Современные инфляционные процессы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание

Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды, выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Основное внимание читателя сосредоточено на важнейшей функции денежного обращения – его устойчивости по отношению к внутренним и внешним факторам. Речь идет о проблеме инфляции.
В последнее время, а если точнее – с конца 90 го года, понятие «инфляция» буквальным образом ворвалось в нашу жизнь. Совсем мало времени прошло с тех пор, когда в нашей стране официальной наукой и пропагандой отрицалась сама возможность инфляции при социализме. А инфляция по существу была, хотя в большей мере в скрытой форме. Деньги утрачивали свою значимость даже при стабильных ценах из-за хронического дефицита товаров.
Теперь инфляция стала явной, ее масштабы нарастают. Но при всем обилии информации на эту тему, население знает о ней слишком поверхностно. Инфляцию не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность и причины инфляции……………………………………….5
1.1 Понятие инфляции, характеристика современной инфляции……….5
1.2 Причины возникновения инфляции…………………………………...10
1.3 Виды инфляции…………………………………………………………15
2. Особенности инфляционных процессов на современном этапе……..22
2.1 Инфляция в ведущих зарубежных странах……………………………22
2.2 Инфляционные процессы в современной российской экономике…...22
3. Методы борьбы с инфляцией в разных странах………………………29
3.1 Антиинфляционная политика в зарубежных странах………………..29
3.2 Особенности антиинфляционной политики в России………………..30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36
Приложение……………………………………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

     Первую  неделю сентября 2009 года инфляция в  России была нулевой, как и по итогам августа. Об этом сообщает Росстат. В  целом же с начала года она составила 8,1 процента2.

     В конце последнего летнего месяца даже была зафиксирована дефляция - небольшое снижение цен. До этого нулевая инфляция была в России в августе 2005 года. В 2008 году в первую неделю сентября рост цен составлял 0,1 процента, а с начала прошлого года на 7 сентября инфляция была 9,8 процента.

     Как отмечают статисты, цены "замерли" в августе и начале сентября благодаря  сезонному удешевлению плодоовощной продукции. Так, с 1 по 7 сентября оно  составило в целом 3,6 процента. В  том числе капуста, лук, морковь  и картофель "полегчали" на 5,2-6,5 процента. Более весомому снижению инфляции препятствует высокий рост стоимости бензина. За неделю он составил 0,9 процента, дизельное топливо подорожало на 0,2 процента. Что касается остальных товаров, то также подорожали куры, яйца, пшено, крупа гречневая ядрица. Они повысились в цене на 0,3-0,7 процента. При этом масло подсолнечное, сыр, мука пшеничная, рыба подешевели на 0,2-0,4 процента.

     Временная остановка инфляции дает аналитикам основания полагать, что по итогам года инфляция окажется меньше официального прогноза минэкономразвития в 11,6-12 процентов.

     Инфляция  в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в  силу территориального устройства нашей  страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей  степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.

 

    Инфляция в России будет стабильно снижаться в 2010 году не будет превышать 10%. Такое мнение высказал глава миссии Международного валютного фонда (МВФ) по России Пол Томсен агентству "Интерфакс". "В течение следующего года она достигнет однозначной величины" - сказал он. П.Томсен уверен, что в условиях спада экономики, естественно, должно наблюдаться давление на инфляцию. "ЦБ РФ будет достаточно просто удержать инфляцию в рамках стабильной тенденции к снижению. Поэтому мы и говорим, что есть пространство для ослабления монетарной политики. Монетарную политику можно будет ослаблять при одновременном снижении инфляции", - сказал считает представитель МВФ, передает "Финмаркет". 
    Как сообщалось ранее, Минэкономразвития прогнозирует инфляцию в 2009 году на уровне 13%, в 2010 году - 10%. За период с начала года по 25 мая потребительские цены в России выросли на 6,8% . Согласно прогнозу Росстата, инфляция в мае составит 0,7%.

    Инфляция в России в декабре 2009 г составила 0,4 % и в целом за 2009 г - 8,8 %, а в среднем по странам ЕС - 0,2 % и 1,4 % соответственно. Об этом свидетельствует поступившая сегодня в ПРАЙМ-ТАСС информация Росстата, подготовленная на основе публикаций Евростата, национальных статистических служб и данных, размещаемых в сети Интернет в соответствии с требованиями Специального стандарта распространения данных/ССРД/МВФ. 
   В декабре 2009 г среди рассматриваемых стран наибольшее увеличение потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем отмечалось в Белоруссии - на 1,3 % по сравнению с декабрем 2008 г - на 10,1%, на Украине - на 0,9 % (на 12,3 %), в Германии - на 0,9 % (на 0,8 %). 
    В ряде зарубежных государств наблюдалось снижение цен по сравнению с предыдущим месяцем. Так, в Нидерландах потребительские цены за месяц снизились в среднем на 0,7 %; в Латвии, Ирландии, Словении, на Кипре - на 0,4-0,5%. 
   Среди стран ЕС наибольший прирост потребительских цен на продукты питания по сравнению с предыдущим месяцем наблюдался в Чешской Республике (1,7 %)и Болгарии (1,1 %), а по сравнению с декабрем 2008 г - в Польше (3,4 %) и Венгрии (1,3 %) 
    Вместе с тем примерно в половине стран ЕС в декабре 2009 г отмечалось снижение потребительских цен на продовольствие. Более всего продукты подешевели за месяц на Кипре (на 1,4 %), Мальте (на 1,2 %), в Австрии, Греции, Дании, Словении (на 0,5-0,6 %). 
    В течение 2009 г во многих государствах ЕС прослеживалась тенденция к снижению цен на продукты питания. За период с начала года цены на продукты в среднем стали заметно ниже в Ирландии (на 7,9 %), Латвии (на 7,1 %), Эстонии (на 6,9 %), Словакии (на 5,6 %), Португалии (на 5,3 %). 
   В России в декабре цены на продукты питания возросли на 0,6 % (в странах ЕС - в среднем на 0,1 %), в целом за 2009 г - на 4,9 % (в странах ЕС - снизились на 1 %).

Инфляция в январе 2010 года в России и в зарубежных странах.

    Инфляция в РФ в январе текущего года составила 1,6%, таковы данные Росстата. В странах Евросоюза в январе отмечена дефляция на уровне 0,5 процента.  
    Наибольший прирост цен отмечен в Турции и Украине и составил 1,8% по сравнению с декабрем предыдущего года. В некоторых европейских странах и в Японии было отмечено снижение потребительских цен. Например, в Испании, Италии, Бельгии в средне цены снизились на 1,5%.  
    Среди стран ЕС наибольшее увеличение продовольственных цен наблюдалось в Венгрии, где прирост составил 2,7%, Бельгии (+ 2%). Словакии (+ 2,6%). В России в январе 2010 года продукты питания выросли в цене на 1,5%.
 
 

  1. Методы  борьбы с инфляцией в разных странах.

    3.1 Антиинфляционная  политика в зарубежных странах.

     В развитых странах для антиинфляционного  регулирования используют два типа экономической политики:

     * политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантом этой политики является дефляционная политика.

     * политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Применяется индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуемая с динамикой индекса цен.

     Антиинфляционная  политика ведущих промышленно развитых стран включает в себя регулирование  процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной  процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое “денежное правило” Фридмена гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.

     Важным  направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены – валютный курс – цены.

     3.2 Особенности антиинфляционной политики  в России.

     В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007–2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности.

     В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

     Одним из условий реализации этих важнейших  задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство Российской Федерации впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.

     В утвержденном Правительством комплексе  антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений три предусматривают воздействие на ценообразование.

     Во-первых, предусмотрено ограничение роста  регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов.

     Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста  цен на горюче-смазочные материалы. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации  биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.

     В-третьих, прогнозируется замедление роста цен  на продовольственные товары, и чтобы  он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста  предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.

     Перечисленные меры воздействия на ценообразование  – самое трудное направление  регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять с инфляцией всякий рост цен, возникающий независимо от влияния избытка денег в обращении.

     При вступлении России в качественно  новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной программы  необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:

     • проведение предусмотренных радикальных  реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения  конкурентоспособности России в  условиях вступления во Внешне торговые отношения;

     • снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых  рынков;

     • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей;

     • активное противостояние коррупции  и теневой экономики, которая, по оценкам Российского комитета статистики и министерства внутренних дел, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно. Декриминализация позволит увеличить производство на 20% ;

     • сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;

     • дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение  контроля за исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;

     • повышение качества экономической  политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, которая, по оценке Всемирного банка, может увеличить  вероятность новых инвестиций на 30%;

     • восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как  оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.

     В дополнение к утвержденному Правительством комплексу антиинфляционных мер необходимо регулирование повышения заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда в стране. В России эта тенденция стала глобальной, но проявляется дифференцированно. Депутаты Государственной думы добились оплаты своего труда на уровне министров, независимо от качества работы. Резко возросла заработная плата руководящих работников министерств под предлогом борьбы с коррупцией, хотя нет предела алчности беспринципных людей. И масштабы подкупа и продажности чиновников не уменьшаются. Вместе с тем повышение бюджетной заработной платы и пенсий крайне незначительно. Инфляционным фактором являются теневая заработная плата, нелегальные заработки иммигрантов, по которым не платят налоги.

     Таким образом, наряду с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом ее многофакторности. Эта программа должна базироваться на методах государственного и рыночного регулирования и принципе партнерства государства и бизнеса в целях разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов.

Информация о работе Современные инфляционные процессы в экономике