Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить спрос на конкурентном рынке.
Задачи курсовой работы:
-изучить закон и виды спроса;
-спрос в рыночной экономике;
-современное состояние спроса как элемента рынка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Основы теории спроса
1.1 Закон спроса
1.2 Виды спроса
ГЛАВА 2.Спрос в рыночной экономики
2.1 Измерение велечины спроса на рынке
2.2 Факторы влияющие на спрос рынка
ГЛАВА 3.Современное состояние спроса как элемента рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПМСОК ЛИТЕРАТУРЫ
22
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Основы теории спроса
1.1 Закон спроса
1.2 Виды спроса
ГЛАВА 2.Спрос в рыночной экономики
2.1 Измерение велечины спроса на рынке
2.2 Факторы влияющие на спрос рынка
ГЛАВА 3.Современное состояние спроса как элемента рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПМСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. На поверхности явления эти связи принимают форму актов купли- продажи, но по существу являются более глубокими. Конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением.
Выбранная тема очень актуальна на сегодняшний день не только для предприятий, но и на уровне государства.
В основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей, представляющих на рынке предложение и спрос.
Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.
Важнейшим элементом рынка является спрос. Спрос — платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов.
Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить спрос на конкурентном рынке.
Задачи курсовой работы:
-изучить закон и виды спроса;
-спрос в рыночной экономике;
-современное состояние спроса как элемента рынка.
Такую обратную зависимость между количеством какого-либо блага, которое люди будут покупать, и ценой (жертвой), которую они должны платить для его приобретения, выражает закон спроса.
Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей). Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.
Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
Цена спроса — это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.
Любая цена назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса (см. рис. 1.).
Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.
Деятелю рынка необходимо знать, на сколько чувствителен спрос к изменению цены. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, мы говорим, что он не эластичен. Если же спрос претерпевает значительные изменения, мы говорим, что он эластичен. Что определят эластичность спроса по ценам?
Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичным при следующих обстоятельствах:
1) товару нет или почти нет замены или отсутствуют конкуренты,
2) покупатели не сразу замечают повышение цен,
3) покупатели медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары,
4) покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара, естественным ростом инфляции и т. п.
Закон спроса гласит, что чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т.е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Таким образом, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однако при повышении цен на престижные товары часто наблюдается увеличение спроса, так как потребители могут посчитать более высокую цену показателем более высокого качества. При слишком высокой цене спрос на престижные товары уменьшается.
Большинство фирм стремится проводить замеры изменений спроса. В зависимости от типа рынка применяются различные подходы к замерам. В условиях чистой монополии спрос на товар обоснован той ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако в условиях конкуренции кривая спроса на товар фирмы будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены.
Изменение спроса может зависеть от положения экономики, изменении моды на товар, проведении рекламной компании многих других факторов. Таким образом, при повышении уровня спроса при прежней цене продавец может продать большее количество товара, а при уменьшении - меньшее.
Закон спроса гласит, что потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей и изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.
Спрос можно определить, как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя.
Спрос на рынке – это общий объем продаж применительно к рынку товара (или к отрасли) в данном месте и в данный период для совокупности марок или конкурирующих фирм.
Спрос на продукцию фирмы (спрос на марку) – это часть спроса на рынке, соответствующий доли рынка, удерживаемая фирмой или маркой на базовом рынке товара.
Рыночный спрос – это не фиксированная величина, а функция ряда переменных, называемых детерминантами спроса. Различают две группы детерминант спроса:
контролируемые факторы (инструменты операционного маркетинга);
неконтролируемые факторы (ограничения, с которыми фирма сталкивается на рынке).
Контролируемые факторы спроса это:
Товар или «решение» проблемы покупателя, т.е. набор создаваемых благ;
Цена, совокупность издержек, которые несет покупатель, чтобы воспользоваться благами выбираемого решения;
Место или предоставление товаров с наибольшим удобством для покупателя;
Продвижение или коммуникации, информирующие о достоинстве предлагаемого товара.
-ограничения со стороны покупателей;
-ограничения со стороны конкурентов;
-ограничения со стороны сбытовых сетей;
-ресурсы, сильные и слабые стороны фирмы;
-ситуационные ограничения (факторы внешней среды).
Существую следующие виды спроса на рынке:
1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков. Задача маркетинга - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
3. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили. Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации. Задача маркетинга - обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
6. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
7. Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сократить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют меньше сервисных услуг. Цель демаркетинга - не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень.
8. Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств, огнестрельного оружия. Задача маркетинга - убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.
Таблица 1
2.1. Измерение величины спроса на рынке
Рыночная экономика в принципе ориентирована на потребителя. Производство и предложение в ней так или иначе подчиняются закономерностям и специфическим особенностям формирования покупательского спроса, хотя, конечно, влияние здесь взаимное.
Инициатива в организации производства и предложения новых товаров, активное продвижение их на рынок, реклама и пр. могут способствовать возникновению и развитию спроса на эти товары. Но и в этом случае в основе лежит все-таки изучение рынка и потенциально возможного спроса покупателей на этом рынке.
Поэтому анализ спроса, методы его измерения, взаимодействие спроса с предложением и ценами, влияние на спрос полезности товаров, степени их предпочтения и т.п. есть, безусловно, важнейшая составная часть исследования рыночных отношений и всей системы рыночных регуляторов.
Известно, что объем спроса представляет собой количество товаров и услуг, которое может купить отдельный покупатель, их группа или население в целом в каком-то периоде времени и при определенных условиях. К этим условиям относятся существующие цены данного и других товаров, размер денежных доходов и накопленного имущества у покупателей, их вкусы и предпочтения.
Зависимость объема спроса от цены называют также законом постепенного убывания спроса, суть которого в самом названии: если цена какого-либо товара повышается, и при этом все другие условия остаются неизменными, то спрос понижается и наоборот.
В практическом анализе следует различать изменение объема спроса и изменение функции спроса. Изменение объема спроса происходит при изменении цены товара и неизменном характере самой зависимости спроса от цены. На нашем графике это будет просто движение по линии спроса.
Если же в силу изменения других факторов (величины доходов покупателя, размеров накопленного имущества, вкусов и предпочтений) изменится сама функция спроса, то есть установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, то произойдет сдвиг линии спроса вправо или влево.
При анализе рыночных ситуаций и закономерностей изменения спроса, также как и предложения товаров, используется категория эластичности. Эластичность спроса имеет три варианта проявления.
Во-первых, когда снижение цены вызывает такое увеличение количества продаж, что общая выручка возрастает, мы говорим об эластичном спросе, или что эластичность спроса больше единицы.
Во-вторых, когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом количества продаж, так что общая выручка остается практически неизменной, мы говорим о единичной эластичности спроса, или что эластичность спроса численно равна единице.
В-третьих, когда снижение цены вызывает настолько незначительный рост количества продаж, что общая выручка падает, мы говорим о неэластичном спросе, или что эластичность спроса меньше единицы, но не меньше нуля.
Итак, коэффициент прямой эластичности спроса от цены представляет собой отношение относительного изменения роста количества продаж к относительному изменению падения цены на данный товар:
2) Помимо коэффициентов прямой эластичности существуют и коэффициенты перекрестной эластичности спроса по цене, которые представляют собой отношение относительного изменения спроса – количества продаж по данному товару к относительному изменению цены другого товара.
При положительной перекрестной эластичности, характерной для взаимозаменяемых товаров, повышение цены одного товара ведет к увеличению спроса на другой товар. Примерами взаимозаменяемых товаров могут быть: уголь – газ; чай – кофе; автомобиль – мотоцикл, баранина – говядина; масло – маргарин.
При отрицательной перекрестной эластичности, характерной для взаимодополняемых товаров, повышение цены одного товара ведет к падению спроса на другой товар. Примерами взаимодополняемых товаров могут быть: автомобиль – бензин; чай – лимон; хлеб – масло.
При нулевой перекрестной эластичности, характерной для независимых, нейтральных товаров, повышение или снижение цены одного товара не влияет на объем спроса по другому товару. Например, уголь – мясо; экскаватор – хлеб; часы – обувь.
Динамическое взаимодействие спроса, предложения и цен имеет всегда лишь одно из двух последствий – либо на рынке устанавливается состояние равновесия, когда спрос и предложение сбалансированы и не возникает избытков или дефицитов продукций, либо состояние рынка неравновесно, когда спрос превышает предложение и возникает дефицит, или когда предложение превышает спрос и рынок перенасыщен товарами.
Теоретические истоки состояния неравновесия в экономике заключаются в положении, когда деньги и денежный спрос не являются лимитирующим ресурсом; они выступают в лучшем случае как мягкое бюджетное ограничение. При этом задача сбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного продукта лишь декларируется, но никогда не достигается в реальности. Предложение вовсе не обязательно догоняет спрос. Оно может топтаться на месте, либо даже уменьшаться, поскольку действует принцип – не производство для потребления, а потребление в меру возможностей производства. В свою очередь эти возможности определяются, как правило, не экономическим путем, а технико-технологическим.
Если производство не реагирует адекватно на изменение спроса, а цены вообще не участвуют в достижении состояния сбалансированности между спросом и предложением, то степень реального удовлетворения платежеспособных потребностей зависит только от решений планирующих органов в производственной сфере. Так было не так уж давно в советской практике централизованного планирования.
И если приоритеты здесь на протяжении десятилетий отдавались, скажем, развитию базовых отраслей промышленности в ущерб отраслям,
3) работающим на конечного потребителя – население, то общее дефицитное состояние экономики и, в особенности, ее потребительской сферы будет неизбежно. Такой подход закономерно выливается в систему – производство ради производства.
Если не действует механизм рыночного регулирования со свободным переливом капитала в лимитирующие отрасли и производства, и если цены никак не реагируют на относительную дефицитность или избыточность ресурсов и продуктов, то неравновесное состояние экономики может сохраняться долгие годы. Нынешняя экономическая система в России призвана решить эти проблемы, но успехи на этом пути пока что никого не впечатляют.
Между тем вряд ли кто будет спорить, что переход к подлинно рыночным отношениям требует отказа от нормативно-натуралистического подхода к приближению состояния равновесия в экономике путем воздействия только лишь на производство и предложение. В новой системе экономических отношений спрос, предложение и цены должны взаимодействовать динамически и находиться в состоянии известной авторегуляции.
2.2. Факторы влияющие на спрос на рынке
Одним из наиболее главных факторов влияющих на спрос является характер кредитно-денежной политики монетарных властей. Центральный банк регулирует предложение денег в соответствии с приоритетами денежной массы. Механизм в данном случае не имеет значения. Регулирование может осуществляться за счет покупки тех же. Эти деньги, проходят через банки, попадают в первую очередь на рынок госдолга и другие сегменты финансового рынка. Спрос на бумаги растет, а ставки падают. Когда Банк России осуществляет денежную рестрикцию, он продает имеющиеся у него гособлигации, и их ставки двигаются в обратном направлении. Изменения денежной массы воздействуют на конъюнктуру рынка достаточно быстро, поскольку проводником кредитно-денежной политики Центрального банка является банковская система, а банки - основные действующие лица на рассматриваемом сегменте.
Рис. 2. Динамика темпов прироста реальной денежной массы и индекса доходности рынка.
Ретроспективный анализ динамики индекса обобщенной доходности рынка ГКО и темпов прироста реальной денежной массы показывает, что указанная зависимость достаточно четко прослеживается. Об этом можно судить по рис. 2.
Где М2 - денежная масса (M1+безчековые сберегательные счета+мелкие срочные вклады).
Еще один ведущий фактор, который оказывает немаловажное значение, является инфляционные ожидания. Он даже в большей степени влияет на рынок чем изменение реальной денежной массы. Примером может служить ситуация которая сложилась в мае - июле 1995 г., когда индекс ГКО стабильно рос в то время как темпы прироста реальной денежной массы оставались положительными. Это объясняется массированной скупкой долларов Центральным банком. Как известно, наращивая свои золото-валютные резервы, Центральный банк вынужден эмитировать рубли, тем самым увеличивая денежную массу. А это, в свою очередь, ведет к повышению уровня инфляции (по крайней мере, так утверждает современная экономическая теория). Тогда многие экономисты предрекали неизбежное увеличение темпов роста цен, и операторы рынка повысили процентные ставки.
В августе - октябре денежная политика Центрального банка, напротив, была достаточно жесткой. Однако ставки ГКО демонстрировали тенденцию к снижения. Здесь вступил в действие другой фактор - реструктуризация банковских активов в пользу гособлигаций, имевшая место после августовского краха рынка межбанковских кредитов. В целом же изменения реальной денежной массы сильно влияют на динамику процентных ставок ГКО. Коэффициент корреляции 0,5 в данном случае можно рассматривать как весьма высокий (для темпов прироста денежной массы коэффициент равен 0,6). Стабильное снижение ставок в последние два месяца во многом обусловлено массированной эмиссией. В декабре 1995 г. реальная денежная масса увеличилась на 6,1% (эта цифра уступает только показателям апреля и июня).
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПРОСА КАК ЭЛЕМЕНТА РЫНКА
Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе, одной из которых является анализ потребительского спроса. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.
Анализируя положение на рынке, необходимо первостепенное значение уделять оценке и прогнозу конъюнктуры, и в первую очередь таким её элементам, как спрос, предложение и цена. Приступая к изучению конъюнктуры рынка и подготовке ее прогноза, необходимо прежде всего выяснить, в какой фазе своего цикла находится экономика страны в целом и данного рынка в частности, и дать их комплексную характеристику за предыдущие периоды, потому, что текущая рыночная ситуация органически связана с предшествующим развитием рынка и может быть оценена только путем анализа действующих в данный момент факторов в их взаимосвязи с их функционированием в прошлом. Изучение текущей рыночной ситуации включает экономический анализ различных видов деятельности и процессов, как научные исследования и разработки, капиталовложения в производство и сбыт на внутренних и внешних рынках, деятельность ведущих фирм в области производства и сбыта, ценообразование. Выявление существующих на рынке взаимосвязей (как в целом, так и для каждого товара отдельно) требует классификации всех действующих на нем факторов по трем главным элементам: спросу, предложению и цене; затем размещения этих факторов по направлению влияния (действующих в сторону повышения или понижения), а внутри каждой группы - по силе воздействия. Такая классификация позволит определить тенденции и контртенденции движения каждого рыночного элемента. Однако анализ одного из них изолированно от двух других не может расцениваться как конечный результат, поскольку складывающаяся на рынке конъюнктура является синтезом действия всех его элементов.
Таким образом становится очевидным, что только комплексный анализ рыночной ситуации, учет всех взаимосвязанных факторов, влияющих на ее состояние и владение специальным аналитическим и математическим аппаратом для анализа и прогноза рынка делает возможным успешное функционирование любого предприятия в современных условиях.
В последние годы несбалансированность спроса и предложения породила иллюзию ненужности изучения спроса, но уже сейчас становится очевидным, что нельзя успешно вести коммерческую работу, особенно это актуально для предприятий торговли, не владея методикой анализа потребительского спроса. Приватизация предприятий торговли и нарождающаяся конкуренция усиливают актуальность этой проблемы, так как владельцам предприятия уже недостаточно просто выявить товары ограниченного спроса и предотвратить их дальнейшее поступление на рынок. Необходимо зараннее, еще до того, как возникнет проблемная ситуация на рынке, предусмотреть и устранить ее.
В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказаться малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и прогнозирования спроса таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные оценки, которые в настоящее время приобретают все большую распространенность.
Таким образом изучение спроса населения является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий. Основным маркетинговым параметром, управление которым обеспечивает достижение маркетин-говы целей предприятия является именно спрос. Он незримо пpиcутствуeт во всех функциях управления, ибо на его повышение направлена маркетинговая деятельность фирм. И цели фирмы, их значение также определяются спросом.
Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.
На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.
Известно, что на практике капитальные затраты (связанные, например, с приобретением оборудования) и текущие затраты фирмы (амортизация того же оборудования) не есть одно и то же. Но для простоты расчета все же будем исходить из того, что при производстве конкретного физического объема предельного продукта (МР) стоимость приобретенного и используемого ресурса полностью входит в текущие издержки производства. Поэтому цена ресурса (капитальные затраты) совпадает с предельными издержками на данный ресурс (MRC).
Спрос на ресурс зависит от его производительности, т. е. от его потребительских свойств. Так, чем выше производительность новой модели оборудования, качество технологического сырья, уровень квалификации рабочей силы, плодородие или выгодность размещения участка земли, чем ниже цена единицы полезной мощности, тем выше будет спрос на соответствующий ресурс.
Идеальной ситуацией роста совокупного спроса за счет увеличения чистого экспорта была бы такая, когда объем экспорта, увеличивается с одновременным уменьшением импорта (или одновременно того и другого). Совокупный спрос при этом сокращается, а кривая спроса сдвигается влево.
Спрос на различные товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса.
Дополнить!
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов обучающихся по гуманитарным и техническим специальностям. – М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.
2. Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. М.: Логос, 2003. – 36 c.
3. Валюта: регулирование операций в Беларуси: Сб. нормативных актов. Мн.: ООО Вехи, 1995. – 256 c.
4. Градов А.П. Национальная экономика: Курс лекций. СПб.: Спец. лит., 1997. – 84 c.
5. Комплексный прогноз научно-технического прогресса в Республике Беларусь на 2001—2020 годы: В V т. Мн.: НАН Беларуси, 2000. Т. V. – 123 c.
6. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999 г. – 368 с.
7. Колотущкин В., Белкин В., Белкина Н. Система РОСТ в действии // Трудовые отношения, 2001 г., №3, с.3-10.
8. Костюк В.Н. История экономических учений. Учебное пособие. – М.: Издательство Центр, 1997 г. – 224 с.
9. Курс экономики: Учебник/Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 720 с.
10. Концепция национальной продовольственной безопасности. Мн.: ГНУ «Институт аграрной экономики НАН Беларуси», 2004. – 87 c.
11. Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекция Президента Республики Беларусь в Белорусском государственном университете. Минск, 14 марта 2003 г. Мн.: БГУ, 2003. – 236 c.
12. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Дело, 2000 г. – 560 с.
13. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005. – 156 c.
14. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П.Николаевой. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000 г. – 448 с.
15. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001. – 123 c.
16. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004.
17. Экономическая теория/Под ред. А.Добрынина, Л.Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР КОМ, 2000 г. – 544 с.