Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа
Описание
Целью курсовой работы является: изучить и оценить положение криминализации в экономике России, а также влияние, оказываемое теневым сектором на экономику в целом, используя исторические факты для более глубокого изучения данной проблемы.
Содержание
Введение 1. Определение теневой экономики и ее состав 1.1 Определение теневой экономики и ее структура 1.2 Происхождение теневой экономики 2. История и особенности формирования теневой экономики в России 2.1 Развитие теневого сектора в экономике России 2.1.1 Общий взгляд на теневую экономику 2.1.2 Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса 2.3 Динамика экономической преступности 2.4 Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности 2.4.1 Налоговая и бюджетная сфера 2.4.2 Эффективность макроэкономической политики 2.4.3 Денежно-кредитная сфера 2.4.4 Экономический рост и инвестиционный процесс 2.4.5 Конкуренция и эффективность рыночного механизма 2.4.6 Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда 2.5. Нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией экономики 2.5.1 Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики Приложения… Заключение Литература
В советской научной литературе первые публикации о теневой экономике появились только в конце 1980-х - начале 1990-х п. Эти исследования позволяют сделать вывод, что практически все директора предприятий и большая часть руководителей среднего звена регулярно осуществляли деятельность в рамках теневой экономики. Прежде всего это относилось к таким отраслям как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, ЖКХ. [Приложение 1]
В 1970-х - начале 1980-х гг. теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. В этом качестве она обладала относительно стабильной социальной структурой, в ее рамках люди имели определенный статус и играли конкретные социальные роли («толкачей», рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.). В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970-1980-е гг. уже не могла нормально работать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла важные функции. Главными, по мнению Л. Косалса из них были две.
Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работ официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность, чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали «диспропорции»: на одном предприятии не хватало определенных -ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали не контролируемые «сверху» горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В ее рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.
Вторая функция - социальная. Она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создавших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы. Эти люди стремились самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за труд. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме выполняла функцию обеспечения ее самореализации. Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производств, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы «сверху». И естественно, теневые операции проводились для того, чтобы получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика.
В эпоху перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика - это порождение присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках «перехода к рынку». Поэтому считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной - возрастать.
Произошло же все наоборот. По данным МВД России, в 1990-1991 гг. в те-невой экономике производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. эта доля составила 27%, в 1994г. - 39, в 1995г. - 45, в 1996 г. - 46%. [3] По тем же данным, с теневой- экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. чел.
Заметно меньшие и, возможно, более реалистичные цифры дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992 - 1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9 - 10%, в 1995 г. 20, в 1996 г. - 23% . [2]
К 2002 г. доля теневой экономики составила уже 26,9% ВВП. При этом, по оценкам МВД России, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованными преступными сообществами. Более того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга.
Так как теневая экономика была сформировавшимся экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях.
2.1 РАЗВИТИЕ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.2.1 Общий взгляд на теневой сектор в экономике.
Криминализация экономики носит устойчивый характер и может характеризоваться как саморазвивающийся социальных процесс, устанавливающий криминальные правила ведения бизнеса и вовлекающий все большее число законопослушных граждан. Об этом, в том числе свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности. Так, только за период с 1998 по 2003 общее число выявленных преступлений данной категории возросло в l,7 раза и стабилизировалось на уровне около 380 тыс. [Приложение 1]
Наиболее ярко криминальную ситуацию в сфере экономики характеризует статистика преступлений, выявленных правоохранительными органами в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ). Число преступлений данной категории за 1998 - 2003 гг. выросло почти в 2,5 раза и составило около 47 тыс.
Некоторое уменьшение статистических показателей в 2003 г. обусловлено переносом акцента в деятельности правоохранительных органов на выявление более сложных и тщательно подготовленных экономических преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах. [Приложение 2]
Число наиболее опасных преступлений данной категории, а именно совершенных в крупных и особо крупных размерах и обязательных к расследованию, увеличилось за этот же период уже в 2,4 раза, или с 7,2 до 17,6 тыс. При этом среди выявленных всеми правоохранительными органами в сфере экономики наиболее опасных преступлений, совершенных в крупных размерах и обязательных к расследованию, основную часть (от 45 до 75 % в 1999-2003 гг.) составляют преступления, связанные с незаконным предпринимательством, уклонением от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 198 и ст. 199 УК РФ). Число таких преступлений возросло с 1997 г. с 5,5 тыс. до 12,7 тыс., или в 2,4 раза %. [1]
Особую озабоченность вызывает высокий уровень криминализованности отраслей, являющихся ключевыми для отечественной экономики и формирования доходной части государственного бюджета. Так, наибольшая доля предприятий с выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах от общего числа предприятий (далее - уровень криминализации) в 1999 - 2003 гг. наблюдалась в таких отраслях, как ТЭК (в 1999 г. - 20,8% общего числа предприятий, в 2001 г. - 24,8%), лесопромышленный комплекс (8,6 и 16,1%), черная и цветная металлургия (2,6 и 4,8%), пищевая промышленность (3,1 и 4,2%). [3]
Темпы роста криминализации отношений в налоговой сфере могут характеризовать следующие цифры. В период с 1999 по 2003 г. в промышленности уровень криминализации увеличился в 1,4 раза, в том числе в ТЭКе - в 1,2 раза, в черной и цветной металлургии - в 1,9 раза. [4]
Преступность в сфере экономической деятельности тесно связана с так называемой теневой экономикой, которая представляет собой прежде всего совокупность скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей.
2.1.2 Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса.
На основе исследований следует выделить некоторые особенности проведения рыночных реформ, ставшие факторами мас-штабного распространения теневой деятельности в российской экономике.
Первая особенность - резкое снижение уровня и действенности защиты государства легальных правомочий собственности и контрактов, связанное с разрушением партийно-государственных структур СССР. Речь идет как о возникновении и весьма медленном заполнении пробелов в законодательстве, так и о неисполнении имеющихся законов, указов, распоряжений. Низкую эффективность демонстрировала с началом реформ (и продолжает демонстрировать сегодня) судебная система разрешения конфликтов, особенно в части исполнения принятых судебных решений.
Следствием традиционной для России незащищенности правомочий (мелкой и средней) частной собственности от их размывания со стороны государства можно считать традиции противостояния граждан государству. В рамках этих традиций противоправное по отношению к государству поведение граждан, т.е. обман ими государства в той или иной форме, не является предметом морального осуждения со стороны общества.
Вторая особенность - фактическая приватизация функции государства отдельными группами чиновников, которые стали выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным коммерческим интересам. В результате предприниматель не обращается за защитой своих интересов к государству, а нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы.
Третья особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора, которому требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, вчрезмерном и практически бесконтрольном вмешательство государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции, например создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др. Функционирование компаний подобного типа - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.
Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов, хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов,
Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу «дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью контролирующих и правоохранительных органов.
Четвертая особенность - сохранение характерных для советской системы форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль над работой секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля над золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, сотни килограммов в год.
Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и им подобные - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственных ведомств. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, - от газет и телекомпаний до частях армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общест-венного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных еевидов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валют-ной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.
Пятая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изьятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией, - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либера-лизации государство стремятся сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень».
Шестая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, сбережений, понизили уровень жизни. Хотя цены были «отпущены», введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отсбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективные предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и заработной платой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать теневой деятельностью. Государственные и приватизированные предприятия «обросли» множеством так называемых коммерческих структур, возникло огромное число независимых фирм, через которые люди пытаются заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.