Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа
Выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги.
Введение
1.Спрос, эластичность спроса
1.1.Понятие спроса. Закон спроса
1.2.Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса
1.3.Факторы ценовой эластичности спроса
1.4.Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность
2.Предложение товаров на рынке
2.1.Цена и объем предложения на рынке. Особенности рыночного предложения
2.2.Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения
2.3.Влияние фактора времени на эластичность предложения
3.Равновесие. Равновесная цена
3.1.Рыночный механизм спроса и предложения
3.2.Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»
Заключение
Список использованной литературы
В данном случае мы видим действие уравновешивающей функции цен. Суть этой функции заключается в том, что конкурентные силы спроса и предложения способны прийти к такому уровню цен, при котором решения о купле и продаже будут совпадать по месту и по времени. Существуют и другие функции цен: информационная, организующая, регулирующая, санирующая (побуждающая наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы) и т.д.
Что же будет происходить с равновесной ценой, если будут меняться известные нам неценовые факторы. Как вы помните, изменение этих факторов приводит к сдвигу кривых спроса и предложения вправо-влево. В этом случае можно рассмотреть простые и сложные случаи. Рис. 7.
В простых случаях меняется или спрос, или предложение, в сложных случаях спрос и предложение изменяются одновременно. К более сложным случаям относятся следующие[20]:
1.Предложение растет, спрос сокращается. При этом происходит снижение равновесной цены. Изменение равновесного количества может быть со знаком +, - или 0. Все зависит от количественного соотношения изменений спроса и предложения.
2. Предложение сокращается, спрос растет. Здесь наблюдается повышение равновесной цены тоже за счёт изменения и спроса, и предложения. Изменение равновесного количества может быть различным, как и в 1-ом случае, оно зависит от соотношения изменений спроса и предложения.
3. Предложение и спрос растут. В этом случае на равновесную цену воздействуют две противоположные тенденции:
- рост предложения в направлении понижения цены;
- рост спроса в направлении повышения цены. При этом равновесное количество увеличивается.
3. Предложение и спрос сокращаются. В такой ситуации воздействие на равновесную цену неопределённо. Если объёмы сокращения предложения больше сокращения спроса, то равновесная цена повышается. В случае если объёмы сокращения предложения меньше сокращения спроса, то равновесная цена уменьшается. Равновесное количество в любом случае сократится.
Теперь необходимо выяснить, что произойдет, если произойдут нарушения в действии механизма рыночного ценообразования. Например, кто-нибудь (государство, монополия) установит законодательным, приказным, волевым порядком цену выше или ниже равновесной. Имеются в виду так называемые цены "пола" и "потолка". Но в отличие от обыкновенной комнаты потолок цены устанавливается ниже равновесной цены (выше потолка нельзя подпрыгнуть), а низший предел цены (цена "пола") выше равновесной цены (ниже пола невозможно упасть). Рис. 8[21].
Как мы видим из рис. 8, результатом применения потолка цены или низшего предела цены будет дефицит или излишек. Зачем же применяют такие способы контроля за ценами?
Потолки цен применяют обычно для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем, например, доступность каких-либо продуктов беднейшим слоям населения. Необходимость такого регулирования цен возникает во время войн, стихийных бедствий. Неизбежным спутником дефицита являются очереди и "чёрный" рынок. Всё это вынуждает применять различные способы нормирования товаров, в частности, карточки, талоны и т.д.
Низшие пределы цен могут устанавливаться для поддержки отечественного производителя, для решения социальных вопросов (закон о минимальной заработной плате). Во многих странах практикуется использование цен "пола" для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, т.е. государство, устанавливает минимальную цену, ниже которой продавать-покупать нельзя. При цене выше равновесной появляется избыток предложения, излишек продукции. Что делать с этим излишком? Можно попробовать договориться с производителями товара, ограничить предложение. Можно найти новые области применения продукта, и тем самым увеличить спрос. В противном случае государство должно будет закупить излишек продукции. Таким образом, поступает правительство США, закупая излишки зерна у фермеров и предлагая его затем на экспорт. В Бразилии нашли способ избавиться от излишков сахарного тростника путём переработки его в спирт, который используется вместо бензина для заправки автомобилей.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Также, в заключении необходимо отметить, что важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов.
Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.
Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.
1. Амбарцумов А.А. Экономическая теория в вопросах и ответах. – М., 2006
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
3. Герасименко В. В. Ценовая политика. - М. Финстатинформ, 2005.
4. Иохин В.Я. Экономическая теория – М., 2009.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2001.
6. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
7. Макконелл К.Р., Брю С. А. Экономикс (Принципы, проблемы и политика). В 2 т: Пер. с англ. - М.: Республика, 2002.
8. Общая экономическая теория (политэкономия) /Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой – М., 2007
9. Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
10. Петриченок М.А., Корниенко Е.А. Экономическая теория. – Саратов, 2007.
11. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Информ. Внедренческий центр «Маркетинг», 2008.
12. Расинская Г.М. Противоречие потребительского рынка и цен. - М.: Наука, 2008.
13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории – М., 2006.
14. Слепцов В.А., Попов Б.В. Основы теории рыночного ценообразования. - М., 2008.
15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского, М., 2003.
16. Ценообразование (Под ред. И.Р. Семенковой) – СПб, 2009.
17. Ценообразование (Под ред. П.И.Ревко) – М., 2003.
18. Эванс Д.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 2009.
19. Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
20. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С.Булатова. – М.: Изд-во БЕК, 2005.
21. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1./Макконел К.Р., Брю С.Л – М.: Республика, 2006.
22. Экономическая теория (политэкономия) (Под ред. В.И. Видянина, Г.П. Журавлевой) – М., 2007.
[1] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
[2] Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
[3] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
[4] Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
[5] Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
[6] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
[7] Иохин В.Я. Экономическая теория – М., 2009.
[8] Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
[9] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
[10] Экономическая теория (политэкономия) (Под ред. В.И. Видянина, Г.П. Журавлевой) – М., 2007.
[11] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
[12] Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
[13] Экономическая теория (политэкономия) (Под ред. В.И. Видянина, Г.П. Журавлевой) – М., 2007.
[14] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
[15] Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
[16] Иохин В.Я. Экономическая теория – М., 2009.
[17] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
[18] Иохин В.Я. Экономическая теория – М., 2009.
[19] Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
[20] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
[21] Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009.