Структура финансовой системы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:29, реферат

Описание

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

1)Введение
2)Глава 1. Структура финансовой системы национальной экономики
3)Глава 2. Российская экономика: возвращение старых рисков
4)Заключение
5)Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство финансов Российской Федерации.docx

— 32.14 Кб (Скачать документ)

        Министерство финансов Российской Федерации

   Всероссийская государственная  налоговая академия

 

                    Кафедра Экономической теории

 

 

                                      РЕФЕРАТ

            по дисциплине «Экономическая  теория» 

на тему: «Структура финансовой системы национальной

                                    экономики»

 

                                                                                  Выполнил:

                                                           студент очного отделения

                                                        финансово-экономического

                                                факультета ВГНА Минфина РФ

                                                                            группы ЭО-203

                                                                             Бегляров Э.К.

                                                                                  Проверила:

                                                                  Заведующий кафедры 

                                                                  экономической теории,                         

                                                                  профессор, доцент н.э.

                                                                               Морозко Н.И.

Содержание 

1)Введение 

2)Глава 1. Структура  финансовой системы национальной  экономики

3)Глава 2. Российская экономика: возвращение старых рисков

4)Заключение

5)Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Данная работа посвящена  общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как  экономическая жизнь страны в  значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации. 
 
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. 
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы. 
 
Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

 

Глава 1.

Структура финансовой системы национальной экономики.

  Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

  Финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип выделения различных функциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Необходимость наличия отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов.

  Каждому звену финансовой  системы присущи специфические  цели функционирования и, следовательно,  формы, методы и инструменты  образования и использования  денежных фондов и доходов.  Например, финансы организации в  основном обслуживают материальное  производство и услуг, создание  ВВП, его распределение внутри  организации и перераспределение  части ВВП в бюджет, и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, министерствами, службами, агентствами, социальными группами населения.

  Следует иметь в  виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы домохозяйств создают основу финансовой системы любого государства.

  В соответствии с  изложенной позиции финансовая  система России в целом состоит  из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов. В зависимости от конкретных форм и методов они в свою очередь подразделяются на звенья.

 






 


 

 

 

  Государственная бюджетная система России представлена следующими звеньями:

  - федеральный бюджет;

  - территориальные бюджеты  субъектов РФ (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

  - бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты).

  Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь целевые источники средств, не зависящие от принятия или непринятия государственного бюджета. В первую очередь это касается удовлетворения  таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов  государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: внебюджетные фонды социального назначения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

  Государственный кредит выделяется в самостоятельную звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, субъектами федерации, муниципальными образованиями и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в основном в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

  Финансы хозяйствующих  субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетные фондов. В то же время определенная  часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования  как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий, в соответствии с действующим законодательством.

  В сфере финансов  хозяйствующих субъектов  выделяются  следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения каждого из этих звеньев имеют специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

  В условиях рыночной экономики вполне правомерно выделить финансы домашних хозяйств как относительно самостоятельное звено финансовой системы – в связи с возрастающей  ролью этого сектора  экономики  в формировании доходов бюджетов и сбережений, являющихся возрастающим источником долгосрочных и краткосрочных инвестиций, а также важнейшего фактора  формирования платежеспособности спроса в национальной экономики.

  Особую роль в финансовой  системе играют финансовые посредники, то есть экономические единицы, заняты финансовыми операциями на коммерческой основе (фондовый рынок, коммерческие банки, страховые организации, инвестиционные и частные пенсионные фонды).

  Как видим в этой трактовке финансовой системы преобладает функциональный подход. При этом в рамках финансовой системы, как правило, не рассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающие распределение и перераспределение финансовых ресурсов в экономике. Необходимо отметить, что такая односторонность является наследием действовавшей в нашей стране командно-административной системы, при которой все распределительные функции выполняло государство, финансовых рынков фактически не существовало.

  Обобщая рассмотренные  подходы к трактовке финансовой  системы, можно сказать, что  в странах с рыночной экономикой  она представляет собой сложно  структурированную систему, так  и институциональная основы. Согласно  такому подходу можно дать  следующее определение финансовой  системы. 

  Финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения. 

  Таким образом, финансовая  система состоит из трех взаимосвязанных  подсистем, каждая из которых  в свою очередь включает несколько  подсистем более низкого уровня.

 

 




 


 





 

 

 

  В подсистеме финансов секторов экономики выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы государства, финансы хозяйствующих субъектов (нефинансовые предприятия и финансовые посредники), финансы домохозяйств. Реализация соответствующих отношений осуществляется через финансовые институты двумя способами: путем прямых финансовых отношений между отдельными субъектами названных сфер (а также внутри них) и опосредованных финансовых отношений между субъектами, т.е. через финансовые рынки.

   Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций (учреждений) - посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имеющим недостаток этих ресурсов. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков.

 

      


 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Российская экономика: возвращение старых рисков

М. ЕРШОВ

Доктор  экономических наук

Старший вице-президент Росбанка

 

После короткого перерыва, связанного с кризисом, вновь стал расти российский корпоративный  внешний долг – промышленных компаний и банков. Это создает нежелательные  риски,

Когда возможности финансирования внутриэкономических процессов  начинают зависеть от внешней конъюнктуры  и иностранных кредиторов и инвесторов.

  Ситуация осложняется  тем, что адекватные механизмы  замещения внешних источников  внутренними практически не используются. Главный эмиссионный центр – Центральный банк – при осуществлении эмиссии и формировании денежной базы вновь вернулся к внешним источникам, когда рублевая ликвидность создается на основе притока валютной экспортной выручки и путем привлечения валютных займов из-за рубежа. Практика опоры на внутренние факторы при формировании рублевой денежной базы, которые стали более важными в период кризиса, снова отошла на второй план. В результате возрастает зависимость денежной сферы российской экономики от мировой конъюнктуры со всеми вытекающими негативными последствиями.

  Таким образом, в  системном плане мы вынуждены  опираться на отрасли ТЭК, превращаясь  в главного сырьевого экспортера , доля которого в мировой добыче значительно превышает долю в запасах.

  Очевидно, при сохранении  подобных тенденций в дальнейшем  будет сложнее решать задачи, связанные с диверсификацией  экономики, ее модернизации и  преодолением сырьевой направленности. Кроме того, сам статус сырьевого  экспортера может быть утрачен  из-за истощения ресурсов.

  События, которые произошли  в мире за последние годы, дали  мощный импульс процессам формирования  качественно иных геоэкономических и геополитических основ глобальной финансовой системы. Меняется баланс сил в экономическом мире, исчезают доселе мощные финансовые структуры, появляются новые источники и механизмы финансовых ресурсов. В ответ на вызовы кризиса принципиально пересматриваются регулирующие методы и механизмы, которые должны обеспечить стабильность в новых условиях.

  Сейчас появляются  уникальные (по историческим меркам) возможности сформировать качественно  иные подходы и механизмы, которые  могут заложить основы устойчивого  развития России на многие  годы вперед. Усиливая ее международные  позиции и превращая в один  из важных центров экономического  и политического влияния в  мире. [стр. 18-20 «Вопросы экономики» №12 2011 ]

 

  Заключение

  Финансовая система  является динамичной, что обуславливается  ее подвижное равновесие, ведущее  к развитию и изменению структурных  компонентов системы, финансовых  институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Финансовая  система, постоянно развиваясь, предлагает  новые финансовые инструменты  и услуги, обеспечивающие бесперебойное  движение финансовых потоков  в пространстве и времени. Административная  реформа, начавшаяся в нашей  стране в 2004 г., внесла существенные изменения в государственную инфраструктуру финансовой системы.

  Современная финансовая  система принимает глобальный  характер, поскольку финансовые  рынки и финансовые посредники  взаимосвязаны через всеобъемлющую  международную телекоммуникационную  сеть и систему контрактов, обеспечивающую  бесперебойное движение капитала  и финансовых потоков. 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1)Финансы: Учебник \ Под ред. д.э.н., проф. В. П. Литовченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 724 с.

2)Финансы: учебник / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. – 590 с. – Серия: Основы наук.

Информация о работе Структура финансовой системы национальной экономики