Современное мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:32, курсовая работа

Описание

При выполнении работы были поставлены задачи: 1. Определить сущность мирового хозяйства, - исходя из определения мирового хозяйства подробно рассмотреть вопросы международного разделения труда и взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством.2. Изучить концепции взаимодействия мирового хозяйства с национальной экономикой, а также государственное регулирование. 3. Рассмотреть основные формы международной экономической интеграции. 4. Сделать анализ международных торговых и финансовых операций.

Содержание

Введение
…………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I.
1.1. Развитие мирового хозяйства………………………………………...4
1.2. Международное разделение труда…………………………………...5
1.3.Современное Международное разделение труда……………………8
1.4. Специализация развитых стран на мировом рынке………………...9
ГЛАВА II.
2.1. Международные экономические отношения………………………13
2.2 .Россия в мировых миграционных потоках…………………………17 g 2.3. Регионализация и глобализация мировой экономики……………..19
2.4. Экономическая интеграция и главные группировки мира………...22
ГЛАВА III. G 3.1. Платежный баланс РФ………………………………………………..25 r 3.2. Оптимальная валютная политика…………………………………….28 Заключение……………………………………………………………………..31 Библиографический список…………………………………………………...33 Приложения…………………………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Тема Современное мировое хозяйство.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

   Эти стимулы на протяжении столетий заставляют и предпринимателей, и власти разных стран искать пути налаживания устойчивых международных хозяйственных связей.

   По мере развития машиностроения и растекания индустриализации по всему миру во внешнеторговый оборот поступает все больше изделий обрабатывающей промышленности. Это имеет важное значение для интенсификации торговли вообще и международного обмена в частности. Дело в том, что в отличие от сельского хозяйства и добычи природных ресурсов обрабатывающая промышленность позволяет  бесконечно диверсифицировать производство на сколь угодно дробные отрасли и подотрасли, отпочкование  которых автоматически порождает потребность в обмене  продукцией таких все более узко специализирующихся производств как внутри национальных хозяйств, так и между ними. Такая потребность производства удачно сочетается с растущим благосостоянием потребителей и их возможность  выбирать нужные им изделия  в широком диапазоне личных предпочтений и вкусов как из отечественных, так и из импортных товаров. В итоге одни марки автомобилей, телевизоров и т.п. обмениваются в ходе международной торговли на другие.

   Так, наряду с межотраслевым разделением труда быстро развиваются внутриотраслевое его разделение, когда страны обмениваются  товарами одной и той же товарной группы, но разного качества  или дизайна, либо полуфабрикатами одного и того же готового изделия. Именно это обстоятельство объясняет исключительно быстрый рост экспорта изделий обрабатывающей промышленности по сравнению с экспортом минерального сырья и аграрных продуктов. С 1950 по 2006 г. Мировой экспорт аграрных товаров ( в постоянных ценах) увеличился в 7,5 раза, минерального сырья – в 10, а готовых изделий – в 71 раз.

   Все сдвиги в международном разделении труда существенно ускоряют процесс интернационализации и на двустороннем уровне, ив  многосторонних торгово-экономических блоках, и в глобальном масштабе. Но почему происходят  такие сдвиги, ведущие к нарастающей взаимозависимости национальных экономик? Их движущей силой является неуклонное восхождение мирового сообщества по ступеням технико-экономического развития. Постоянно накапливающиеся и переплетающиеся технологические и инновации в области энергии, двигателей, транспортных средств, способов коммуникации, методов мобилизации финансовых ресурсов, подготовки и переподготовки трудовых ресурсов продвигаю человечество от одного технологического уклада в другому. Это понятие в современном его толковании означает складывающиеся на разных этапах научно-технического прогресса целостные системы сопряженных технологий в энергетики, в способах обработки сырья и т.д. В этом отношении мировая экономика похожа на ландшафт с горными массивами, возвышенными плато и низменности. О мировом технико-экономическом ландшафте можно судить по доле обрабатывающей промышленности в материальном производстве различных макрорегионов мира ( см. рис.3). Если в промышленно развитых странах доля обрабатывающей промышленности в материальном производстве в 2005 г. Составила в среднем 60%, то в остальных регионах мира она колебалась от 9 до 72%. В Восточной Азии, куда относятся лидеры новых индустриальных стран (Республика Корея, Тайвань и Гонконг), а также быстро прогрессирующий Китай, этот показатель даже выше, чем в развитых странах. Во многих других регионах большую роль продолжает играть сельское хозяйство, особенно в Южной Азии, Океании, Средней и Западной Африке, либо добывающая промышленность, особенно на Ближнем Востоке, в СНГ, Средней и Восточной Африке, причем обычно и то, и другое в совокупности.

В результате в  трех регионах в правой части рис.3 обрабатывающая промышленность находится в стадии становления.

   Остальные национальные хозяйства врастают в мировую экономику посредством своих торговых, финансовых, научно-технических, культурных и прочих связей с названным мировым эпицентром технологического уклада. Подавляющая часть их торговли замыкается на эпицентре,образуя специфическую модель, получившую в англоязычной литературе название hub and spokes (втулка и спицы). Так же складываются мирохозяйственные связи и в области прямых инвестиций, производственного кооперирования и др.

   Не мешает ли регионализация экономической глобализации?

   Имея одни и те же экономические движущие силы и общие технологические предпосылки, региональная интеграция и глобализация весьма схожи. Более того, они я являются звеньями одного и того же процесса интернационализации хозяйственной жизни и тесно взаимодействуют. Но есть и существенные различия. Прежде всего, в пространственных масштабах.  Не только в этом. Они различаются по соотношению  частнопредпринимательских и политических компонентов. В создании региональных торгово-экономических группировок, обеспечении их функционирования и развития вглубь и вширь политический фактор, и межправительственное взаимодействие играют гораздо большую роль, чем в становлении глобализации. Последняя – детище главным образом рыночных факторов и предпринимательских   инициатив, хотя и здесь, конечно, присутствуют двусторонние и многосторонние межгосударственные договоренности и согласованные ими правила игры. В наибольшей степени политический компонент присутствует в пределах национального государства, где он обеспечивает целостность странного экономического организма, меньше – в региональных блоках, ещё меньше – на глобальном уровне. В этом смысле  региональная интеграция является промежуточным звеном между национальным хозяйством и глобальным экономическим пространством.  
 

2.4. Экономическая  интеграция и главные группировки  мира

   Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.                                               Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений.                                                                 

Формы (стадии) экономической  интеграции:

1. Преференциальная  зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары. 2. Зона свободной торговли – означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).                                                                                                                   3. Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. К началу 2008г. будет завершено формирование таможенного союза ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).  В данном союзе предусмотрено формирование единого органа управления и единого бюджета (за счет отчислений от таможенных пошлин). Режим свободной торговли уже распространяется на товары, произведенные в странах ЕврАзЭс.                        4. Общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.                                                                     5.Экономический союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС).                      6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.)                                                                                                               7. Валютный союз - согласованное (совместное) плавание национальных валют;  установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; создание единой региональной валюты; формирование единого регионального банка являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным  союзом понимают клиринговые соглашения.      

                                                                                                                                                     Современные интеграционные группировки развитых стран:                                       Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.  
   Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС), отразив в изменении названия повышение степени интегрированности стран-участниц. На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).                                    
П  Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС – в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда более разнородными, чем участники ЕЭС. группировки. Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.                                                                             Р  Успехи ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран (Табл. 4). Важно отметить, что большинство стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства его участников своего рода стартовой площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС. Третий этап западноевропейской интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.                                                   ПЯркие достижения ЕС стали в 1980-е образцом для создания других региональных интеграционных блоков развитых стран, опасающихся своего экономического отставания. В 1988 между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в 1992 к этому союзу присоединилась Мексика. В 1989 по инициативе Австралии образовалась организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), членами которого первоначально стали 12 стран – как высокоразвитых, так и новых индустриальных (Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Малайзия, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины, США). Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима.                                                                                                          П  Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. Можно не сомневаться, что в начале 21 в. ЕАСТ полностью сольется с ЕС. Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

ГЛАВА III.

3.1. Платежный  баланс РФ

    Платежный баланс - это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей. Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны.                                               Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».                                                    П Между направлением изменений в ресурсах (активах) страны и его отражением в платежном балансе наблюдается определенное противоречие: увеличение активов обозначается знаком «минус», тогда как уменьшение

активов - знаком «плюс». Но это объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своей натуральной субстанции, а их денежный результат - фактический или предполагаемый. Увеличение активов обязательно требует денежных затрат, денежных расходов, - отсюда знак «минус» в платежном балансе. Уменьшение активов должно сопровождаться поступлением денег - отсюда знак «плюс».                                                  Аналогичным образом, уменьшение (пассивов) обязательств может быть достигнуто только расходованием денежных средств («минус»), тогда как увеличение обязательств обычно сопровождается притоком денег («плюс»). Соответственно, например, экспорт товаров всегда будет отражаться в доходной части платежного баланса, поскольку в этом случае имеет место уменьшение товарных активов страны, которое как результат продажи должно сопровождаться поступлением денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется расходной части платежного баланса, ибо при этом происходит увеличение товарных ресурсов (активов) страны, а это требует затраты определенной суммы денег.                                                               ПСтруктура платежного баланса состоит из 2 разделов:                                                        1. счет текущих операций                                                                                                    В нем фиксируются экспорт и импорт товаров и услуг, чистый доход от инвестиций и чистый объём трансфертных платежей.                                           2. счет движения капиталов и финансовых ресурсов                                                     а)нефинансовых активов, приобретаемых за рубежом или реализуемых в ходе экономических операций (купля-продажа предприятий, иных материальных объектов, их строительство и прочее изменение в их стоимости);                                                                                                                        б) финансовых активов (купля-продажа акций, облигаций и всех иных ценных бумаг, предоставление торговых кредитов и авансов, ссуд и займов, движение наличной валюты и пр.)

«Платежный  баланс как источник умеренного оптимизма» .

     Еще до опубликования предварительных данных о состоянии платежного баланса России за 9 месяцев 2010 года многие экономические обозреватели и банковские аналитики били тревогу по поводу ухудшающегося валютно-финансового положения страны. Основная причина для беспокойства состояла в том, что на всем протяжении 2010 года непрерывно возрастали объемы импорта иностранных товаров, и это грозило российской экономике сразу несколькими неприятностями. Во-первых, рост конкуренции со стороны импорта подрывал позиции российских производителей; во-вторых, рост импорта происходил и происходит на фоне стагнации экспорта, что означает в ближайшем будущем возникновение дефицита иностранной валюты и, соответственно, девальвацию рубля. А если монетарные власти не захотят ослаблять рубль, то тогда дефицит валюты будет покрываться за счет снижения валютных резервов; в-третьих, дефицит валюты может привести к трудностям при обслуживании имеющегося внешнего долга; и, в-четвертых, поскольку рост импорта частично происходит за счет увеличения внешней задолженности фирм-импортеров, то это может спровоцировать очередной долговой кризис.    Фактические данные подтвердили эти прогнозы. Во всех трех прошедших кварталах 2010 года экспорт находился приблизительно на одном уровне в $95 млрд., а вот импорт постоянно нарастал. А если к постоянно растущему импорту товаров добавить хронически отрицательное сальдо баланса услуг (в том числе услуг труда мигрантов), и такое же хронически отрицательное сальдо выплат процентов по внешней задолженности, то тогда станет понятно, что зазор между поступлениями и платежами по внешнеэкономической деятельности постоянно сужается, и возникновения дефицита валюты уже в самое ближайшее время нам не избежать.                                                                                                                     П Счет текущих операций платежного баланса РФ за 9 месяцев 2010 года(см. табл. 5) . Как видно из этой таблицы, положительное сальдо экспорта/импорта товаров и услуг сократилось с $34 млрд. в 1 квартале до $10,4 млрд. в 3-м квартале. И эта тенденция, мягко говоря, настораживает. Настораживает, в первую очередь, потому, что у российских компаний, которые активно привлекли иностранные ресурсы до кризиса 2008 года, могут возникнуть трудности с приобретением валюты для платежей по этим ресурсам. Так, судя по графику платежей по основной части долга, в 4-ом квартале 2010 года российским заемщикам надо будет заплатить $31 млрд. И если в первом квартале с платежом такого размера проблем бы не возникло, то уже в 4-ом квартале, если внешнеэкономическое сальдо останется таким же, как и в 3-м квартале, трудности могут появиться. Правда, в отношении роста текущей внешней задолженности, которая возникла уже после кризиса, в 2010 году, дела обстоят не так однозначно. Действительно, обязательства российских хозяйственных агентов за прошедшие 9 месяцев выросли на $30 млрд., однако $22 млрд. из них пришлось на прямые иностранные инвестиции. Постоянное увеличение ввоза иностранных товаров, из-за которого паника и началась, было большей частью профинансировано путем дополнительной эмиссии акций компаний с иностранным участием, а не в виде банковских и фирменных кредитов. Иными словами, пока рецидив долгового кризиса нам не грозит, а также не грозит рост конкуренции с иностранными производителями: как правило, товары, поступающие в уставные капиталы компаний, являются оборудованием, аналоги которого в стране не производятся, и поэтому никакой угрозы для российских товаропроизводителей не представляют. Кроме того, рост импорта мог произойти еще по одной причине, которую можно назвать детезаврацией валюты. Как помнят многие из наших читателей, во время кризиса осенью 2008 года масса российских граждан спешно создавала запасы валюты: одни – повинуясь панике, а другие – рассчитывая заработать на девальвации рубля. По оценке автора на основе данных Центрального банка РФ, чистые покупки валюты физическими лицами за период с сентября 2008 года по январь 2009 года составили $42 млрд. Потом, когда ситуация успокоилась, и стало ясно, что рубль вышел на новый уровень поддержки/сопротивления, и что больше скачков не будет, дальнейшее держание валюты потеряло всякий смысл. И процесс пошел в обратную сторону. Валюту стали постоянно тратить – на приобретение импортных товаров и на поездки за границу. За истекшие 9 месяцев 2010 года население сократило свои валютные запасы $13 млрд., и эти траты наверняка стали ускорителем внешних расходов. При этом надо отметить, что расходы на импорт, которые оплачиваются за счет валютных запасов, никак не связаны с текущей внешнеторговой конъюнктурой. Валютная выручка от экспорта может стагнировать, или даже сокращаться, но рядовые потребители на это никак не будет реагировать, потому что они в своих решениях ориентируются на курс доллара, а пока курс стабилен, валюта будет тратиться, а не удерживаться или покупаться. ППоэтому можно предположить, что рост импорта еще некоторое время будет опережать рост экспорта (если экспорт вообще будет расти), так как у населения на руках осталось (опять же, по нашим расчетам) $17 млрд. из тех $42 млрд., которые были закуплены им во время кризиса. $12 млрд. было потрачено со 2-го по 4-ый квартал 2009 года, и еще $13 млрд., как мы только что говорили, - за 9 месяцев текущего года.Доходы федерального бюджета РФ от обложения импортируемых товаров (см. табл. 6 ) Рост поступлений этих налогов снижает размеры дефицита бюджета и, соответственно, размеры предстоящих сокращений расходной части бюджета. А это, в свою очередь, дает надежду на то, что послекризисное восстановление российской экономики не будет задержано рестриктивной политикой нашего Министерства финансов, которое очень любит бороться с дефицитом бюджета в не самый подходящий для этого момент.

Информация о работе Современное мировое хозяйство