обоснованной характеристикой экономического благосостояния . Одним из показателей естественного благосостояния является возросший объем свободного времени.
Следовательно, валовой национальный продукт: ВНП = сумма потреблений+сбережения.

Работа состоит из  1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 32.28 Кб (Скачать документ)

    1. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

Выпуск продукции на душу населения  является наиболее обоснованной характеристикой  экономического благосостояния . Одним  из показателей естественного благосостояния является возросший объем свободного времени. 
Следовательно,  валовой национальный продукт: ВНП = сумма потреблений+сбережения.

В анализе микро- и макроэкономики применяют методы равновесия, т.е. равенство  спроса                       и предложения на всех взаимосвязанных  между собой рынках – товаров, труда и капитала,                      т.е. совокупности спроса и предложения  в масштабе национального рынка -  конкретные товары объединяются в  совокупную массу товаров в стоимостном  измерении в виде совокупной цены. Спрос выступает в виде совокупного  платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства: с одной  стороны -  совокупный спрос населения, фирм и государства,                                     с другой стороны как  предложение  готового национального продукта, рассчитанного  применительно к сложившемуся уровню цен.

Совокупный спрос –  это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Чем ниже уровень цен, тем больший спрос на часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители как внутри страны (предприятия, правительство), а также зарубежные партнеры. И наоборот, на совокупный спрос оказывают влияние и неценовые факторы - изменения в потребительских расходах, которые происходят под влиянием: благосостояния, ожидания, задолженности потребителей; налогов.                                                     Под потреблением следует понимать конечное потребление товаров и услуг населением, которое состоит из личного и общественного потребления.                                                                                        

Совокупный  спрос имеет две формы:

1. Натурально-вещественную - совокупность потребительских товаров и средств производства.                                                                                                                                        2. Стоимостную - это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике, которую можно выразить: 
С + J + С1,  
где    С – спрос на потребительские товары и услуги; 
J – спрос на инвестиционные товары; 
С1 – разность между экспортом и импортом. 
Совокупный спрос (АД), который показывает количество товаров и услуг, приобретаемых потребителями при каждом возможном уровне цен, показывает, что товарный и денежный рынок находятся в равновесии. Изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен можно показать на основе уравнения количественной теории денег: 
                                   M * V = P * Q,    отсюда:

 

    MV

   

MV

   

 MV

P            

= –––––

,   или                                         

  Q =

––––

,      или                      

  АД  =

  –––

   

 

  Q

   

P

   

 P


   
   
   
   



 

где Р - индекс цен                                                                                                                                                            М - количество денег в обращении                                                                                                                                               V - скорость оборота денег                                                                                                                                                           Q - реальный объем выпуска, на который есть спрос

   



 

На снижение совокупного спроса - изменение кривой, влияют три фактора:

 

 

1. Повышение уровня процентной ставки на кредит - «эффект процентной ставки»;           

 

2. «Эффект кассовых остатков» или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и сокращает их расходы.

 

3. «Эффект импортных товаров». Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике.


 

К резкому изменению совокупного  спроса и предложения, к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня могут привести экономические шоки.                                                    Шоки спроса могут возникнуть вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д.                                                                        Шоки предложения могут быть вызваны резкими скачками цен на ресурсы, стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики, усилением активности профсоюзов, изменением законодательства о природе, приведшем к увеличению затрат на охрану окружающей среды и т.д. 
С помощью модели АД–AS  (модель совокупного спроса и совокупного предложения)   можно оценить воздействие шоков на экономику, а также стабилизационную политику государства, направленную на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне. Данная функция объясняет сумму всех возможных спросов макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора. Таким образом, совокупный спрос строится из суммы следующих показателей:

  • Потребительские расходы — спрос домохозяйств на товары и услуги
  • Инвестиции — спрос фирм на товары и услуги с целью максимизации собственной прибыли в будущем
  • Государственные закупки товаров и услуг — государственные издержки на такие критерии, как заработная плата государственным служащим, закупки оборудования для государственных подразделений, и т. п.
  • Чистый экспорт — разница между экспортом из страны и импортом в страну.

Функция совокупного спроса строится как сумма всех четырех перечисленных параметров, или математическим языком:

Совокупный спрос можно изобразить несколькими способами.                                                                        Широко известной моделью данной функции служит так называемый «Кейнсианский крест»,                      в котором кривая совокупного спроса имеет положительный наклон. Однако, в модели AD-AS, кривую совокупного спроса, наоборот, принято изображать бесконечно убывающей функцией. Этому существуют три основных объяснения (эффекта):                                                                                                1. При увеличении общего уровня цен, уменьшается реальное богатство человека, что приводит к снижению потребления товаров и услуг домохозяйствами, а это, соответственно, приводит к снижению величины совокупного спроса (модель французского экономиста Артура Пигу)                                                                                                                     2. При увеличении уровня цен естественно растет спрос на деньги. Это приводит к росту банковской ставки процента, поскольку увеличивается спрос на заемные средства. От высокой ставки процента страдают инвесторы, что ведет к снижению инвестиций в экономику,                                     а следовательно, и величины совокупного спроса  ( модель Джона Мейнард Кейнс) .                                                                                                    3. При увеличении уровня цен в стране падает ее экспорт, так как национальные товары, в данном случае, становятся дороже как для иностранцев, так и для местных жителей, что, в свою очередь, ведет к увеличению объемов импорта. Данный дисбаланс снижает чистый экспорт, а следовательно, и величину совокупного спроса. Таким образом, кривая совокупного спроса обратно пропорциональна уровню цен (модель Роберта Манделли и Джон Флеминго). 
Если правительство и Центральный банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. При уровне производства и занятости ниже потенциального уровня цены начнут постепенно снижаться до определенной точки , а уровень занятости и выпуск вернется   к прежнему состоянию. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами. 
Центральный банк может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег, что приведёт к фиксации цен на более высоком уровне, как результат шока. Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длинный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

2. Потребление и сбережение  и факторы их определяющие.

Категории «потребление», «сбережение»–  «ключ» в познании теории определения уровня дохода и теории мультипликатора. 
Потребление (С) в экономической теории есть общее количество товаров и услуг, купленных и потребленных в течение какого-то срока.                                                               Или потребление – это выражение общего потребительского, платежеспособного спроса.                                                                                  При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача  межвременного  выбора потребителей. Возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде. 
Потребление зависит от двух факторов:                                                                                      субъективного -  относится «психологическая» склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров;                                                                                                                                        объективного  – уровень дохода, его распределение, запасы богатства, цены, норма процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей.                                                                                                                                                 Потребность может быть:.                                                                                                                   Средней - склонность к потреблению АРС выражается как отношение потребляемой части национального дохода (С) ко всему национальному доходу (Y),   т.е.

 

потребление

   

С

АРС =

    ––––––––––––

,           или                 

АРС =

  ––

 

доход

   

Y


Предельной - склонность к потреблению (МРС) выражает отношение изменения в потреблении к изменениям в доходе, т.е:

 

       изменение в потреблении

МРС    =

         ––––––––––––––––––––––

 

    изменение в доходе


Здесь отражена следующая  функциональная зависимость: когда  реальный доход общества увеличивается  или уменьшается, но не с такой  быстротой. Размер потребительских  расходов зависит от уровня дохода. Следовательно, МРС будет всегда меньше 1,                          т.к. доход всегда больше потребления. Отсюда следуют выводы: 
МРС = 0 – это когда приращение дохода не потребляется, а сберегается;

     
   

МРС = 0,5  -   это означает, что увеличенный доход делится между потреблением и                                                             сбережением;

 

              

 

 

МРС = 1 - означает, что приращенный доход полностью потребляется.

 
Сбережение S – та часть дохода, которая не потребляется или сокращение потребления. Средняя склонность к сбережению (APS) – есть отношение сберегаемой части национального дохода ко всему доходу, т.е.

 

сбережения

   

 S

APS  =

    –––––––––––

,      или

   АPS =

   ––

 

доход

   

 Y


Предельная склонность к  сбережению (MPS) представляет собой  аналогию (МРC) – отношение изменения  в сбережениях к изменению  в доходе. Тогда сумма предельной склонности к потреблению и предельная склонность к сбережению равняется: 
МРС + MPS = 1 
Отсюда, МРС = 1 – МPS и MPS = 1 – МРС. 
Сбережение, таким образом, есть основа инвестиций. Если предоставить доход как сумму выпускаемой продукции, то инвестиционный спрос, как и потребительский, зависит от субъективного и объективного факторов. Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения. 
Инвестиции являются важным динамичным элементом в экономической системе, выведением экономики на путь стабилизации и устойчивого роста. Инвестиции также служат потенциальным источником ускоренного (акселеративного) роста. 
На субъективный фактор – среднюю склонность к инвестированию – влияют различные факторы, такие как, политический климат в стране, победа на выборах, рост национального престижа, слухи, опасения военного столкновения и т.д. Определенную роль в процессе принятия нового проекта играет предельная склонность к инвестициям (МРJ) – отношение изменения инвестиций к изменению доходов, т.е.

Информация о работе Совокупный спрос и факторы его определяющие