Автор работы: Наталья Волчанская, 16 Июня 2010 в 17:43, курсовая работа
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Рынок--косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок -- это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок -- основа рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 1
СПРОС 4
ПРЕДЛОЖЕНИЕ 9
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 13
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 13
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 17
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФАКТОРАМ. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п.
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
1< |Eð| £ ¥ - ñïðîñ ýëàñòè÷åí;
0£ |Eð| < 0 - ñïðîñ íåýëàñòè÷åí;
|Eр|
= 1 - спрос с единичной эластичностью.
Как
измерить эластичность спроса по цене?
Для этого необходимо подсчитать процентное
изменение величины спроса, процентное
изменение цены и соотнести их:
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема, или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Существует еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции и какой уровень цены следует использовать при расчете? Существовавший до изменения или полученный после него?
На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
Важным моментом, оказывающем воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товар-заменитель.
Различия
в эластичности спроса объясняется также
значимостью того или иного товара для
потребителя. Спрос на предметы первой
необходимости неэластичен; спрос на товары,
не играющие важной роли в жизни потребителя,
обычно эластичен. Понятие перекрестной
эластичности спроса используется
для определения степени влияния на величину
спроса на данный товар изменения цены
другого товара. Коэффициент перекрестной
эластичности - это отношение процентного
изменения спроса на товар А к процентному
изменению цены товара Б:
где «с» в индексе означает перекрестную эластичность. Значение коэффициента от того, какие товары рассматриваются - взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет положительным.
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных.
Измерив
эластичность предложения по цене, можем
получить ответ на вопрос, насколько производство
той или иной продукции реагирует на изменение
цены. Коэффициент ценовой эластичности
предложения рассчитывается по той же
формуле, что и коэффициент ценовой эластичности
спроса. Различие лишь в том, что вместо
величины спроса берется величина предложения:
где Q0 и Q1 -предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.
Предложение, поскольку оно связано с изменениям производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
а) в краткосрочном периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В этом случае предложение неэластично;
б) в среднесрочном периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно. Эластичность предложения в этом случае повышается;
в)
в долгосрочном периоде, когда возможностей
для увеличения объема производства продукции
гораздо больше, т.к. все факторы производства
являются переменными (в т. ч. производственные
мощности, число фирм в отрасли и т.д.).
Эластичность предложения будет выше,
чем в двух предыдущих случаях.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения.
А.Маршалл
правильно считал, что закон спроса и предложения
есть результат действия более фундаментальных
причин, способ реализации единства производства
и потребления в рыночной экономике. Этот
закон - всеобщая форма, через которую
реализуется действие основных факторов,
определяющих движение производства и
цен.
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ