Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы определить сущность предпри-нимательства, рассмотреть виды и особенности предпринимательства в России.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие предпринимательства;
-выявить сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности;
-проанализировать виды предпринимательской деятельности; - изучить особенности предпринимательства в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 6
1.1.Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 8
1.2. Условие эффективной предпринимательской деятельности 11
1.3. Экономические условия эффективной предпринимательской деятельности 11
1.4. Социальные условия эффективной предпринимательской деятельности 12
1.5. Правовые условия эффективной предпринимательской деятельности 14
2. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 17
2.1. Производственное предпринимательство 18
2.2. Коммерческое (торговое) предпринимательство 19
2.3. Финансово-кредитное предпринимательство 21
2.4. Посредническое предпринимательство 22
2.5. Страховое предпринимательство 23
3. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.30 Кб (Скачать документ)

1.3. Экономические  условия эффективной предпринимательской  деятельности

Экономические условия - это, в первую очередь, предложение  товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность  рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую  обстановку существенно влияют наличие  и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный  капитал, а также величина заемных  средств, за которыми готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые  готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с  помощью которой предприниматели  могут устраивать деловые взаимоотношения  и вести коммерческие операции. Это банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и различные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и другие; средства связи и передачи информации [9, с. 14-15].

Элементы процесса предпринимательства представлены в таблице 1 (см. Приложение).

Само по себе предпринимательство складывается из определенного типа хозяйственного поведения. Предпринимательство охватывает производственную, коммерчески-посредническую, торгово-закупочную,   инновационную, консультативную деятельность и  операции с ценными бумагами.

Основной задачей  предпринимателя выступает необходимость  выбора самой эффективной формы  комбинирования факторов производства, позволяющий организовать процесс  производства.

1.4. Социальные условия  эффективной предпринимательской  деятельности

Вплотную к  экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Социально-культурные нормы – нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству.Прежде всего, это стремление  покупателей приобретать товары,  отвечающие  определенным  вкусам  и моде.  На  разных  этапах  эти потребности могут меняться.  Эти нормы оказывают прямое  воздействие на  образ жизни потребителей.

Подлинное  предпринимательство  выступает  как   рыночное  по  своей  сущности  явление.  Оно  определяется  степенью  свободы   (под  свободой  в  экономической  науке  всегда  понимается  самостоятельность)  экономического  поведения товаропроизводителя.  Это  поведение  подразумевает  свободу   спроса   и   предложения  производимого  товара  и  товара  рабочая  сила,  свободу  инициативы  и  предприимчивости,  свободу  мышления  и  действий  .

Социальные  условия  влияют  на  отношение  отдельного  индивидуума  к  работе,  что  в  свою  очередь  влияет  на  его  отношение  к  величине  заработной  платы,  к  условиям  труда,  предполагаемым  бизнесом.

От  предпринимательской  деятельности  предприниматель  должен  получать  удовлетворение.  Он  участвует  в  решении  социальных  вопросов  трудовой  деятельности  своих  сотрудников:  охраны  их  здоровья,  сохранения, сохранения рабочих  мест и т.д. [9, с. 17-19] .

Предстоит, в  частности, решить и двуединую задачу в области трудовых отношений: гарантировать  защиту интересов предпринимателей, способствуя их высокой трудовой активности и безопасности, и, с другой стороны, - обеспечить всю совокупность юридических, экономических и  социальных гарантий наемным работникам.

Прежде всего, это касается лиц, имеющих первичную  занятость в коммерческих организациях и обладающих достаточно высоким  уровнем конкурентоспособности, с  целью наиболее полной реализации их трудового потенциала. При этом надо учитывать, что практическое отсутствие социальных гарантий в предпринимательских  структурах в определенной мере усугубляется фактом предпочтений высокой зарплаты (при высокой интенсивности труда) по сравнению с социальной защитой  трудящихся [9, с. 22-25].

Исходя из реалий конкретной социально-экономической  действительности, ясно, что большинство  трудоспособных членов нашего общества лишены элементарных средств и условий  производства, следовательно, - в большинстве  случаев – возможности активно  включиться в предпринимательскую  деятельность [9, с. 35].

1.5. Правовые условия  эффективной предпринимательской  деятельности

Предпринимательство может  существовать в определенных организационно-правовых формах. Они воплощают организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц - предпринимательских организаций различных видов.

Такими признаками являются:

- во-первых,  организационная связь любого юридического лица с правом, законодательством, т.е. юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законом; нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий;

- во-вторых, любое юридическое лицо может формироваться в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом;

- в-третьих, юридическое лицо правомочно действовать лишь в рамках, очерченных законом;

- в-четвертых, на всех юридических лиц, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились, распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.

Согласно ст. 50 ГК РФ юридические  лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В иных организационно-правовых формах коммерческие организации создаваться не могут.

Юридические лица — некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов (например, негосударственных пенсионных фондов), а также в других формах, предусмотренных законом.

 Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Признаки, характерные для  коммерческой организации, можно выявить через призму имущественных и неимущественных прав участников организации данного типа, а именно на следующее:

- формирование имущества  организации;

- участие в распределении  прибыли;

- долю в имуществе организации  при прекращении членства;

- получение «ликвидационной  квоты»;

- управление организацией;

- регистрацию участников  данной организации;

- информацию о деятельности  организации;

- защиту в законном  порядке своих интересов. Обязанностью  участников коммерческой организации  являются экономическая ответственность за результаты ее деятельности.

Участники некоммерческих организаций  лишаются большинства существенных прав, в частности права на участие в распределении прибыли, на долю в имуществе организации при прекращении членства, на получение «ликвидационной квоты». Экономическая ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности практически сведена к нулю (исключение составляет потребительский кооператив, который по отмеченным признакам вполне можно отнести к коммерческой организации) [9, c.68-75].

С учетом перечисленных признаков  коммерческих и некоммерческих организаций можно было бы более точно определить типы юридических лиц и не ограничивать в законодательстве их организационно-правовые формы.

 

2. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Два слова  “предпринимательство” и “рынок”  связаны неразрывными узами. Самое  краткое и ёмкое определение  рыночной экономики звучит просто: ”Экономика свободного предпринимательства”. Рыночная, капиталистическая экономика  всегда характеризовались как мир  бизнеса, а бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же.

Предпринимательская деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества.

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства. [6, c. 118-174]

В зависимости  от содержания и направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:

-производственное,

-коммерческо-торговое,

-финансово-кредитное, 

-посредническое,

-страховое.

2.1. Производственное  предпринимательство

Предпринимательство называется производственным, если сам  предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей  реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Производственное  предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В  широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

В России производственное предпринимательство  является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка  экономики не обеспечила необходимых  условий для развития производственного  предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного  предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода. [7, c. 475]

Между тем, именно производственное предпринимательство  необходимо всем нам: в конечном счете оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.

2.2. Коммерческое (торговое) предпринимательство

Производственный  бизнес тесно связан с бизнесом в  сфере обращения. Ведь произведённые  товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами  развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Принцип организации торгового предпринимательства  несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает  непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового  предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое  предпринимательство охватывает все  виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или  товар на товар. Хотя основу коммерческого  предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются  задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Коммерческое  предпринимательство привлекает видимой  возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым  в карман весомую прибыль. Такая  возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать  значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России, при неразворотливости умирающей государственной торговли, удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.

Информация о работе Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности