Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:33, контрольная работа
Развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства условно можно охарактеризовать, как «три волны" развития теории предпринимательской функции. "Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности, как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства, как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
1. Введение. ………………………………………………………….1
2. Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества……………………………….4
3. Заключение…………………………………………………………12
4. Список литературы…………………………………………………13
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ_______________________
На тему:___Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества._____________________
Вариант № 68
Г.Нягань, 2008г
Содержание:
1. Введение. ………………………………………………………….1
2. Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества……………………………….4
3. Заключение……………………………………………………
4. Список литературы…………………………………………………1
1. Введение
Два слова “предпринимательство” и “рынок” связаны с неразрывными узами. Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: ”Экономика свободного предпринимательства”. Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса. А бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же.
Развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства условно можно охарактеризовать, как «три волны" развития теории предпринимательской функции. "Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности, как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства, как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
Переход российской, как и любой другой, экономики к рыночным отношениям также неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Говоря об экономики вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
2. Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества
Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги, направленная на получение прибыли. Предпринимательство может быть в любых сферах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и связи, торговом и банковском деле, сфере услуг и внешнеэкономической деятельности.
Предпринимательство осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства организуют единоличные или семейные предприятия. Такие предприниматели ограничиваются затратами собственного труда или могут использовать наемный труд.
Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, предприятий государственных, предприятий муниципальных, акционерных обществ открытого и закрытого типов, объединения предприятий, различных товариществ, кооперативов и др.
Субъектами Российской Федерации могут быть граждане России и иностранных государств, а также объединения граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность без привлечения наемного труда может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как предприятие.
Предпринимательство — наиболее действенный стимул к высокопроизводительному труду, получения прибыли, и в конечном счете лучшего удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений в той или иной стране, а прежде всего наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике.
Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные , правовые и другие.
Экономические условия – это предложения товаров и спрос на них; виды товаров; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаток рабочих мест, рабочей силы. Для предпринимателя – это наличие денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, величина заемных средств.
К социальным условиям относится стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам, моде. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, а оно влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда. Предприниматель в свою очередь участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников.
Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей.
Создание необходимых правовых условий имеет большое значение для формирования предпринимательства. Это – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства.
Предпринимательству свойственны общие черты любой экономической деятельности. В то же время оно характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.); индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.); государственного или муниципального служащего; менеджера (управляющий чужим предприятием); пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предприниматель — не единственный субъект предпринимательского процесса, он устанавливает связи с собственником капитала, с поставщиками, вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений, потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем, и выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Осуществление предпринимательской деятельности всегда основано на какой-то конкретной идее. Предпринимательская идея, в основе которой — продуманная во всех деталях инновационная инициатива предпринимателя, может охватывать как процесс производства в целом, так и один или несколько его отдельных фрагментов. Если сосредоточить внимание на фрагментарной форме предпринимательской идеи, то можно выделить основные направления в инновационной деятельности предпринимателя: изменения системы управления производством; смена или совершенствование существующей системы партнерских связей; применение новой техники и технологии; использование новых, более экономичных или прочных материалов в производстве товара; улучшение дизайна, упаковки товара; принципиально новая схема организации рекламной работы; быстрое реагирование на результаты маркетинговых исследований; сокращение срока оборота капитала; поиск наиболее эффективных форм использования полученной прибыли. Существует еще множество факторов, а выше указана лишь методика поиска таких факторов.
Следует обратить внимание на то, что инновационный характер деятельности предпринимателя может проявиться не только по отношению к факторам производства, организации самого процесса производства или же самого товара, но и в отношении расстановки людей, принимающих участие в процессе производства. В этом случае предпринимательская идея может быть реализована путем таких действий: полная или частичная смена работников, участвующих в процессе производства с целью "выталкивания" малоквалифицированного персонала; создание "особого духа" в коллективе работающих, использование мобилизующих формулировок, целевых установок и стимулов к их достижению; принятие мер по продуктивному использованию рабочего времени каждым работником (если имеется хотя бы один лишний работник, не знающий, что ему делать в рабочее время, коллективный эффект будет ниже, чем он мог бы быть; присутствие праздно проводящего время работника действует расхолаживающе на других).