Современные проблемы торгового менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:49, реферат

Описание

Посткризисные явления в экономике России, благодаря целенаправленной финансово-экономической и социальной политике, преодолеваются значительно успешнее, чем во многих зарубежных странах. Получила новый импульс и торговля

Работа состоит из  1 файл

Курилин А.docx

— 23.00 Кб (Скачать документ)

 

Курилин А.Г.

Доцент кафедры экономики  и менеджмента

Саратовского института  Российского Государственного

Торгово-Экономического Университета

Кандидат экономических  наук

Современные проблемы торгового менеджмента в России.

Посткризисные явления в экономике России, благодаря целенаправленной финансово-экономической и социальной политике, преодолеваются значительно успешнее, чем во многих зарубежных странах. Получила новый импульс и торговля.

Укрепляется законодательная  база, регулирующая деятельность субъектов  рынка, в том числе торговых организаций. В соответствии с Концепцией развития внутренней торговли товарами народного  потребления в РФ и федеральным  законом РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381- ФЗ от 28.12.2009г. определены и регулируются концептуальные направления развития отрасли. Если 90-е годы характеризовались распадом системы государственного регулирования в стране, дисбалансом между спросом и предложением, снижением уровня культуры обслуживания, а начало 2000-х - лишь некоторыми, не всегда успешными попытками дать истинную цивилизованную свободу субъектам рынка преодолеть негативные явления, то в настоящее время внутренняя торговля и сфера услуг получила долгожданное законодательное регулирование, обеспечивающее единство экономического пространства в Российской Федерации путем установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности, её развитие в целях удовлетворения потребностей населения, обеспечения доступности товаров, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.

Важное значение при этом имеет законодательно закрепленное обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, поставки  производимых или закупаемых товаров, баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов и обеспечения при этом соблюдения прав и законных интересов населения. Тем более спорной, на наш взгляд, представляется тенденция сворачивания мелкорозничной торговли.

Следует отметить, что в  региональных центрах, в том числе  и Саратове в борьбе с так называемой незаконной торговлей, также сотни  киосков, палаток, павильонов были ликвидированы, в том числе даже киоски «Роспечати». Это проводилось волевым решением, без учета социальных вопросов. В результате не только люди лишились работы, а покупатели – возможности приобрести более свежий и более дешевый товар, чем в сетевых гигантах, но и городская казна – налогов от представителей мелкорозничной торговли. Представляется, что саратовским властям следовало использовать столичный опыт, принимать решения с учетом мнения населения. Необходимо было согласовывать с предпринимателями и покупателями вопросы дислокации киосков, увязки их с остановочными павильонами общественного транспорта. При этом, в соответствии со статьёй 15 главы 3 федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381- ФЗ от 28.12.2009г. « Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности» прямо отмечается, что «органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия  (бездействия), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами»

А в статье 10 « Особенности  размещения нестационарных  торговых объектов» пункт 5 указывается, что  «схема размещения нестационарных  торговых объектов и вносимые в неё  изменения подлежат опубликованию  в порядке, установленным для  официального опубликования муниципальных  правовых актов»

При этом в пункте 6 подчеркивается, что «утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство ,реконструкция или эксплуатация, которых были начаты до утверждения указанной схемы».Это следует неукоснительно соблюдать региональным и муниципальным органам власти.

 К сожалению, в Саратовской области оказалась не осуществленной программа получения грантов на развитие малого и среднего бизнеса, конкурсы не состоялись, миллионы рублей остались не востребованными. Малый бизнес, который в условиях преодоления последствий экономического кризиса должен активно развиваться, стать той курицей, которая несет «золотые яйца», к сожалению, на практике испытывает большие трудности. Его следует защищать реально, а не декларативно.                                                                                                                                         

    В условиях  созданной стройной вертикали  власти, как регионы, так и Россия  в целом не имеют специализированного  министерства торговли, которое является обязательным и имеется в большинстве цивилизованных стран. За последние десятилетие в Российской Федерации происходили многочисленные трансформации федерального органа, координирующего деятельность торговли и сферы услуг. В настоящее время торговля присоединена к Министерству промышленности.

При этом в Саратовском  регионе, пройдя череду реорганизаций, полнокровный областной орган управления отраслью сокращен до уровня Управления в рамках министерства с числом работников менее 10 человек на всю саратовскую  область, со всеми вытекающими последствиями.

Ликвидирована Госторгинспеция, эффективно контролировавшая работу предприятий. Её заменил Роспотребнадзор, который не в полной мере эквивалентно выполняет функции упраздненного органа, в основном ограничивая их лишь Санэпиднадзором.

Таким образом, сокращение управленческого  аппарата проведено за счет торговых органов, что отрицательно отражается на работе отрасли, наносит вред интересам  потребителей. Ликвидировано имевшиеся профессиональное торговое училище, которое в существовавшем статусе вообще прекратило свою деятельность. А ведь специализированную подготовку работников магазинов – продавцов, консультантов, кассиров необходимо осуществлять целенаправленно, обучая их правилам торговли, знаниям потребительских свойств товара, обслуживания покупателей. Ныне же, нередко всё сводится, в лучшем случае, к приобретению медицинской книжки, дающей право допуска к торговле продовольственными товарами.

При этом следует особо  подчеркнуть необходимость специального торгового образования как для  работников управления предприятиями, так и обслуживающего персонала,, который должен соблюдать требования безопасности, не допускать нарушения законов, проходить периодическую аттестацию и повышение квалификации, что на практике соблюдается далеко не всегда.

Анализ данных социологических  опросов, позволил выявить следующие  проблемы развития предпринимательства  в России:

  • 53,7% респондентов отрицают возможность нормального ведения дела без нарушений действующих норм и правил;
  • 72,3% опрошенных испытывают наибольшие трудности из-за высокого уровня налогов;
  • Около 30% считают невозможным вести бизнес, не имея так называемой «крыши» в лице местных административных и правоохранительных органов;
  • Лишь около 12% считают возможным вести дело без какой-либо поддержки;
  • И 30% опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос, что скорее всего характеризует безразличие к данной сфере деятельности.

При этом, мнение общества о цивилизованности и эффективности бизнеса в торговле и сфере услуг негативно; единственной привлекательной сферой в современной предпринимательской деятельности является добыча природных ресурсов.

В массовом сознании успех  в предпринимательстве отождествляется  с посредничеством, банковско-финансовой деятельностью.

Главным негативным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства  в торговле, признается существующая система налогообложения, она же является основным источником взяточничества и коррупции. Разрастающаяся экономическая преступность является основной криминальной опасностью развития бизнеса.

Вследствие этого представляется целесообразным обратить внимание на необходимость выработки общенациональной концепции развития и поддержки  отечественного бизнеса.

 


Информация о работе Современные проблемы торгового менеджмента в России