Спрос, предложение и цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:20, доклад

Описание

Важнейшими элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение товара, определяют его цену.
Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.

Работа состоит из  1 файл

Наташин_РЕФЕРАТ.docx

— 23.24 Кб (Скачать документ)

Важнейшими элементами рыночного  механизма являются спрос, предложение  и цена. Рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение товара, определяют его цену.

Испытывая потребности в  тех или иных благах, потребители  вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в  условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители  постоянно сравнивают полезность тех  благ, которые им необходимы и доступны.

Полезность.

Полезность - благо, выгода, мера пользы, которую получают люди от потребления благ. Полезность - субъективная оценка свойств данного блага конкретным индивидом. Полезность тесно связана с понятиями цена и ценность (стоимость).

Также полезностью можно назвать то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.

1. Согласно теории полезности, в основе цен товаров лежит  их ценность, определяемая как  суждение субъектом значимости  благ, находящихся в его распоряжении. Полезность благ рассматривается  с точки зрения потребителя  (покупателя). С его позиций товары  классифицируются на товары-субституты, т.е. товары относительно взаимозаменяемые, и товары-комплементы, т.е. товары, которые в процессе потребления  взаимно дополняют друг друга. 
2. Согласно закону убывающей полезности, ценность каждого последующего блага при наращивании его запаса падает и достигает нулевого значения в точке полного насыщения. В данном случае речь идет о предельной полезности блага.

3. Учитывая тот факт, что  потребителю необходимы многие  блага, возникает задача оптимизации  потребительского выбора.

4. Из теории предельной  полезности выведен принцип предпочтения, в соответствии с которым осуществляется  выбор наиболее предпочтительного  набора благ, нашедший отражение  в кривых безразличия. 

5. Кривые безразличия  выражают всевозможные желания покупателей приобрести наиболее предпочтительную комбинацию благ. Однако желания каждого покупателя ограничены его доходом. Поэтому бюджетная линия является ограничителем выбора предпочтительных наборов благ. Точка касания бюджетной линией покупателя одной из множества кривых безразличия указывает на совпадение желаний и возможностей покупателя. 
6. Эффект замещения заключается в сокращении (увеличении) потребления определенного блага при одновременном росте (сокращении) потребления других благ, если цена на него возрастает (уменьшается). Эффект дохода от изменения цен определяется общей суммой благ, которые можно приобрести на номинальный доход.

 

Закон убывающей  предельной полезности

На уровне группы, коллектива, страны субъективизм в оценке полезности благ меньше, преобладает усредненная  и более объективная оценка. Это  позволило немецкому ученому  Герману Госсену сформулировать законы, касающиеся оценки полезности.

По мере увеличения потребления  блага его полезность уменьшается. Например, в случае сильной жажды  индивидуума он наиболее высоко оценивает  полезность первого стакана воды, его оценка полезности второго стакана  меньше. Первый закон Госсена, более известный как закон убывающей предельной полезности, гласит, что каждая последующая порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага.

Отталкиваясь от своего первого  закона, Госсен сформулировал свой второй закон, суть которого состоит  в том, что «общее количество потребляемых благ устанавливается так, что равны предельные полезности каждого блага».

Потребляя одновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой набор их, в котором предельные полезности каждого блага равны, или приносят ему одинаковое удовлетворение. Так, в наборе продовольствия, который холостяк покупает в течение недели, присутствует несколько буханок хлеба, один батон колбасы, несколько литров молока, пара килограммов яблок и, возможно, банка каких-либо деликатесов, например красной икры. Предельная полезность последней ложки этой искры для данного покупателя равна предельной полезности последнего куска колбасы, или последнего стакана молока, или последнего из купленных им яблок. Это позволяет понять, чем руководствуется индивидуум при покупке набора благ.

Базовое понятие экономической  науки - предельная полезность. Предельная полезность - дополнительная полезность, которую потребитель получает от потребления дополнительной единицы товара или услуги, увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага. Принцип предельной полезности: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. В условиях чистой конкуренции предельная полезность определяет рыночную цену товара или услуг.

Ординальная полезность - полезность, которая позволяет ранжировать блага по возрастанию или убыванию.

Функция полезности в экономической теории - выражение зависимости полезности для индивида от потребляемых им благ и их количества.

Полезность товара как основа его оценки покупателями

С позиций экономической  науки ценность определяется как  общая экономия или удовлетворение, получаемые потребителем в результате утилизации приобретенного им блага, т. е. та польза, которую это благо  ему приносит. Но в сфере маркетинга и ценообразования эта категория  трактуется более узко и приземленно, как экономическая ценность блага  для покупателя или ценность, проявляющаяся  при обмене, т. е. та оценка желанности блага, которая — в денежном выражении  — превышает цену этого блага.

Соотношения полезности и цены для благ являются реально доступными покупателям альтернативами. Например, когда у метро вечером продают свежий хлеб, цена батона заметно выше, чем в булочной, где его испекли и где он был куплен изначально. Покупатель, спешащий домой с работы, имеет альтернативу: вместо того, чтобы шагать домой, он может сделать крюк и купить батон в той же булочной, сэкономив деньги. Но если он купит хлеб у метро, то кроме пользы от самого хлеба получит еще одну пользу: сэкономленное время и силы, которых ему бы стоил самостоятельный визит в булочную.

Принятие решения о  покупке хлеба с переплатой в  этой ситуации зависит от субъективных факторов: каждый из потенциальных  покупателей соизмеряет относительную  ценность для него сэкономленных  сил и времени и денежной суммы, которую ему придется заплатить  сверх цены булочной за достижение такой экономии. Это и есть общая модель расчета той экономической ценности.Таким образом, под общей экономической ценностью товара мы понимаем цену лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров (цена безразличия) плюс ценность для него тех свойств нашего товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы (ценность отличий).

Экономическая ценность товара — цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров (цена безразличия) плюс ценность для него, тех свойств  данного товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы.

Ценность.

Ценность - это денежная оценка потребителем полезности блага. Она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового.

Парадокс ценности

Адам Смит сформулировал  так называемый парадокс ценности, согласно которому польза от воды огромна, но ценность - ничтожна, и в то же время бриллиант, который не имеет  никакой практической ценности, имеет  высокую цену. Ответ на этот парадокс может быть таким. Вода относительно изобильна, а бриллианты - редки. Ценность воды и бриллианта определяется их предельной полезностью. Из-за того, что  воды в мире много, ее предельная полезность (определяемая последним стаканом воды) очень мала. У бриллиантов, которые  относительно редки, предельная полезность намного выше. Принцип предельной полезности объясняет парадокс ценности. Цена как меновая ценность связана не с общей, а с предельной полезностью. Поэтому вода имеет высокую потребительную ценность и низкую меновую, алмаз - наоборот.

Цена.

Понятие и сущность цены

Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.

Но что стоит за спросом  и предложением? Различные направления  экономической теории предлагают различные  ответы на этот простой, казалось бы, вопрос. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая  устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат  затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется прежде всего издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические  ресурсы.

Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор в определении цены- это труд, была развита Давидом Рикардо.

Маржиналистская концепция  полагает, что в основе стоимости (ценности) товара лежит его полезность для потребителя, точнее, предельная полезность. Именно соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены.

Неоклассическая теория в  лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического  и маржиналистского подхода к цене. Цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».


Информация о работе Спрос, предложение и цена