Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:16, контрольная работа
Для раскрытия темы курсовой работы были определены следующие задачи:
- изучить биографические предпосылки экономических достижений А. Маршалла;
- исследовать основные нововведения и разработки ученого;
- проанализировать влияние А. Маршалла на дальнейшее развитие экономической науки
Введение…………………………………………………………...............3
Биография А.Маршалла и его путь к экономической науке………..4
Биографические предпосылки экономических достижений А.Маршалла………………………………………………………...4
Переход от метафизики к этике……………………………..4
Эволюция экономических теорий в 19-20 веках…………………..... 6
Экономическое учение А. Маршалла…………………………..…….8
Предмет и метод изучения……………………….………….8
Принцип экономического равновесия, новаторские идеи А. Маршалла…………………………………………………………….8
Другие разработки А. Маршалла…………………………...12
Характеристика наиболее значимых аспектов влияния А. Маршалла на дальнейшее развитие экономической науки……………..………17
Заключение…………………………………………………………..…....20
Список литературы
Примечания
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
Кафедра экономики и менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История экономических учений»
тема: Сущность и значение экономических взглядов А. Маршалла
Выполнил:
Проверил:
Барнаул, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Примечания
Введение
Альфред Маршалл - одна из наиболее выдающихся
личностей в истории
А. Маршалл стал завершающей, систематизирующей фигурой маржиналистской революции в том же смысле, в каком Дж. Ст. Милль выполнял ту же функцию для классической школы.
Поиск новых, альтернативных путей развития как экономики предприятия, так и национальной экономики в современных условиях долгосрочного финансово-экономического кризиса, нестабильности курсов ведущих мировых валют, падения спроса на большинстве рынков подталкивает экономистов всего мира обратиться к истокам экономической науки, одним из основоположников которой является А. Маршалл, и в свою очередь обуславливает значимость темы контрольной работы.
Объектом исследования является экономическое учение А.Маршалла.
Предметом исследования являются теория ценообразования и новаторские идеи А. Маршалла
Для раскрытия темы курсовой работы были определены следующие задачи:
- изучить биографические предпосылки экономических достижений А. Маршалла;
- исследовать основные нововведения и разработки ученого;
- проанализировать влияние А. Маршалла на дальнейшее развитие экономической науки
1.Биография А. Маршалла и его путь к экономической науке
1.1. Биографические предпосылки экономических достижений А. Маршалла
Альфред Маршалл (1842—1924) - один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы» маржинализма. Родился в Лондоне, его отец, Уильям Маршалл, служил кассиром в Английском банке.
В девятилетнем возрасте А. Маршалла послали в школу Мерчанта Тейлора. Своей любовью к сыну в сочетании с суровым обращением с ним Уильям Маршалл напоминал Джеймса Милля. Он заставлял мальчика вместе с ним выполнять школьные задания, часто на языке иврит, вплоть до 11 часов вечера.
Заняв в 1861 году третье место в классе, Альфред, согласно старым уставам, получил право на стипендию в Оксфордском колледже Сент-Джон, что обеспечивало ему через три года аспирантскую стипендию и стабильное материальное положение. Это был первый шаг на пути к посвящению в духовный сан в протестантской церкви, к чему и предназначал его отец. Но для самого Альфреда такая перспектива не была главной целью жизни, она означала для него вечную связь с древними языками. Его отец запрещал книги по математике, но Альфред прятал в карман Евклидову математику Потта и читал ее по пути в школу и домой. Тот факт, что он уже в шестом классе школы Тейлора дошел по программе математики до дифференциального исчисления, выявил его подлинные склонности [1, c.35].
Не разделяя взгляды отца, и заняв у дяди денег, самостоятельно отправился учиться математике в Кембриджский университет, который закончил с отличием и был там оставлен для преподавательской работы.
1.2. Переход от метафизики к этике
Вскоре после поступления в Кембридж, А. Маршалл стал членом небольшого неофициального дискуссионного общества "Гроут-клаб». Великая перемена конца 60-х годов представляла собой перемену интеллектуальную, и Маршалл повернул от метафизики к этике. Как представлялось Кейнсу, Маршалл фактически никогда не отклонялся от утилитарных идей, которые господствовали среди экономистов предшествовавшего ему поколения. Однако тот же Кейнс отмечал, что все эти проблемы Маршалл трактовал с превеликой осторожностью, и в этом отношении намного превзошел Сиджуика и Джевонса, поскольку в трудах учёного не найти ни одного абзаца, в котором он связывал бы экономические исследования с какой-либо определенной этической доктриной. Для Маршалла решение экономических проблем служило предварительным условием для реализации высших способностей человека, почти вне зависимости от того, что мы подразумеваем под понятием "высшие".
Обозревая уже в последние годы жизни свой путь в науке, А. Маршалл говорил: «От метафизики я перешел к этике и считал, что трудно оправдать нынешние условия жизни общества». Один мой друг, весьма начитанный в области, которую теперь называют наукой о морали, постоянно твердил мне: "Ах, если бы ты разбирался в политической экономии, ты бы так не считал". Тогда я прочитал "Политическую экономию" Дж. Ст. Милля, и она произвела на меня глубокое впечатление. У меня возникли сомнения в правильности тезиса о неравных возможностях, противопоставляемого тезису о материальном достатке. Поэтому я во время каникул посещал беднейшие кварталы ряда городов, обходил одну улицу за другой и всматривался в лица самых бедных людей. В результате я решил как можно обстоятельнее изучить проблемы политической экономии [2, c.145].
Политическую экономию А.Маршалл преподавал с 1863 по 1908 г., в том числе с 1877 по 1885 г. был вынужден (по семейным обстоятельствам) покинуть Кембридж и преподавал в Бристольском и Оксфордском университетах. С 1902 г. по его инициативе было введено новое изложение этой специальности под названием «экономикс», и тем самым окончательно вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж. Ст.Милля.
Во 2-ой половине XIX века путь развития экономических идей раздвоился (рис. 1). Анализом социальных проблем экономики занимались в основном последователи марксистской политической экономии. Изучение собственно механизма функционирования рыночного хозяйства стало прерогативой сторонников неоклассической экономической теории. Оба эти направления вышли из классической политэкономии, но если сторонники первого направления подвергли критическому пересмотру принципы рационального эгоизма и «невидимой руки» рынка, то сторонники второго наоборот продолжали считать их основой подлинно научного анализа.
Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла «Принципы Экономической науки» (1890). Именно в работах А. Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.
Неоклассическая теория господствовала до 1930-х, когда лидерство в экономической науке перехватили последователи английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса – представители кейнсианской экономической теории. Эту научную революцию называют кейнсианской революцией. В отличие от неоклассиков, кейнсианцы отвергли идею невмешательства государства в хозяйственную жизнь и разрабатывали теории макроэкономического регулирования.
В течение примерно 40 лет неоклассика оставалась в оппозиции основному течению экономической теории, но затем идеи ограничения государственного вмешательства снова стали завоевывать популярность. Научную революцию 1970-х иногда называют «неоклассической контрреволюцией», поскольку она вернула неоклассике лидерство в экономической науке. Однако уже в 1990-е обозначился её кризис. Многие экономисты считают, что современная экономическая теория стоит на пороге новой научной революции.
В основе всех
теорий, анализирующих рыночное хозяйство,
лежит какая-либо концепция, объясняющая
принципы ценообразования. Неоклассическая
концепция сформировалась в результате
синтеза разрабатываемой
Таким образом, теория ценообразования А. Маршалла стала своего рода компромиссом между разными подходами к вопросам стоимости и цены.
3. Экономическое учение А.Маршалла
3.1. Предмет изучения и метод изучения
Главный труд А.Маршалла — шестикнижие «Принципы экономикс»1 — был издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.
Термин «экономикс» А.Маршалл ввел в первой же главе книги 1 «Принципов экономикс», которая начинается со следующего определения: «Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния»2. Книга написана в традиционной для классиков манере - с длинными отступлениями, богатым фактическим материалом, рассуждениями на социальные и нравственные темы. «Принципы политической экономии». Многих читателей привлек в книге упор на проблему благосостояния в экономической теории. В центре «Принципов» стоит теория стоимости. Рассмотрение вопросов богатства, потребностей и факторов производства подводит к проблеме формирования стоимости.
С точки зрения преемственности методологических идей «классиков» А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для созданной им «кембриджской школы», так и для большинства неоклассиков конца XIX — первой трети XX в.
3.2. Принцип экономического равновесия, новаторские идеи А. Маршалла
Теория стоимости (ценности) и ценообразования. Одна из главных новаторских идей А. Маршалла заключалась в том, что он не согласился с попытками предшественников искать единственный фактор ценообразования. Рынок характеризуется им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Именно А. Маршалл соединил теорию предельной полезности и теорию издержек производства в дуалистической концепции цены. По его мнению, рыночная цена есть результат взаимодействия спроса, сила которого определяется предельной полезностью товара, и предложения, зависящего от издержек производства. В этой связи упоминаются его знаменитые «лезвия ножниц» как образная характеристика двухкритериальной сущности стоимости товара, выраженная автором «Принципов» так: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками, производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц»3. Центром, вокруг которого происходит колебание цен, выступает равновесная цена, складывающаяся при равенстве спроса и предложения.
А.Маршалл вывел кривую спроса из закона убывающей предельной полезности, при этом выразив предельную полезность с помощью денег и цен. Таким образом, кривые полезности и спроса в учении А. Маршалла сливаются (рис. 3).
P
цена
Рис.3. Кривая спроса [1, с. 122]
Закон спроса А. Маршалла гласит, что количество товара, на который предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и снижается при росте цены, т.е. существует обратнопропорциональная зависимость. Поэтому кривая спроса (D) имеет отрицательный наклон.
Но кривые спроса на разные товары различаются. В развитии теории «цены спроса» А.Маршалл выдвинул концепцию об «эластичности спроса» и характеризуется им, как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления, уровня доходов и других факторов. Наименьшей эластичностью обладают товары первой необходимости, наличие же большого количества товаров-заменителей делает спрос на данный товар очень эластичным. Но не признал подобное почему-то относительно предметов роскоши.
Информация о работе Сущность и значение экономических взглядов А. Маршалла