Структура национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:59, реферат

Описание

1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды
2. Теории структурных реформ национальной экономики
3. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики
4. Отраслевая и межотраслевая структура национальной экономики
5. Структура собственности в национальной экономике
6. Структурные изменения в экономике современной России

Работа состоит из  1 файл

Структура национальной экономики.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Количество отраслей, включенных в межотраслевой баланс, определяется конкретными его целями. Базовыми являются транспорт, связь, сельское хозяйство, производство. При необходимости отрасль национальной экономики может быть разделена на более мелкие отрасли, входящие в ее состав. Основания для отнесения единиц национальной экономики к определенной отрасли могут быть различными – схожесть технологического и производственного процесса, однородность необходимого сырья, характер производимой продукции.

Современная отраслевая структура национальной экономики  России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

5. Структура собственности  в национальной  экономике

Структура собственности  имеет для национальной экономики  большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих  в ней процессов – производства, потребления, распределения.

Выделяют следующее содержание собственности:

1) экономическое;

2) юридическое.

Экономическая сущность собственности построена  на отношениях между субъектом –  собственником и объектом – собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс – экономические ресурсы, факторы производства.

Система экономических  отношений собственности включает следующие элементы:

1) присвоение  собственности. Это экономический  процесс, в результате которого  определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом;

2) использование  собственности для хозяйственной  деятельности. Оно может быть  осуществлено непосредственно собственником  либо передано другому хозяйствующему  субъекту;

3) передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).

Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего  производственного процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами – системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.

Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила  регулирования собственности.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов  собственности (собственников):

1) органы государственного  и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;

2) юридическое  лицо;

3) гражданин  – физическое лицо.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

1) интеллектуальную  собственность;

2) движимое имущество  (например, ценные бумаги, ассигнации, деньги, драгоценные металлы);

3) недвижимое  имущество (например, земля, промышленные  и жилые здания).

Если выполнены  предусмотренные на законодательном  уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.

Право собственности  включает:

1) право распоряжения  собственностью. Это право на  использования вещи или блага,  на передачу этого права другому  собственнику;

2) право владения  собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;

3) право пользования  собственностью. Это закрепляемое  и охраняемое на законодательном  уровне право использования вещи  или блага для хозяйственной  деятельности или удовлетворения личных потребностей и нужд.

Совмещение экономической  и юридической сущности собственности  и составляет ее современное понимание. Отношения владения, использования  и распоряжения собственностью без  юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.

Существуют два  диаметрально противоположных подхода  к собственности:

1) социалистический, исходящий из того, что вся  собственность – общественная  и принадлежит государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;

2) капиталистический,  признающий все три вида права  собственности – государственную,  физического и юридического лица. При органичном совмещении всех  их в национальной экономике  возможно достижение высоких темпов экономического роста. Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях – социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.

В России до 1990 г. использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности – государственная, физических и юридических лиц.

Структура собственности  в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности – государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.

Для современной  структуры собственности России характерно:

1) преобладание  теневых отношений собственности.  Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;

2) процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности.  Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации – передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей – олигархов;

3) неразвитость  мелкого предпринимательства. В  развитых странах основу экономики  составляют малые предприятия  с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

Основная проблема современной структуры собственности  в России заключается в создании условий для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.

6. Структурные изменения  в экономике современной  России

В конце ХХ в. была разработана и реализована  кардинальная структурная реформа  национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности бала заменена на рыночную. Масштабы и сложность реформирования состоят в том, что в стране, где полностью отсутствовали рыночные отношения, они искусственным образом были внедрены.

Объективными  причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся  в начале 1980-х гг. затяжной экономический  кризис, в результате которого практически  полностью прекратился экономический  рост, наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной  ему либеральной экономической  политики. Широко использовалась методология  монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Особенностью  экономических реформ было то, что  в условиях социалистического режима само понятие свободного рынка отсутствовало. Необходимо было создать такие условия, в которых возникли бы и начали нормально функционировать нормальные рыночные механизмы.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х  гг. включала:

1) структурные  реформы;

2) приватизацию;

3) макроэкономическое  регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной  и налоговой политике. С помощью  чисто монетаристских методов государство  сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период экономических  реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов. Спад объемов  промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда  была полностью исчерпана инерционность  его функционирования.

Один из структурных  сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более  развивается и в настоящее  время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли  – отрасли глубокой переработки  ресурсов. Вместе с тем увеличивается  доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе  экономики существовавшая монополия  государства на пользование и  владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация – снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым  направлениям и общий провал в  рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело  к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.

Существующая  сегодня национальная экономика  основана на остаточных явлениях экономики  плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве  своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развитии.

Информация о работе Структура национальной экономики