Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить спрос и предложение.

Задачи работы:
Изучить закон спроса, виды спроса, кривая спроса, изменение спроса и величины спроса, факторы, влияющие на спрос.
Изучить закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.
Рассмотреть эластичность спроса.
Исследовать эластичность спроса по цене.
Исследовать эластичность спроса по доходам.
Изучить эластичность предложения.
Рассмотреть цену равновесия спроса и предложения.
Исследовать рыночный механизм спроса и предложения.
Изучить конкуренцию и монополию в системе рыночного механизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Закон спроса. Виды спроса. Кривая спроса. Изменение спроса и величины спроса. Факторы, влияющие на спрос……………………………….4

Глава 2. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение……………………………………………………………………….8

Глава 3. Эластичность спроса………………………………………………….11

3.1. Эластичность спроса по цене………………………………………………11

3.2. Эластичность спроса по доходам…………………………………………..16

Глава 4. Эластичность предложения…………………………………………..18

Глава 5. Цена равновесия спроса и предложения……………………………..20

Глава 6. Рыночный механизм спроса и предложения.………………………...22

6.1. Конкуренция и монополия в системе рыночного механизма………………………………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Закон спроса ипредложении.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

     На  кривую предложения огромную роль оказывает  технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства  и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.

 

      Глава 3.  Эластичность спроса.

     3.1. Эластичность спроса  по цене.

     Эластичность  спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное, для покупателя, изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).
 
 

           В зависимости от этих показателей  различают: 

  • Неэластичный  спрос (Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
  • Эластичный спрос (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
  • Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
  • Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

     

     Графики спроса при эластичности равной нулю (рисунок 1) и эластичности равной бесконечности (рисунок 2).

             Точечная  эластичность.

     На  самом деле график спроса - это обычно кривая, а не прямая. Как же определить эластичность спроса по цене, если перед  нами график кривой спроса (а не упрощенной прямой)? Необходимо построить касательную к графику в какой-либо точке. Тогда наклон кривой мы сможем определить значением тангенса угла касательной к горизонтальной оси (оси абсцисс). Построим график:

 
 

Построенный график называется графиком точечной эластичности. К кривой спроса D мы построили касательную АВ и получили точку Т - точку касания. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона. А посчитать точечную эластичность мы можем по следующей формуле:

     Точечную  эластичность рассчитывают тогда, когда рассматривается реакция спроса на изменение цены с величины Р| до величины ?2- То есть тогда, когда цена изменилась один раз. Соответственно, можно рассчитать точечную эластичность при изменении цены Pj, потом цены Р2 и т.д.

     Для того чтобы определить среднюю реакцию спроса не в точке, а на отрезке (то есть когда рассматривают изменение спроса в диапазоне), рассчитывают показатель дуговой эластичности:

 

     Если  у нас есть два товара А и  В, то для них мы можем посчитать  коэффициент перекрестной эластичности по следующей формуле:

                                                   

  Если показатель перекрестной эластичности больше 0, то товары А и В являются взаимозаменяемыми благами, если этот коэффициент меньше нуля, то они взаимодополняемые. Чем больше значение перекрестной эластичности, тем более взаимозаменяемыми являются блага А и В, то есть тем больше вероятность того, что товар А можно заменить товар В в случае, например, роста цены на товар А. Правда, подобные изменения цен мы должны рассматривать только в малых количествах, потому что иначе мы можем допустить ошибку и назвать взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми товары, которые никак не связаны друг с другом. Большие изменения в величине спроса могут быть вызваны не только изменениями цен на другие товары.

     Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она  зависит от следующих факторов: 

  • Значимость  товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.
 

     Измерив эластичность спроса по доходу, можно  определить относится ли данный товар  к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров  относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).

   Перекрёстная  эластичность спроса – это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы). 

           3.2. Эластичность спроса  по доходам. 

Эластичность  спроса по доходу можно определить по следующей формуле:

                                               

где I - это величина дохода потребителя.

  • Если показатель эластичности спроса по доходу принимает значения меньше нуля (Edi < 0), это значит, что увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо. Потребитель, став богаче, посчитает возможным и необходимым заменить это благо (или товар) другим.
  • Если показатель эластичности спроса относительно дохода принимает положительные значения (Edi > 0), то увеличение дохода приведет к увеличению спроса на товар.
  • Если 0 < Е < 1, то спрос на благо растет медленнее, чем доход, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).
  • При Edi > 1 спрос на благо растет быстрее, чем доходы потребителя. Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше.
 

 

Глава 4.  Эластичность предложения. 

     Эластичность  предложения по цене - это  1) показатель, который характеризует, насколько  изменится относительная величина объема предложения иол влиянием изменения цены на один       процент; 2) степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

      Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения  количества предлагаемых товаров и  услуг в ответ на изменения в их цене.

     Формула величины эластичности предложения  по цене: 

     Благодаря показателю эластичности предложения  по цене мы сможем определить, насколько  влияет относительное изменение  цены (увеличение или уменьшения ее на одну единицу) на относительное изменение объема предложения.

     Когда  говорилось о формировании кривой предложения, то рассматривали ее в трех периодах - краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном.

  Если мы изучаем предложение в краткосрочной перспективе, то оно будет совершенно неэластично (Esp = 0). Изменение спроса вызывает изменение (повышение или понижение) цен, но в краткосрочном периоде это никак не влияет на величину предложения. Производители просто не успевают отреагировать за короткий временной отрезок.

     В среднесрочной перспективе предложение будет более эластичным. Повышение спроса при среднесрочном периоде вызовет не только рост цен, но и увеличение объема производства. Производители при среднесрочной перспективе успеют отреагировать на изменение спроса, а значит, успевают изменить количество предлагаемого товара, и кривая предложения имеет совсем другой вид.

     В долгосрочной перспективе предложение  наиболее эластично. Увеличение спроса приводит к значительному росту  предложения при постоянных ценах  или несущественном повышении цен. При длительном периоде на рынке производитель успевает отреагировать на любые изменения рыночного спроса.

Эластичность  предложения по цене - это  показатель, который позволяет определить степень  реакции производителя на ситуацию на  рынке. 

           Эластичность предложения зависит от: 

  • особенности производственного процесса (позволяет  производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого  товара при снижении цен);
  • временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);
  • зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.
 
 
 

 

      Глава 5. Цена равновесия спроса и предложения.

     Цена  равновесия спроса и предложения - равновесная  цена, устанавливающаяся при равенстве  величин спроса и предложения  в ситуации, когда цена продавца и цена покупателя в результате торга  и взаимного сближения, последовательных уступок совпали между собой.

Р- равновесная  цена; Q - равновесный объем продаж 

  Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. 

     Что произойдет, если цена повысится и  станет равна Р1?. В этом случае желания  продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут  готовы приобрести товар в количестве Q1 а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 - Q1 представит собой излишек на рынке, который не будет куплен. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р. 

     Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна  Р2 Несовпадение интересов продавцов  и покупателей выразится в  возникновении дефицита товара в  объеме Q1 - Q2 . Желающие купить недоступный  товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Р. 

     На  рынке действует закон рыночного  ценообразования, который состоит  в следующем:

1. Цена на  рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения. 
 

 

      Глава 6. Рыночный механизм спроса и предложения.

     Повышение спроса на графике (рис. 6.6) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту. 

     

Спрос, предложение, цена.

         6.1. Конкуренция и  монополия в системе  рыночного равновесия.

      Конкуренция (от лат. «конкурро» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

Информация о работе Спрос и предложение