Современная рыночная система: характерные черты и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика – экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр.3-4
1. Понятие рыночной экономики…………………………………………...стр.5-14
1.1 Определение рыночной экономики и ее сущность…………………....стр.5-7
1.2 Формирование рыночной системы……………………………………..стр.7-8
1.3 «Идеальная модель» рыночной экономики…………………………....стр.8-11
1.4 Основные признаки и модели современной рыночной экономики….стр.11-14
2. Функционирование рыночной экономики……………………………...стр.15-19
2.1 Три фундаментальных вопроса рыночной экономики……………….стр.15-17
2.2 Принципы функционирования рыночной экономики………………..стр.17-19
3. Проблемы развития рыночной экономики России…………………….стр.20-27
3.1 Проблемы реформирования экономики России……………………...стр.20-23
3.2 Формы и методы государственного регулирования рыночной эконо-
мики………………………………………………………………………….стр.23-27
Заключение………………………………………………………………….стр.28-30
Список литературы…………………………………………………………стр.31

Работа состоит из  1 файл

курсовая по теории!!!.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

3. Рынок создает условия для высокой эффективности производства. Этому способствует всеобщность конкуренции, которая безжалостно «отделяет» отстающих от преуспевающих. Побеждает тот, кто лучше угадал изменения потребительского спроса, быстрее применил новые технологии и оборудование, снизил издержки производства.

«Идеальная» модель рыночной экономики получила в западной экономической науке название «совершенная конкуренция». Режим свободного рынка или «совершенной конкуренции» предопределяется наличием ряда обязательных условий, хорошо изученных мировой экономической наукой.

Первое из них состоит в том, что занятие предпринимательской деятельностью должно быть доступно для любого желающего. Свобода предпринимательской деятельности требует не только полной самостоятельности и независимости экономических субъектов, но и одновременно предполагает и всю полноту ответственности за результаты своей хозяйственной деятельности. В «идеальной» рыночной модели действует «жесткое бюджетное ограничение», которое выражается в том, что каждый экономический субъект оперирует ресурсами, принадлежащими ему самому, либо заемными средствами, подлежащими возврату в определенный срок с уплатой процента, а также получает выгоды (или несет убытки) в связи с реализацией произведенных товаров и услуг на свободном рынке.

Второе условие заключается в абсолютной мобильности, подвижности всех видов ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Ничто и никто не должен сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные, который происходит благодаря развитой системе «горизонтальных» связей, опирающихся на экономические институты (банки, биржи, оптовые предприятия и т.д.) Они служат каналами перераспределения ресурсов, инструментами наиболее выгодного помещения капиталов, сбережений населения. Мобильность ресурсов, в свою очередь, работает как мощный катализатор структурных изменений в рыночном хозяйстве, обновления производства, самоорганизации рыночного обмена.

Третье условие состоит в свободном ценообразовании. Свободные цены – это своего рода «сердце» рыночной системы. Они передают информацию о колебаниях конъюнктуры, стимулируют применение наиболее экономических методов и технологий производства, распределяют и перераспределяют доходы. Хотя для нашего человека, привыкшего жить при системе централизованного директивного ценообразования, это, видимо, самое трудное звено в понимании рыночной экономики. Подчеркивая огромную важность и самоценность для рыночной экономики свободного ценообразования, выдающийся западный экономист Ф. фон Хайек утверждал, что любые отступления от этого условия, с какими бы благородными намерениями они ни совершались, в перспективе ведут к установлению диктатуры.

Четвертое условие свободного рынка составляет отсутствие любых видов монополизма и полную свободу конкуренции. Отсутствие монополизма лишает любого производителя возможности влиять на рыночные цены и тем самым искажать условия свободной конкуренции. Кроме того, каждый участник рыночных отношений должен обладать всей полнотой информации о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли, положения на рынках труда и капиталов. Это позволяет ему делать наилучший выбор при вложении капиталов и других средств, а также приобретать товары на выгодных условиях.

Помимо перечисленных  условий большое значение имеют  устойчивость финансовой и денежной системы страны, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и  др.

Таким образом, «Идеальная»  модель рыночной экономики – это  теоретическая модель, в которой  нет места инфляции, монополии, перепроизводству, безработице и которой не существует ни в одной стране мира. Ценность этой модели не в том, что она сразу объясняет нам ход реальных экономических процессов, а в том, что она делает понятными существенные черты рыночной экономики и ее коренные отличия от экономических отношений административного типа.

 

1.4 Основные признаки и модели современной рыночной экономики.

 

Рыночная экономика  – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу.

Важнейшие признаки современной  рыночной экономики можно свести к шести пунктам:

1. Основа экономики  – частная собственность на ресурсы. Именно на этой базе главными действующими лицами в экономике являются индивидуальные, партнерские, акционерные и частногосударственные предприятия.

2. Свобода и материальная ответственность предпринимателей, при которой каждый желающий может заниматься законной предпринимательской деятельностью, принимать самостоятельно решения и нести ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности.

3. Свобода выбора экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг, причем решающее слово принадлежит потребителю. Именно его выбор определяет, что и сколько должна производить экономика.

4. Личная выгода участников экономических связей. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, активности, изобретательности.

5. Саморегулирование экономики рыночными факторами (свободно складывающиеся цены, свободная игра спроса и предложения, конкуренция).

6. Минимум вмешательства государства в экономику. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночного саморегулирования, меньше бюрократизма, коррупции, увиливания от налогов, а значит больше стимулов к творческому поиску, энергичному труду и новаторству.

Основными достоинствами  рыночной экономики является то, что  она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками производства; не требует большого управленческого аппарата; дает больше прав и возможностей выбора потребителям.

Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Экономисты выделяют четыре основных модели современной  рыночной экономики, в которой конкуренция  и монополия сосуществуют и часто  переплетаются.

Конкурентность рынка  является важным фактором, который воздействует на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется и тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее рынок.

Чистая (совершенная) конкуренция и чистая монополия – две крайние достаточно редкие ситуации. Между ними расположены две модели характерные для современного рынка под общим названием «несовершенная конкуренция» (рис. 1.)

 


 



 



 

Рис. 1. Четыре модели современной рыночной экономики

 

Чистая (совершенная) конкуренция имеет место там, где действует большое количество производителей стандартаризированных (одинаковых) товаров и услуг. Полная противоположность этому – чистая монополия, которая предполагает наличие одной фирмы в качестве единственного производителя данного продукта. Монополистическая конкуренция складывается там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, воздействующих на цену товаров, объем предложения, трудностью вступления в отрасль.

Общая сравнительная  характеристика моделей современной  рыночной экономики представлена в  таблице 1.

рыночный экономика  модель регулирование

Таблица 1. Краткая характеристика моделей современного рынка

Модели рынка

Основные характерные  черты

число фирм

контроль над ценой

вступление в отрасль

примеры

Чистая (совершенная) конкуренция

очень большое

отсутствует

совершенно свободно

сельское хозяйство; услуги фондовых бирж и по обмену валют

Чистая монополия

одна

очень значительный

практически исключено

электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь и т.п.

Монополистическая конкуренция

много

очень ограниченный

сравнительно свободно

производство одежды, обуви, мебели, книг, розничная торговля

Олигополия

несколько

значительный (особенно при сговоре)

очень затруднено

производство стали, автомобилей, сельхозмашин; оптовая торговля


 

Проводимая классификация основана на поведении и количестве продавцов, но на рынке действуют два субъекта – продавцы и покупатели. С точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополия одного покупателя) – господствует один покупатель и множество продавцов (встречается крайне редко); олигопсонию – наличие нескольких покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Таким образом, эффективность той  или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете, наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

 

 

 

2. Функционирование рыночной экономики

 

2.1 Три фундаментальных вопроса рыночной экономики

 

Предметом современной экономической  теории является теоретическое обоснование  эффективного использования редких экономических благ с целью наибольшего  удовлетворения потребностей людей. Рассмотрим три основополагающих понятия: потребности людей, редкость ресурсов, проблемы выбора.

Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении. Такие потребности имеют тенденцию к постоянному росту и приданию импульса развитию производства.

Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. К экономическим ресурсам относятся труд, земля, капитал, а также предпринимательские способности, интеллектуальный потенциал и информация. Научно-технический прогресс благодаря новым технологиям существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов остается, поскольку она связана не с абсолютным уровнем потребления, а с относительными возможностями при помощи данных экономических ресурсов удовлетворить все имеющиеся потребности. В результате редкости, ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора.

При выборе наилучшего способа использования  ограниченных ресурсов приходится учитывать  разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследуют государство, фирма, домохозяйство. Например, интеллектуальный потенциал советских конструкторов направлялся в основном на разработку военной техники, а не на создание современного бытового оборудования. Государство должно было делать выбор между сферами использования ограниченных ресурсов ради приоритетной для него цели. С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как управление редкостью.

Проблема выбора ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство, три фундаментальных вопроса:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Вопрос Что производить никогда не снимается с повестки дня, поскольку на него нельзя ответить – все производить, что душе угодно. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы и вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться. Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать производство другого. Экономика страны чаще всего находится не на границах своего экономического потенциала, а внутри него. Это связано с безработицей, остановкой предприятий, структурными изменениями, неэффективным регулированием экономики. Полное использование производственного потенциала связано с эффективным использованием всех составляющих его факторов: природных ресурсов, трудового потенциала, капитала, достижений научно-технического прогресса, предпринимательских способностей населения. Одновременное решение долгосрочных целей структурной перестройки социальных проблем возможно при экономическом росте, т.е. увеличении экономического потенциала страны.

Информация о работе Современная рыночная система: характерные черты и модели