Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок, одно из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Введение.
1. Рынок труда и безработица.
1.1. Сущность и конъюнктура рынка труда.
1.2. Заработная плата как цена рабочей силы.
2. Безработица и занятость.
2.1. Сущность и виды безработицы.
2.2 Безработица в условиях кризиса.
3. Особенности рынка труда Республики Башкортостан.
Заключение.
Использованная литература.
Дополнительная обязанность уведомлять службу занятости в перечисленных случаях позволит осуществлять мониторинг ситуации и вовремя принимать соответствующие адекватные меры оперативного реагирования на изменение обстановки на рынке труда.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 года № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год» на 2009 год минимальная величина пособия установлена в размере 850 рублей, а максимальная величина пособия в размере 4900 рублей.
Стоит уделить особое внимание тем, кто отличается высоким уровнем социальной и экономической активности. Государство могло бы содействовать им в процессе перепрофилирования с прицелом на нужды посткризисной экономики путем предоставления образовательных сертификатов и грантов. В некоторых случаях можно выдавать на льготных условиях займы и кредиты на обучение с пролонгированным сроком погашения.
Объединение усилий государства, граждан и предприятий позволит одновременно поддерживать население и систему образования и к началу восстановительного роста экономики подойти с подготовленными современными кадрами. Кризис может стать пусть горьким, но все же лекарством, которое поможет как предприятиям, так и работникам. Но кризис может оказаться и просто ядом для экономики граждан, если государство не предпримет хорошо известные и детально прописанные в спецлитературе действия, чтобы помочь своим гражданам.
За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.
Важен также вопрос сельской безработицы в России. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения.
С ноября прошлого года Управление государственной службы занятости населения при Минтруда РБ проводит еженедельный мониторинг состоявшихся и планируемых сокращений. На 10 февраля 116 организаций уволили почти три тысячи человек, еще 43 уволят почти пять с половиной тысяч в ближайшее время, более 25 тысяч трудятся в неполном режиме. Всего зарегистрировано 36590 безработных, число вакансий за январь снизилось с 10400 до 8000.
Чиновники и законодатели ищут, чем ответить на этот вызов. На нынешний год сокращена квота на привлечение мигрантов с 36900 до 28900.
Крупные предприятия Башкирии все активнее освобождаются от сотрудников. К началу февраля на пять безработных в Башкирии имелась лишь одна вакансия. Вдвое подскочила официальная безработица в Уфе за четыре месяца. Вакансии есть – но в основном для представителей рабочих профессий.
Ситуация обсуждалась на заседании коллегии министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
В федеральное правительство направлена на согласование «Республиканская программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рыке труда республики Башкортостан в 2009 году». «Весит» программа почти 600 млн. рублей, которые предполагается получить и из федерального, и республиканского бюджета.
Одна из предлагаемых документом мер - опережающее профессиональное обучение граждан, подлежащих высвобождению. Для тех, кто находится под риском увольнения, будут организованы учебные курсы. Освоив востребованную специальность, кто-то найдет применение своим рукам на том же предприятии, другие сменят место. Стоимость обучения одного человека оценивается в 10600 рублей. Работодатели должны заранее извещать центры занятости о необходимости таких курсов.
Еще один важный пункт
программы – «оказание
2416 обращений поступило в Государственную трудовую инспекцию РБ в прошлом году. Организация общественных работ будет также компенсироваться бюджетом. Сейчас работодатель вынужден оплачивать труд общественных бригад за свой счет, поэтому такая форма развита слабо. С введением программы в действие государство будет возмещать предприятию эти затраты: около шести тысяч рублей на человека в месяц. Охватить удастся более 27 тысяч безработных.
Реализуется также программа
«Содействие занятости
Сейчас безработным выплачивается пособие от 977 до 5635 рублей (включая уральский коэффициент). Востребованными по-прежнему остаются представители строительных и заводских специальностей (бетонщик, каменщик, плотник, фрезеровщик, электрик). Среди служащих – страховые агенты и милиционеры. На учет становятся в основном продавцы, бухгалтеры, мастера, учителя, юрисконсультанты, экономисты. В начале февраля было 8 тысяч свободных мест. Коэффициент напряженности, то есть число незанятых трудоспособных людей на одну вакансию, возрос до 5,3.
Все меньше предприятий принимают участие в ярмарках вакансий. Так, в начале февраля в уфимской ярмарке участвовали всего 16 работодателей – в основном транспортные и страховые компании. Пришло около тысячи посетителей, и только 60 получили приглашение на работу. Наибольшим спросом пользовались кондукторы и водители. Отдельные организации даже приглашали водителей, имеющих права категории «В» и «С», пройти переобучение на категорию «D» с последующим трудоустройством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, который отражает специфику страны и не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Это своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, морали данного общества.
Безработица влечет за собой
серьезные экономические и
Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. Кризисные явления в экономике, обвальный спад производства в последние годы привели к резкому сокращению спроса на труд, но в условиях сложившегося менталитета общества, направленного на сохранение трудовых коллективов, это вызвало не столько рост открытой безработицы, сколько накопление скрытой. Это составляет наиболее яркую отличительную особенность современного российского рынка труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.
На региональном уровне, большое влияние на формирование безработицы оказывают местные традиции и специфика социально-экономического развития, крайне сложен вопрос социальной защиты безработных граждан в населенных пунктах, где занятость населения зависит от работы одного-двух предприятий. Финансовая нестабильность предприятий, их возможная несостоятельность, прежде всего градообразующих, ставит на грань бедности сотни тысяч семей. Наиболее социально взрывоопасной категорией оказалась молодежь, что обусловлено как тем, что она впервые вступает в трудовую сферу жизнедеятельности, так и ее неприспособленностью к условиям этой сферы. Молодым людям не достает социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе, совершающем трудный поворот к рыночным отношениям. Положение усугубляется слабой профессиональной подготовленностью выпускников, а, следовательно, их неконкурентоспособностью их на рынке труда.
Прогнозы экономического развития России на ближайшие годы не позволяют говорить о кардинальных изменениях на рынке труда. Предполагается, что в 2001-2002 годах занятость стабилизируется на уровне 64 миллиона человек. Безработица, рассчитанная по методологии МОТ, увеличится и должна составить к 2003 году 12-14,1%. Вырастет количество обращений в службы занятости.
В связи с переходом финансирования государственной политики содействия занятости из средств федерального бюджета особое внимание следует обратить на достаточность такого финансирования. Необходимо внедрить эффективные механизмы перепрофилирования безработных, осуществления мер по в области активной занятости населения. Рынок труда должен стать своеобразным институтом воспитания у населения новой активной жизненной позиции, профессионального отбора желающих и умеющих инициативно трудиться, повышать свой уровень жизни.
Таким образом, подводя итог, следует отметить: занятость нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от состояния экономики страны, которая переживает сложный период. Поэтому, пока на российском рынке труда еще не действуют многие рыночные регуляторы сферы труда, государство должно взять на себя функцию регулирования занятости. Будем надеяться, что нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.