Автор работы: Евгения Б, 11 Августа 2010 в 17:03, курсовая работа
В первой части дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.
Во второй части рассказывается о социально-экономических последствиях инфляции: рост цен и норм прибыли, обострение экономической и социальной напряженности, обесценение сбережений населения, а также методы борьбы с инфляцией.
В третьей части анализируются причины инфляции в России, а также выдвигаются предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в России.
Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и виды инфляции…………………………………...4
Понятие инфляции и история инфляционных процессов………..4
Сущность инфляции в разных экономических школах…………..7
Классификация видов инфляции…………………………………….8
Глава 2. Социально-экономические последствия инфляции………..16
2.1. Последствия инфляции. Инфляция и доходы……………………..16
2.2. Последствия ожидаемой инфляции. Инфляция и налоги……….18
2.3. Кривая Филипса……………………………………………………….20
Глава 3. Особенности борьбы с инфляцией в России…………………23
3.1. Специфика российской инфляции…………………….. …………...23
3.2. Антиинфляционная модель для России…………………………….25
3.2.1. Общеэкономические меры……………………….…………….25
3.2.2. Сдерживание финансовых факторов инфляции……………26
3.2.3. Регулирование денежных факторов инфляции……………..28
3.2.4. Оздоровление банковской системы…………………………...29
3.2.5. Регулирование цен и заработной платы……………………...30
Заключение. ………………………………………………………………....35
Список литературы………………………………………………………....36
Приложение………………………………………………………………….37
В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г. преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм (пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт этих двух подходов в деятельности Правительства.
Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в трудных условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования. Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики.
Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.
С начала капиталистической эпохи производства за инфляцией укрепилось понятие, как о негативном процессе, рождающего социальные катастрофы. Однако вопреки этой точке зрения в развитых капиталистических странах, в соответствии с последними достижениями экономической мысли, сознательно поддерживается необходимый уровень инфляции, что стало возможным в большей части в силу развития и усовершенствования аппарата и инструментов её контроля.
И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитие по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.
Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
14. Российский экономический журнал. - 2000. - № 5.
Таблица 1.
Передовые страны: дефляторы ВНП и потребительские цены
В среднем | IV квартал15 | ||||||||||||||
1981-90 | 1991-2000 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Дефляторы ВНП | |||||||||||||||
Передовые страны | 5.6 | 2.3 | 4.5 | 3.3 | 2.8 | 2.3 | 2.3 | 1.8 | 1.7 | 1.3 | 1.2 | 1.7 | . . . | . . . | . . . |
Основные промышленные страны | 4.7 | 2.0 | 4.1 | 2.9 | 2.4 | 1.9 | 1.9 | 1.5 | 1.4 | 1.1 | 1.2 | 1.6 | 1.0 | 1.6 | 1.6 |
США | 4.5 | 2.3 | 4.0 | 2.8 | 2.6 | 2.4 | 2.3 | 1.9 | 1.9 | 1.0 | 1.5 | 2.3 | 0.9 | 2.0 | 2.3 |
Япония | 1.9 | 0.3 | 2.7 | 1.7 | 0.6 | 0.2 | –0.6 | –1.4 | 0.1 | 0.3 | –0.2 | –0.4 | — | 0.1 | –0.4 |
Германия 16 | 2.8 | 2.2 | 3.9 | 5.0 | 3.7 | 2.5 | 2.0 | 1.0 | 0.7 | 1.1 | 0.7 | 1.1 | 1.3 | 0.9 | 1.4 |
Франция | 6.3 | 1.6 | 3.3 | 2.1 | 2.5 | 1.5 | 1.6 | 1.2 | 0.9 | 0.8 | 1.0 | 0.8 | 0.9 | 0.9 | 0.7 |
Италия | 10.6 | 3.9 | 7.6 | 4.5 | 3.9 | 3.5 | 5.0 | 5.2 | 2.6 | 2.8 | 2.0 | 1.7 | 2.6 | 2.1 | 1.6 |
Англия | 6.4 | 3.1 | 6.7 | 4.0 | 2.8 | 1.5 | 2.5 | 3.3 | 2.9 | 2.7 | 2.2 | 2.8 | 2.6 | 3.0 | 3.1 |
Канада | 5.0 | 1.4 | 2.7 | 1.3 | 1.5 | 1.1 | 2.3 | 1.6 | 0.8 | –0.6 | 1.4 | 1.5 | –0.7 | 2.3 | 1.4 |
Другие передовые страны | 9.5 | 3.4 | 6.4 | 4.9 | 4.3 | 3.8 | 3.7 | 2.9 | 2.5 | 2.4 | 1.6 | 2.2 | . . . | . . . | . . . |
Испания | 9.3 | 3.9 | 7.1 | 6.9 | 4.3 | 4.0 | 4.8 | 3.2 | 2.1 | 2.3 | 2.3 | 2.1 | . . . | . . . | . . . |
Голландия | 2.0 | 2.1 | 2.7 | 2.3 | 1.9 | 2.3 | 1.7 | 1.7 | 2.0 | 2.0 | 2.1 | 2.2 | . . . | . . . | . . . |
Бельгия | 4.5 | 2.2 | 3.1 | 3.7 | 4.0 | 2.3 | 1.5 | 1.6 | 1.4 | 1.9 | 1.5 | 1.3 | . . . | . . . | . . . |
Швеция | 7.7 | 2.3 | 7.6 | 1.0 | 2.6 | 2.4 | 3.6 | 1.4 | 1.2 | 1.1 | 0.8 | 1.1 | . . . | . . . | . . . |
Австрия | 3.9 | 2.3 | 3.7 | 4.3 | 2.8 | 2.8 | 2.3 | 1.7 | 1.6 | 1.0 | 1.4 | 1.1 | . . . | . . . | . . . |
Дания | 5.9 | 1.9 | 2.5 | 2.2 | 0.5 | 1.4 | 1.4 | 2.2 | 1.8 | 1.4 | 2.9 | 2.4 | . . . | . . . | . . . |
Финляндия | 7.2 | 1.9 | 1.6 | 1.0 | 1.8 | 2.0 | 3.6 | 0.6 | 2.0 | 2.7 | 1.9 | 2.2 | . . . | . . . | . . . |
Греция | 18.2 | 9.2 | 19.8 | 14.8 | 14.5 | 11.2 | 9.8 | 7.9 | 6.9 | 5.0 | 2.3 | 1.6 | . . . | . . . | . . . |
Португалия | 17.9 | 5.7 | 12.3 | 10.6 | 7.1 | 6.1 | 5.6 | 2.4 | 3.0 | 4.6 | 3.0 | 2.7 | . . . | . . . | . . . |
Ирландия | 7.1 | 3.3 | 1.8 | 2.8 | 5.2 | 1.7 | 2.7 | 2.3 | 3.5 | 5.6 | 4.3 | 3.3 | . . . | . . . | . . . |
Люксембург | 3.4 | 1.8 | 2.2 | 2.9 | 0.9 | 5.5 | 1.0 | –0.4 | 2.4 | 1.7 | 0.7 | 1.3 | . . . | . . . | . . . |
Швейцария | 3.9 | 1.8 | 6.0 | 2.7 | 2.7 | 1.6 | 1.1 | 0.4 | –0.1 | 1.1 | 0.9 | 1.3 | . . . | . . . | . . . |
Норвегия | 6.2 | 1.9 | 2.4 | –0.4 | 2.1 | –0.2 | 3.1 | 4.3 | 2.7 | –0.4 | 2.8 | 2.8 | . . . | . . . | . . . |
Израиль | 92.7 | 10.2 | 20.6 | 12.3 | 11.6 | 12.7 | 8.9 | 11.2 | 8.9 | 7.1 | 4.7 | 5.2 | . . . | . . . | . . . |
Исландия | 32.9 | 3.7 | 7.8 | 3.6 | 2.5 | 2.0 | 2.7 | 1.9 | 3.4 | 5.9 | 4.0 | 3.4 | . . . | . . . | . . . |
Корея | 7.0 | 5.6 | 10.9 | 7.6 | 7.1 | 7.7 | 7.1 | 3.9 | 3.1 | 5.3 | 1.0 | 2.8 | . . . | . . . | . . . |
Австралия | 7.5 | 1.6 | 2.6 | 1.4 | 1.4 | 0.9 | 1.5 | 2.0 | 1.4 | 0.3 | 1.0 | 3.1 | . . . | . . . | . . . |
Тайвань | 3.0 | 2.4 | 3.8 | 3.9 | 3.5 | 1.9 | 1.9 | 2.7 | 1.9 | 2.0 | 1.4 | 1.3 | . . . | . . . | . . . |
Гонг-Конг | 8.1 | 4.9 | 9.2 | 9.7 | 8.5 | 6.9 | 2.6 | 5.9 | 7.1 | 1.1 | –3.5 | 2.4 | . . . | . . . | . . . |
Сингапур | 3.0 | 1.7 | 3.8 | 1.4 | 3.4 | 2.9 | 2.7 | 1.2 | 1.3 | –1.1 | 1.3 | 0.3 | . . . | . . . | . . . |
Новая Зеландия | 10.2 | 1.4 | 1.0 | 1.7 | 2.6 | 1.6 | 2.6 | 1.9 | 0.1 | 1.3 | –0.1 | 1.8 | . . . | . . . | . . . |
Меморандум | |||||||||||||||
Промышленные страны | 5.1 | 2.1 | 4.3 | 3.1 | 2.6 | 2.0 | 2.1 | 1.6 | 1.5 | 1.2 | 1.3 | 1.7 | . . . | . . . | . . . |
Европейский союз | 6.6 | 2.8 | 5.4 | 4.3 | 3.4 | 2.6 | 2.9 | 2.5 | 1.8 | 1.9 | 1.6 | 1.7 | . . . | . . . | . . . |
на территории Европы | 6.4 | 2.7 | 4.9 | 4.3 | 3.5 | 2.7 | 2.9 | 2.2 | 1.5 | 1.7 | 1.4 | 1.4 | . . . | . . . | . . . |
Новые промышленные страны Азии | 5.7 | 4.3 | 8.0 | 6.4 | 5.9 | 5.4 | 4.6 | 3.6 | 3.2 | 3.2 | 0.6 | 2.1 | . . . | . . . | . . . |
Потребительские цены | |||||||||||||||
Передовые страны | 5.6 | 2.6 | 4.7 | 3.5 | 3.1 | 2.6 | 2.6 | 2.4 | 2.1 | 1.5 | 1.4 | 1.8 | . . . | . . . | . . . |
Основные промышленные страны | 4.8 | 2.3 | 4.3 | 3.2 | 2.8 | 2.2 | 2.4 | 2.2 | 2.0 | 1.3 | 1.4 | 1.7 | 1.2 | 1.4 | 1.7 |
США | 4.7 | 2.7 | 4.2 | 3.0 | 3.0 | 2.6 | 2.8 | 2.9 | 2.3 | 1.6 | 2.2 | 2.5 | 1.5 | 2.5 | 2.4 |
Япония | 2.1 | 0.9 | 3.3 | 1.7 | 1.2 | 0.7 | –0.1 | 0.1 | 1.7 | 0.6 | –0.4 | — | 0.5 | –1.1 | 0.5 |
Германия 17 | 2.6 | 2.3 | 3.5 | 5.1 | 4.4 | 2.7 | 3.1 | 1.2 | 1.5 | 0.6 | 0.4 | 0.8 | 0.3 | 0.6 | 0.8 |
Франция | 6.3 | 1.7 | 3.2 | 2.4 | 2.1 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 1.3 | 0.7 | 0.5 | 1.1 | 0.3 | 0.6 | 1.4 |
Италия | 9.8 | 3.6 | 6.3 | 5.3 | 4.6 | 4.1 | 5.2 | 3.9 | 1.7 | 1.7 | 1.5 | 1.6 | 1.6 | 1.5 | 1.6 |
Англия 18 | 6.1 | 3.2 | 6.8 | 4.7 | 3.0 | 2.4 | 2.8 | 3.0 | 2.8 | 2.7 | 2.3 | 2.2 | 3.0 | 2.1 | 2.3 |
Канада | 5.9 | 1.8 | 5.6 | 1.5 | 1.8 | 0.2 | 2.2 | 1.6 | 1.4 | 1.0 | 1.5 | 1.7 | 1.1 | 2.1 | 1.2 |
Другие передовые страны | 9.3 | 3.5 | 6.3 | 4.9 | 4.1 | 4.1 | 3.6 | 3.2 | 2.4 | 2.5 | 1.4 | 2.1 | . . . | . . . | . . . |
Меморандум | |||||||||||||||
Промышленные страны | 5.1 | 2.4 | 4.5 | 3.3 | 2.9 | 2.3 | 2.5 | 2.2 | 2.0 | 1.3 | 1.4 | 1.7 | . . . | . . . | . . . |
Европейский союз | 6.3 | 2.8 | 5.1 | 4.5 | 3.8 | 3.0 | 3.2 | 2.5 | 1.8 | 1.4 | 1.3 | 1.5 | . . . | . . . | . . . |
на территории Европы | 6.2 | 2.6 | 4.4 | 4.4 | 3.7 | 3.0 | 3.2 | 2.3 | 1.6 | 1.2 | 1.0 | 1.3 | . . . | . . . | . . . |
Новые промышленные страны Азии | 5.2 | 4.2 | 7.5 | 5.9 | 4.6 | 5.7 | 4.6 | 4.3 | 3.4 | 4.4 | 0.3 | 1.9 | . . . | . . . | . . . |
Таблица 2.
Развивающиеся страны: инфляция (продолжение) (в процентах)
|
Информация о работе Сущность и социально-экономические последствия инфляции