Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучение сущности и механизма функционирования теневой экономики.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
• изучить понятие теневой экономики и формы ее проявление;
• определить роль теневой экономике в экономической системе страны;
• показать особенности формирования теневой экономики в России;

Содержание

Введение
1. Общая характеристика предприятия
1.1. История создания, цели и задачи предприятия
1.2. Основные виды деятельности
1.3. Организационная структура управления предприятием
1.4. Характеристика персонала предприятия
1.5. Экономические показатели деятельности
2. Теоретические основы стимулирования трудовой деятельности
персонала
2.1. Сущность, роль и принципы стимулирования трудовой активности персонала предприятия
2.2. Формы и системы оплаты труда
2.3. Обзор систем и форм оплаты труда и стимулирования в
зарубежной практике
3. Анализ состояния и пути совершенствования стимулирования труда на предприятии
3.1. Моральное стимулирование персонала
3.2. Материальное стимулирование трудовой активности
3.3. Пути совершенствования стимулирования труда на предприятии
3.4. Оценка экономической целесообразности мероприятий
Заключение
Список литературы

Введение

Работа состоит из  1 файл

Теневая экономика.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ    

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

( ГОУВПО «АмГУ» )

Кафедра ЭТ и ГУ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: Теневая экономика

по дисциплине экономическая теория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2008

 

РЕФЕРАТ

 

 

Работа 39с., 4 рисунка, 2 таблицы, 19 источников.

 

 

Теневая экономика, неофициальная экономика, нелегальная (фиктивная) экономика, подпольная (криминальная) экономика, трансакционные издержки, коррупция, глобализация теневой экономики.

 

 

Под теневой экономикой понимается совокупность различных видов нелегальной, неучтенной и фиктивной деятельности, направленной на получение дохода, скрываемого от официальных властей, и осуществляемой, как правило, в корыстных целей. В социально-экономическом развитии РФ, на сегодняшний день теневая экономика является одной из укоренившихся проблем. В данной работе мы попытались выявить сущность и механизм функционирования теневой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Сущность теневой экономики, экономические основы

функционирования                                                                                                   6

1.1  Сущность  теневой экономики, ее роль                                                         6

1.2 Причины и механизм функционирования теневой экономики                   10

2. Теневая экономика в России                                                                               16

2.1 Особенности возникновения теневой экономики в России                        16

2.2 Коррупция как проявление теневой экономики. Масштабы корруп-

ционной и теневой деятельности в России                                                         21                                                   

2.3 Создание правовых и экономических условий по сокращению

теневой экономики                                                                                                 27                

2.4 Глобализация теневой экономики                                                                  30

Заключение                                                                                                                36

Библиографический список литературы                                                               38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная теневая экономика является реальностью хозяйственной деятельности, она существенно влияет на экономический рост. Данное явление носит глобальный характер, поскольку охватывает не только экономику многих государств, но и оказывает влияние на сферы прямо с экономикой не связанные.

Под теневой экономикой понимается сегмент неучтенной, нерегистрируемой части экономики. Теневая экономика, в отличие от формальной (официальной), рассматривается как экономика, функционирующая на самопроизвольной основе в рамках неформальных установлений  и  институтов, с использованием действующего арсенала средств и инструментов формальной экономики (финансового, денежного и кредитного рынков) в процессе осуществления самопроизвольной деятельности.

В процессе исследования «неофициальной экономики» специалисты выявили, что она занимает существенное место в производстве валового национального дохода многих стран и стала органической частью общества.

Такое положение дел привело к серьезным экономическим и социальным последствиям: снижению эффективности управляемости экономики ввиду систематических искажений экономических прогнозов, увеличению различий уровня и образа жизни населения, разрушению морали людей, распространению мнения о том, что вполне можно существовать и за счет нелегальной экономики. Теневая экономика – финансовая основа коррупции.

Преобладание неформальных отношений в экономическом пространстве российской экономики в переходный период к рынку создало условия для вовлеченности широких слоев в сферу нерегулируемой экономики. Теневая экономика составляет ощутимую часть легальной хозяйственной деятельности в России. Развитие теневых процессов в стране угрожает национальной безопасности. В этой связи актуальными являются проблемы изучения теневой экономики и выработка основ государственной политики противодействия этому отрицательному социально-экономическому явлению.

Предметом исследования курсовой работы является теневая экономика. Цель исследования - изучение сущности и механизма функционирования теневой экономики.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

      изучить понятие теневой экономики и формы ее проявление;

      определить роль теневой экономике в экономической системе страны;

      показать особенности формирования теневой экономики в России;

обобщить накопленный опыт борьбы с теневой экономикой и минимизации причин ее существования.

Объект исследования – комплекс проблем теневой экономики, которые объективно требуют решения в форме  сокращения воздействия на социально-экономическую систему в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность теневой экономики, экономические основы

функционирования

 

 

1.1  Сущность  теневой экономики, ее роль

       Теневая экономика (теневой сектор экономики) – это уклад экономических отношений, который охватывает неучтенные, нерегламентированные и незаконные виды хозяйственной деятельности.

Важнейшими элементами теневой экономики выступают применяемые в ней средства производства, субъекты теневой хозяйственной деятельности и создаваемые ими продукты, теневые финансы, теневые экономические отношения и интересы. Системность теневой экономики выражается также и в том, что она (прежде всего в своих наиболее современных и зрелых формах) способна обеспечивать полный воспроизводственный цикл, т.е. производство, распределение, обмен и потребление соответствующих теневых продуктов       /8, с.35/.

Несмотря на высокую интенсивность и значительные масштабы теневой экономики, активность  ее научного исследования остается необоснованно низкой, нет однозначного определения не только понятий «теневая экономик», но ее роли и значения в современной экономической системе страны. Существуют различные подходы к определению теневой экономики. Теневая экономика рассматривается как:

1) запрещенный вид экономической и неэкономической деятельности;

2) скрытое производство;

3) экономическая деятельность, которая по тем или иным причинам не учитывается официальной статистикой или ускользает от налогообложения, но которую необходимо досчитать и включить в валовой внутренний продукт;

4) скрываемая или запрещаемая экономическая деятельность, осуществляемая в границах как официальной, так и неформальной экономики /15, с.26,27/.

В учебнике Сидоровича теневая экономика определяется как легальная и нелегальная экономическая деятельность, которая не регистрируется государственными органами. Из самого определения видно, что теневая экономика состоит из принципиально разных составляющих. В этой связи обычно выделяют следующие ее формы:

                  неофициальная экономика – легальные виды экономической деятельности и рыночных операций, которые не фиксируются официальной статистикой (незарегистрированная деятельность, сокрытие доходов от законной деятельности, не денежные доходы, получаемые от индивидуальной деятельности);

                  нелегальная (фиктивная) экономика – взяточничество, приписки, спекулятивные сделки и другие виды мошенничества, связанные с получением и передачей денег;

                  подпольная (криминальная) экономика – запрещенные законом виды экономической деятельности и рыночных сделок (вымогательство, торговля краденым, изготовление и продажа наркотиков, контрабанда) /11, с.438/.

Представляется целесообразным «теневой экономикой» именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета. Такое определение предмета теневой экономики позволяет использовать для ее оценки методологию международной статистики, выработанной в ООН в 1993 г. применительно к «Системе национальных счетов» (СНС) для наиболее полного учета валового внутреннего продукта (ВВП). Содержание понятия «теневая экономика» согласно классификации СНС представлено на рис.1.

В соответствии с методикой ООН в теневую экономику включаются следующие виды деятельности:

скрытая – законодательно разрешенная, но официально не учитываемая деятельность в рамках формализованных структур и процедур;

неформальная – законодательно разрешенная, но неучитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;

нелегальная – законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная или неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная)   /5, с.2,3/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Содержание понятия «теневая экономика» согласно

классификации СНС (Системы национальных счетов) /15,с. 30/.

Таким образом, теневая экономика чаще интерпретируется специалистами как совокупность теневой экономической деятельности и теневой неэкономической деятельности. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства), теневая составляющая экономики – это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, то есть находится вне рамок правового поля.

Основные черты теневой экономики, характерные для всех стран:

- скрытый характер (т.е. хозяйственная деятельность не регистрируется государством);

- охват всех фаз общественного производства (производство, распределение, обмен и потребление);

- незаконное обогащение за счет утаивания доходов от налогообложения;

- безвозмездное присвоение чужого имущества и перераспределение богатства в пользу преступных элементов /19, с.500/.

Теневая экономика имеет место потому, что отвечает существующим в обществе потребностям и интересам. При этом эти потребности и интересы можно условно разделить на две большие группы. Первую группу составляют те потребности и интересы, удовлетворение которых имеет социально-деструктивный характер и приводит к разрушению экономических и нравственных устоев общества, физического здоровья граждан, основ государственного устройства и т.д.

Ко второй группе необходимо отнести потребности и интересы, характеризующиеся позитивной социальной напряженностью, но не имеющие возможностей легальной реализации в силу различных политических, идеологических, национально-исторических причин, из-за наличия неповоротливого и устаревшего законодательства и т.п.

Из сказанного вытекает вывод о двойственной противоречивости теневой экономики. С одной стороны, обеспечивая реализацию вредных, общественно опасных потребностей и интересов, она представляет собой социально негативное явление и требует всемерного ограничения  и исполнения. С другой стороны, способствуя удовлетворению позитивных потребностей и интересов, стимулируя одновременно развитие ряда жизненно важных прогрессивных общественных тенденций и процессов, теневая экономика играет положительную роль. В частности, она проявляется в том, что сигнализирует правоведам, представителям законодательной и исполнительной власти о необходимости легализации тех или иных социально позитивных потребностей и интересов, соответствующих тенденций и процессов /8, с.38/.

Табл.1 Сравнение положительных и отрицательных сторон теневой экономики

 

 

           Отрицательные стороны

             Положительные стороны

1. Деформация налоговой и бюджетной сфер  

   1. Обеспечение занятости и средств к существованию

людей

2. Искажение мер макроэкономической по­ли-

тики

  2. Предотвращение банкротств фирм

3. Деформация структуры экономики

3. Увеличение ВВП

4. Деформация структуры потребления

4. Создание стимулов форсирования НИОКР в легальном

  секторе

5. Снижение эффективности рыночного ме­ха-

низма, влияние на режим конкуренции

 

  6. Ущерб в сфере воспроизводства

   рабочей силы

 

7. Повышение транзакционных издержек

 

  8. Ограничение процесса инвестирования

 

/6,с.367/.

Некоторые исследователи отмечают, что теневая экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:

является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;

препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономии;

формирует коррупционные отношения в сферах своего присутствия;

разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если такая система сформирована);

не обеспечивает правовой защитой прав и интересов исполнительных

участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий

и помощи /5, с.4/.

1.2 Причины и механизм функционирования теневой экономики

Экономическая теория преступной и правоохранительной деятельности начала складываться в конце 1960-х гг., как ответ экономистов на резкое усиление преступности в странах Запада. Создателем новой теории по праву считается американский экономист Г. Беккер.

В статье «Преступление и наказание: экономический подход», опубликованной в 1968 г., он изложил основные принципы нового подхода к изучению преступности и борьбы с нею. Его идея состояла в том, что правовой строй общества является полем противоборства рациональных правонарушителей и защитников порядка. Потенциальные преступники расчетливо взвешивают возможный доход от преступления, сравнивая его с возможными потерями от наказания. Они выбирают тот вид деятельности (законной и незаконной), который максимизирует их благосостояние.

Стражи порядка ведут себя столь же рационально. Они выбирают такие методы борьбы с преступностью, которые позволили бы минимизировать совокупный ущерб обычных членов общества /13, с.440/.

Наиболее точно сущность и природу возникновения нелегальной экономики установил ведущий перуанский экономист Эрнандо де Сото.

По мнению исследователя, теневая экономика – это прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности превышают выгоды для достижения своих целей /10, с.90/.

Высокие трансакционные издержки влияют на степень конкурентоспособности легального бизнеса по сравнению с теневым. Участники теневого сектора не платят налогов и не расходуют средств на соблюдение установленных законом нормативов, что дает им неоправданные конкурентные преимущества перед теми, кто работает легально.

Трансакционные издержки – это затраты, связанные с организацией легальной предпринимательской деятельности, которые включают: получение лицензии на предпринимательскую деятельность; покупку права на владение или аренду земли; знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов; получение кредита, пенсионное обеспечение, оплату налогов и т.д.

Одним из основополагающих факторов, влияющих на трансакционные издержки, является Правовая система, т.е. правила и нормативы в каж­дой отдельной стране, регулирующие экономичес­кую деятельность. Если в стране работает грамотно разработанная и отлаженная правовая система, то это дает возможность предпринимателю работать в атмосфере предсказуемости и относительной ста­бильности. Получаемая им информации позволяет ему соблюдать правовые требования и финансиро­вать запросы соответствующих правовых институтов.

Наоборот, слабая правовая система требует от предпринимателя соблюдать обременительные для него требования и нормативные акты, что заставля­ет его обращаться в неэффективные и сильно кор­румпированные учреждения. Трансакционные издержки в подобной системе увеличиваются в гео­метрической прогрессии. Предприниматель стара­ется обойти навязанные ему неэффективные пра­вила, что приводит к отторжению его от участия в экономической деятельности.

Несмотря на отдельно принимаемые меры в целом, в  развивающихся странах существующая право­вая система в основном требует, чтобы частные ком­пании соблюдали обременительные для них приви­ла, но сама правовая система при этом не способствует соблюдению законов со стороны предпринимателей, не выпол­няет возложенные на нее функции.

Будучи исклю­ченными из системы, позволяющей обогащаться за­конным путем, предприниматели ограничиваются краткосрочными, низкодоходными и не требующими больших капиталовложений видами деятельнос­ти либо вообще не занимаются бизнесом, что зна­чительно тормозит экономическое развитие страны.

Теневой доход по сво­ей сущности всегда является, избыточ­ным, сверхприбыльным. В экономической теории сверхприбыль отождествляется с рентой. Рента как не заработанная часть сверхприбыли возникает при эксплуатации природных ресурсов, осуществлении различных видов деятельности, распределении и передаче имущества (торговля, аренда, ростовщичество и др.). Прибыль любого предприятия, независимо от видов деятельности и источника ее получения, существенно превышающая средний уровень процентной ставки по банковским кредитам, объективно является рентой /3, с.75/.

Монополизация позволя­ет в определенных случаях перехватывать избыточ­ную прибыль, постоянно фиксировать ее, т.е. пре­вращать ее в трансакционные издержки для других субъектов рынка По сути, мы здесь получаем рент­ное объяснение процесса возникновения теневой экономики. Центральным вопросом становятся те­невые условия приобретения рентного ресурса. Если рентный ресурс не приобретается открыто на рын­ке, то весь процесс его использования становится теневым. Это относится и к ренте как форме реали­зации собственности на теневой рентный ресурс. В данном смысле рентный механизм становится ос­новой существования теневой экономики /10, с.91/.

Отказ государства от участия в распределении ренты и изъятия в бюджет части сверхприбыли ведет к концентрации экономических ресурсов общества у частных монополий. Подобные процессы, как правило, сопровождаются обнищанием населения, социальным расслоением и криминализацией хозяйственных отношений.

В свою очередь, чрезмерное увеличение принудительным регулирова-

нием и назначением определенных уровней процентных ставок и цен создает дефицит как денежных, так и товарных ресурсов. Эти ресурсы становятся основой для их частичного перераспределения в сферу «теневого» рынка для реализации по ценам, значительно превышающим средние. И в том и в другом случае имеет значение степень монополизации управления предприятием.

В экономически стабильных странах государство жестко контролирует источники сверхприбыли. В странах с развитой рыночной экономикой доход преуспевающего предпринимателя при превышении определенных пределов признается эксплуататорским. Так, во французском законодательстве установлена возможность признания договора недействительным, если цена при продаже меньше 7/12 % реальной стоимости, а цена при покупке кормов и семян больше чем на четверть превышает среднюю цену. Аналогичный характер имеют установление во Франции и Германии предела квартирной платы и признание во всех развитых странах ростовщическими сумм, превышающих 10 – 12 % /3, с.74/.

К основным институциональным экономичес­ким причинам возникновения теневого дохода, а точнее, теневой ренты можно отнести и отсутствие эффективной системы защиты прав собственности. Отсутствие ин­ститутов защиты прав собственности препятствует развитию экономики: затрудняется участие в долгосрочных инвестициях или контрактах, привле­чение инвесторов. Теневой характер рентных отношений являет­ся результатом подчинения системы государствен­ных институтов определенным группам интересов.

Система государственных институтов - правила и нормативы, регламентирующие экономическую де­ятельность, - определяет, прежде всего, величину трансакционных издержек, стимулы и препятствия к соблюдению установленных требований, а также тех, кто будет в наибольшем выигрыше и проигрыше от соблюдения этих требований. Отдельные субъек­ты или группы за­интересованы в создании такой системы институ­тов, которая выгодна им самим, но может препят­ствовать экономическому развитию страны /2, с.140/.

Таким образом, основой теневой экономики и образования теневой ренты являются нефор­мальные институциональные отношения. Важной причиной теневой экономики высту­пает кризис рынка. Это проявляется, прежде всего, в том, что отдельные субъекты могут монополизировать экономическую власть и информацию и тем самым создать условия для извлечения в результате своей дея­тельности сверхдоходов путем устранения конкурен­тов, зачастую внерыночными методами.

Рыночный ме­ханизм создает определенные барьеры для мелких и средних предпринимателей, связанные с норматива­ми эффективности вложений. Налогообложение ли­шает часть членов общества возможности легально за­работать себе средства для существования, объективно заставляя их искать альтернативные источники дохо­да, в том числе в теневом секторе. "Фиаско рынка» про­является также в том, что рентным ресурсом становят­ся конкретные действия и решения чиновников, свя­занные с различными сторонами экономической дея­тельности (например, лицензирование, сертифика­ция, предоставление льгот и т.п.), а также информа­ция, прежде всего конфиденциального характера.

Объективной причиной существования теневой эко­номики можно назвать "фиаско государства", прояв­ляющееся в его неспособности проводить разумную экономическую политику, призванную создать благо­приятные условия для осуществления легальной эко­номической деятельности с помощью, прежде всего, косвенных методов регулирования. Несовершенство систем налогообложения, таможенного и валютного контроля, изъяны бюджетного регулирования, слабость антиинфляционной и антимонопольной политики – все это в немалой степени «развязывает руки» многочисленным представителям теневой экономики /8, с.37/.

Это "фиаско" мо­жет быть связано также с отсутствием или слабостью социальной функции государства, призванной обес­печить эффективную социальную защиту определен­ных слоев общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теневая экономика в России

 

 

2.1 Особенности возникновения теневой экономики в России

    В СССР теневой сектор экономики был незначительным. Теневая экономика носила ограниченный и примитивный характер, что в решающей степени было связано с жестким и всеобъемлющим государственным регулированием, значительно ограничивающим варианты и стимулы теневого поведения.  За последние 15 лет теневой сектор превратился в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50 % официального ВВП) /5, с.3/.

Прежде всего произошла заметная активизация теневых экономических процессов, усугубляющаяся нарастанием их многообразия.  Это было вызвано различными причинами, среди которых особо выделяются следующие.

Во-первых, произошло заметное  падение роли государства,  которое стало менее жестко и активно регулировать экономику, чем незамедлительно воспользовались разнообразные теневые субъекты.

Во-вторых,  началась массовая приватизация экономики и активного формирование слоя частных собственников и негосударственных предприятий,  которые в интересах защиты и  приумножения своего имущества (доходов) стали активно применять различные теневые технологии.

В-третьих, из-за распада СССР и отмеченного ослабления регулирующих функций государства произошел массовый разрыв экономических связей, за восстановление которых взялись многочисленные частные посредники, стремящиеся не столько к реанимации самих связей,  сколько к максимизации своего посреднического и далеко  не  всегда законного дохода.  

В-четвертых,   началась радикальная либерализация внешнеэкономической деятельности, способствующая расширению пространственного "горизонта» и направлений теневой экономической деятельности /8, с.40/.

Важнейшим фактором криминализации экономики явилось само государство. Преобразования в стране были проведены так, что предпринима­тели попали в зависимость от чиновников, приватизировавших функ­ции государства и использующих свои рабочие места как один из ре­сурсов для частного предпринимательства. Оно, безусловно, носит теневой характер так же, как и предпринимательство частных фирм-партнеров.

Особый сектор теневой экономики вырастает на основе распределения бюджетных дотаций, когда высокопоставленные чи­новники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги, которые «отмыва­ются», вкладываются в частную экономику или переводятся за рубеж. Это происходит потому, что многие финансовые и денежно-кредитные потоки – формирование и использование стабилизационного фонда, бюджетные потоки -  скрыты от «наблюдения» общества.

Источником теневой активности является создание государст­венных, полугосударственных или негосударственных уполномо­ченных компаний, через которые частные фирмы призваны выпол­нять какие-либо насущные функции (например, создание муници­пального банка всех организаций региона для расчетов с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и т.д.). Другой источник теневых отношений — лицензирование разных видов хозяйственной дея­тельности, ставящее частные фирмы в зависимость от органов вла­сти и отдельных чиновников /19, с.501,502/.

В ряде случаев органы власти проводят принудительное распре­деление рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка «дружественным» фирмам, которые отчисляют в пользу этих орга­нов или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли. Наиболее распространено это в торговле бензином, металлами, а также в строительстве.

Рассматривая роль системы налогообложения в развитии тене­вой экономики, достаточно отметить, что изъятие 60—80% прибыли в форме различных налогов и сборов само по себе может обеспе­чить взрывной рост теневой деятельности.

Асоциальный характер рыночных преобразований в России ли­шил миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. В результате людям приходится искать средства к суще­ствованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов. Значительная часть трудовой деятельно­сти осуществляется без какой-либо официальной регистрации.

Существенный вклад в развитие теневой экономики внес не право­вой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения в ходе реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. Правящие группировки не за­интересованы в соблюдении законности в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности, а правоохранительные ор­ганы сами глубоко вовлечены в хозяйственную деятельность / 16, с.70/.

Законодательные акты принимаются без учета интересов и за­просов населения. Они отражают интересы тех или иных влиятель­ных групп, имеющих возможности лоббирования и «продлевания» нужных им решений с применением иногда и прямого подкупа за­конодателей. Законы постоянно меняются, дополняются новыми подзаконными актами. Важнейший закон, регулирующий деятельность предпринимательства - Налоговый кодекс. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г. и с тех пор 20 федеральных законов дополняли, изменяли и редактировали ее содержание /6, с. 203/.

Люди относятся к таким законам не как к нормам, которые надо выполнять, а как к внешним бюрократическим запре­там, принимаемым начальством для своей пользы, а не улучшающим деловую среду.  Значительный вклад в динамику теневой экономики вносит не­совершенство банковской системы и денежного обращения. Комплекс факторов негативного влияния теневых экономических процессов на экономику России представлен на рис. 2.

На основании рейтинговой оценки в российской экономике  в 2002 – 2005 гг., были выявлены следующие факторы, способствующие росту и дальнейшему развитию теневого сектора, на которые следует обратить внимание при определении экономической политики:

- высокий уровень убыточных организаций в экономике;

- низкий уровень социальных трансфертов в фактическом конечном потреблении;

- низкая доля малых предприятий в отраслях экономики;

- высокий уровень смертности населения.

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2- Факторы негативного влияния теневых экономических процессов  на экономику России /16 С. 70/.

Из этого следует, что значительные материальные и денежные средства легализуются с помощью создаваемых предприятий, чья деятельность изначально планируется как убыточная. То есть криминальные структуры с тем, чтобы получить финансовые средства, создают предприятия, через которые пропускаются значительные денежные потоки.  Высокий уровень убыточных организаций в экономике также указывает, что данные предприятия ведут финансово-хозяйственную деятельность без необходимой регистрации или лицензии, без постановки на учет, документального оформления части сделок /7, с.105/.

Низкий уровень социальных трансфертов в фактическом конечном потреблении и в то же время существование учреждений, на нужды которых эти трансферты должны быть направлены, свидетельствует о том, что недополучаемые этими учреждениями средства компенсируются так называемыми «поборами» в учреждениях образования и здравоохранения.

Низкая доля малых предприятий в отраслях экономики — показатель не того, что у на­селения отсутствует деловая активность, а того, что население не желает приводить эту актив­ность в предусмотренные законом формы. Другим фактором, который является при­чиной низкой доли малых предприятий в отрас­лях экономики, является деятельность организованной преступности. Она препятствует организации малых предприятий, так как эти предприятия подрывают монополию организованной преступности, занимающей ниши в определенных отраслях и отдельных регионах /7, с.106/.

Важной особенностью теневой экономики России является ее пе­реплетение с формальной экономикой. Сегодня говорить в России о теневой экономике — значит говорить об экономике вообще. Линия раздела между формальной и неформальной (теневой) частями эконо­мики весьма подвижна, малозаметна и извилиста. В теневой экономи­ке формируется тот же набор механизмов, что и в официальной хо­зяйственной системе: собственные правила ценообразования, меха­низмы инвестирования, способы обеспечения соблюдения контрактов, специфический набор профессий со своим кодексом поведения и др.

Комплексный анализ факторов негативного влияния теневых экономических процессов на экономику приводит к пониманию того, что дальнейшее существование российского государства ставится под угрозу вследствие невозможности решения стоящих перед государством задач экономического, социального, политического, военного и тому подобных направлений в условиях глобальной криминальной деформированности экономических основ жизнедеятельности страны /16, с.69/.

2.2 Коррупция как проявление теневой экономики. Масштабы коррупционной и теневой деятельности в России

       Теневая экономика и коррупция — сиамские социально-экономические близнецы. Теневая экономика безусловно порождает коррупцию, а корруп­ция, в свою очередь, создает основу для процветания теневой экономики. По разным оценкам, масштабы российской теневой эко­номики составляют от 24% (Росстат) до 90% ВВП. Разброс в оценках масш­табов теневой экономики связан и с разной трактовкой объекта изучения, и с неустойчивыми характеристиками прямых методов измерения  /6, с.199 /.

По результатам опроса, проведенного аналитическим центром Ю. Лева­ды, 94% россиян убеждены, что коррупция в стране поразила практически все структуры государственной власти. По оценкам международной орга­низации «Транспэренси», Россия по рейтингу антикоррумпированности занимает 126-е место в мире, определяемое сильной зависимостью бизнеса от «покровительства» чиновничества, слабой организацией гражданского общества, неэффективной системой судопроизводства. Рынок взяток в Рос­сийской Федерации стал сопоставим с федеральным бюджетом и составля­ет, по данным Генпрокуратуры, 240 млрд долл. Теневая экономика является попыткой устраниться от коррупции — предприниматель уходит в подполье, чтобы не платить взяток /6, с. 281/.

Весомую часть скрытой экономической деятельности составляет взаимная коррупционная деятельность предпринимателей и отдельных рентоориентированных чиновников. В условиях отсутствия в современной российской экономике ясных и надежно защищенных «правил игры» - эффективно действующих институтов взаимодействия бизнеса и властей, - деловая коррупция как суррогатный «теневой институт» улаживания деловых интересов с бюрократией заполняет своеобразный институциональный вакуум, позволяя предпринимателям до определенной степени просчитывать свою стратегию и хозяйственные риски /17, с.33,34/.

Коррупция разрушительно воздействует на экономическую сферу. Иска­жаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпри­нимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффектив­но используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формирова­нию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уяз­вимых социальных слоев. Коррупция приводит к масш­табному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государс­твенных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приво­дит к массовым нарушениям их конституционных прав.

В начале 2006 г. Государственная дума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. Рекомендации Конвенции являются правовой базой, необходимой для разработки адекватной антикоррупцион­ной политики государств-участников внутри страны, а также для развития международного сотрудничества в целях противодействия распростране­нию коррупции.

В резолюции Секретариата 8-го Конгресса ООН коррупция определяется как «нарушения этического (нравственного), дисциплинарно­го, административного, уголовного характера, выражающиеся в противоза­конном использовании своего служебного положения субъектом корруп­ционной деятельности». Уже из этого определения вытекает взаимосвязь между теневыми и коррупционными действиями, главные черты которых:

- особый правовой статус лица, совершающего названные действия;

- противозаконное использование служебного положения;

- получение для себя, иных лиц или организаций выгод или преимуществ.

Это криминологические черты. К ним следует добавить нарушение эти­ческих норм и общественных отношений. В России коррупция, кроме того, развилась в форме политического лоббизма, распределения гуманитарной помощи, посредничества между федеральными органами исполнительной власти и региональными органами управления и т. п.

Конвенция ООН в числе порождаемых коррупцией проблем выделяет случаи коррупции, связанные с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств и наносят ущерб поли­тической стабильности и устойчивому развитию этих государств.

Согласно статистике, самые распространенные среди коррупцион­ных преступлений — это хищения путем присвоения или растраты чужого имущества (60%); в 13% случаев фиксируется злоупотребление служебными полномочиями и их превышение, а получение взяток составляет 5%.

Коррупция на макроуровне обеспечивает «услуги» по приватизации и заказному банкротству предприятий, лицензированию и квотированию эк­спортных операций, формированию бюджетных трансфертов и налоговых зачетов, выдаче разрешений на бартер и натуральные зачеты в регионах, обслуживанию бюджетных счетов, уходу от таможенных платежей, выдаче государственных субсидий, закупкам и др.

Коррупция на микроуровне связана с неформальными отношениями предпринимателей, руководителей предприятий, частных лиц и должност­ных лиц в ходе совершения процедур регистрации, лицензирования, полу­чения патентов, выплаты штрафов, предоставления услуг в сфере социаль­ного обеспечения, образования, здравоохранения, жилья.

В российских условиях особую актуальность приобретает оценка масш­табов теневой экономики и коррупции, вовлеченности отдельных отраслей (сегментов) экономи­ки в коррупционный процесс, межотраслевых коррупционных потоков, спо­собов реализации во взаимосвязи с теневой экономической деятельностью.

Измерение масштабов коррупции и теневой экономики осуществляется на основе системы классификаций, которые позволяют конкретизировать предметную область исследования, объекты и субъекты управления, и, сле­довательно, обеспечивают адресный характер управленческих решений и рекомендаций. Однозначная оценка величины коррупционного или теневого рынков невозможна по определению

Одним из признаков наличия теневой составляющей является превышение расходов над доходами населения. Данное утверждение следует из методики расчета доходов и расходов, используемой органами государственной статистики. Методика заключается в построении баланса доходов и расходов населения. Доходная часть баланса состоит из поступлений из различных источников, а расходная часть включает в себя расходы на покупку товаров  и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, приобретение недвижимости, а также прирост финансовых активов. Разница между расходами и доходами является неучтенными  (теневыми) доходами. Исходя из данных официальной статистики за период с 1996 по 2004 гг., структуру доходов населения можно представить графически (Рис. 3).

Рисунок 3-структура доходов населения

Данные за 1995 – 1997 гг. в триллионах рублей, ас 1998 по 2004 гг. в миллиардах рублей. График свидетельствует о наличии теневых доходов во всем анализируемом периоде, а также об увеличении доли теневых доходов в совокупных доходах населения.

Динамика темпов расходов и теневых доходов в процентах к предыдущему году представлена на рис. 4 .

Рисунок 4-темпы роста расходов и теневых доходов населения   

Динамика темпов роста теневых доходов свидетельствует о влиянии экономической ситуации в стране. Так, например, кризис 1998 г. вызвал увеличение теневых доходов и снижение расходов населения. Исходя из графического анализа можно сделать предположение, что измерение уровня расходов не связано с изменением уровня теневых доходов. Изменение уровня теневых доходов является реакцией на изменение экономической и политической ситуации в стране /4, с.99/.

Общий объем коррупционного рынка определяется несколькими методами. Один из них опирается на величину доходов федерального бюджета и   

на оценку их соотношения с объемом рынка деловой коррупции.

Доходы федерального бюджета России в 2005 г. составили 3326,0 млрд руб. Единственным опубликованным источником, в котором даны оценки объемов коррупционных доходов в целом по Российской Федерации, явля­ется отчет ИНДЕМ (Информатика для демократии), согласно которому рынок деловой коррупции превы­шает доходы Федерального бюджета в 2,66 раза3. Несмотря на критическую оценку этой работы, - это единственный опубликованный источник. Следовательно, рынок деловой коррупции составляет 8852,4 млрд руб.

Среднее соотношение между деловой и бытовой кор­рупцией составляет 0,71:0,29, тогда объем бытового коррупционного рынка может быть оценен величиной 3615 млрд руб. и общий коррупционный ры­нок равен 12,5 трлн руб.

Второй метод опирается на соотношение официального и теневого сек­торов экономики (1:0,8) и среднее соотношение теневых и коррупционных доходов, полученное по результатам проведенного нами анкетирования. Между двумя последними категориями, безусловно, имеется корреляция.

Среднее соотношение между теневыми доходами и доходами от коррупции — 1:0,9. Это значит, что доходы от коррупции почти равны всей теневой составля­ющей российской экономики. Такое положение вполне можно признать ре­альным, поскольку: 

ВВП России в 2005 г. — 21665 млрд руб., то теневая составляющая — 17332 млрд руб., а коррупционные доходы — 15598,8 млрд руб., в том числе деловая коррупция — 11077,7 млрд руб..

По отраслям экономики и видам деятельности коррупционный рынок распределяется следующим образом (табл. 2).

Таблица 2-Распределение делового коррупционного рынка РФ по отраслям экономики и видам деятельности(2005г.)

                                                                                                   В процентах

 

Промышленные предприятия

8

Строительные организации

13

Торговые организации

5

Предприятия банковской системы

6

ФТС

15

Правоохранительные органы

15

Суд, прокуратура

11

Налоговые органы

7

Местные органы власти

6

Высшие федеральные органы власти

10

Общественные организации и фонды

4

Всего

100

 

Перераспределение коррупционных доходов приносит обогащение:

       высшим федеральным органам власти в размере от 851,2 до 1065,7 млрд.руб.;

       местным органам власти — от 653,8 до 818,4 млрд руб.;

       налоговым органам — от 304,3 до 381,3 млрд руб.;

       судам и прокуратуре — от 189,7 до 237,1 млрд руб.;

Россия также коррумпирована, как Сенегал или Гаити – страны, где ВВП на душу населения в пять раз ниже, чем у нас. Российскому ВВП на душу населения должна бы соответствовать коррупция на уровне таких стран, как Малайзия, Корея или Чехия.

Количественные исследования не дают однозначных доказательств того, что в последние годы теневая экономика и коррупция в России резко выросли. В то же время и существующий уровень может стать основным препятствием для поддержания высоких темпов экономического роста и сокращения разрыва между Россией и развитыми странами. 

2.3 Создание правовых и экономических условий по сокращению теневой экономики

Для эффективного противодействия теневой экономике необходимо обеспечить разработку и проведение единой общегосударственной антитеневой политики. В ходе ограничения теневой экономики должны активно участвовать и взаимодействовать Государство, общество и собственно экономика. Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии применительно к теневой экономике являются следующие:

- минимизация теневой экономики. Ориентировочным понятием может служить удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Практика эффективного функционирования рыночной экономики в развитых странах доказывает допустимость такого уровня теневой активности;

- формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе конкуренции;

- эффективное антимонопольное регулирование; фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики /4, с.100/.

Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности, создает определенные стимулы для развития определенной добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушение существующих норм. Важными элементами с точки зрения воздействия хозяйственного законодательства на теневую экономику являются: приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин; прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов; упрощенные формы регистрации и отчетности; ответственность банков перед вкладчиками. Одной из составляющих интеграции части теневой экономики в легальную может быть так называемая экономическая амнистия.

Так, благодаря снижению налоговой нагрузки будет происходить дальнейшее ослабление теневой налогосберегающей «мотивации» налогоплательщиков и увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста налогооблагаемой базы, обусловленного усилением заинтересованности хозяйствующих субъектов в легальном повышении своей предпринимательской и потребительской активности /8, с.51/.

Направлениями социальной политики государства по сокращению масштабов теневой экономики являются: формирование социального государства; установление достойного прожиточного минимума; недопущение глубокой социальной дифференциации общества; минимизация теневых операций в системе трудовых отношений; особое внимание к проблеме занятости молодежи.

Отношения с бизнесом подразумевают соблюдение основных принципов взаимодействия государственной власти и частного бизнеса, что предполагает создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержку наиболее уязвимых субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются: равноудоленность бизнеса и власти; государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении традиционного криминала, коррумпированной части чиновничества и т.п.

Принятый в 2001г. Федеральный Закон О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма» нуждается в подкреплении новыми законодательными актами. Необходимо скорейшее принятие  «Государственной концепции противодействия коррупции и теневой экономике», комплексного Федерального закона «О борьбе с коррупцией» /3, с.78/.

Воспитательная функция государства связана с изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Реализуется она через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются: формирование культуры законопослушания; осуждение культа насилия и вседозволенности, наркобизнеса и пр. формирование национальной идеи на основе морально-нравственных принципов.

Сотрудничество с институтами гражданского общества позволяет привлечь наиболее активные социальные силы к воздействию на теневую экономику. Гражданское общество представляет собой совокупность объединений, связанных не вертикальными иерархическими зависимостями, а горизонтальными сетевыми взаимоотношениями. Сюда относятся такие социальные институты, как семья, церковь, средства массовой информации и т.п. Важными способами сотрудничества с ними являются: координация деятельности органов местного самоуправления и правоохранительных органов; использование материалов независимых расследований в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой информации;   сотрудничество в рамках социального партнерства.

Сотрудничество с международными организациями (Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Интерпол) позволяет проводить согласованную политику по отношению к теневой экономике в мировом масштабе. К основным элементам международного сотрудничества относятся: разработка общих принципов борьбы с «отмыванием « денег, коррупцией, мошенничеством, обмен оперативной информацией по экономической преступности; обмен опытом в рамках международных конференций /8, с.51/.

Борьба с теневой экономикой тем действеннее, чем стабильнее экономи­ческая ситуация в целом, чем выше социальные гарантии населения, чем более развиты демократические институты и традиции в обществе.

2.4 Глобализация теневой экономики

Во второй половине XX в. мировая экономика вступила в новый период своего развития, который принято называть глобализацией.

В целом этот процесс можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, которое выражается в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы и знаний, в росте объемов и разнообразии мирохозяйственных связей.

Глобализация социально-экономических отношений, открывшая действительно новые возможности для прогрессивного развития человечества, вместе с тем создала и ряд качественно новых глобальных угроз, к которым следует отнести и усиление транснационального характера теневой экономики /12, с.41/.

Проведенные специалистами МВФ в начале 2000-х гг. расчеты показали, что общий объем теневых операций в мире сопоставим с размером ВВП крупнейшей страны мира – США. В настоящее время теневой сектор мировой экономики составляет порядка 11,5 – 12,5 трлн. долл. По данным ЮНКТАД - Конферен­ция ООН по торговле и развитию, в 2004 г. американский ВВП составлял 11,7 трлн. долл. /12, с.42/.

Исследователи полагают, что темпы роста объема мирового теневого сектора опережают темпы роста американского ВВП. Основанием для подобного утверждения служит факт значительно выросшей доли услуг в ВВП практически всех стран мира, а следовательно, и в мировом ВВП. Учитывая, что финансовая сфера, относящаяся к сфере услуг, в настоящее время является основным полем для различного рода махинаций, значительная часть которых  относится к сфере теневой экономики, можно сделать логический вывод о том, что доля теневого сектора в мировом ВВП увеличивается.

Обострение проблемы глобализации теневой экономики связывается также со снижением управляемости глобальными экономическими процессами. Во-первых, саморегулируемый рыночный механизм нуждается во внешнем вмешательстве, определяющем цели и основные направления его развития. Во-вторых, для практических целей эффективного управления экономикой необходимо получение достоверной статистической информации обо всех сегментах и секторах.

Если брать первый аспект проблемы, то наиболее «неуправляемой» является финансовая сфера. Рост теневой составляющей мировой экономики напрямую связан с проблемами международного теневого и «паралегального» (т.е. находящегося в промежуточной, «серой», зоне между легальным и теневым)   капиталооборота, находящего выражение в незаконном или полузаконном трансграничном движении финансовых активов, бегстве капитала, злоупотреблении возможностями, предоставляемыми оффшорными юрисдикциями для уклонения от налогов и «отмывании» денег /18, с.319/.

Общественная опасность легализации  (отмывания) преступных доходов определяется тем, что предметом отмывания являются денежные средства или иное имущество, полученное в результате совершения практически всех видов экономических преступлений, в том числе наиболее опасных проявлений системной коррупции, наркобизнеса, организованной преступности и т.д. Преступные капиталы, прошедшие стадию легализации, в свою очередь, образуют финансовую базу для воспроизводства этих опасных явлений и могут служить источником для финансирования терроризма во всех его проявлениях /18, с. 321/.   

Основные параметры эффективного режима противодействия отмыванию денег, а также финансированию терроризма установлены Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая была учреждена «семеркой» ведущих индустриальных держав (США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Канадой). ФАТФ разработала 40 рекомендаций по вопросам отмывания денег и 8 Специальных рекомендаций по вопросам финансирования терроризма (Рекомендации  «40 плюс 8»).

Решения международных (по своей сути наднациональных) контрольных ин­ститутов формально необязательны для стран - не членов, но последствия несоблюде­ния их рекомендаций грозят включением нарушителей в различного рода «черные списки», крайне за­трудняющие нормальные международные экономические связи для провинившихся.

Традиционно термин «международные потоки капитала» ассоциировался с предоставлением кредитов, осуществлением инвестиционной деятельности. Однако сегодня удельный размер валютных операций, связанных с обслуживанием мировой внешней торговли и прямых иностранных инвестиций, не превышает 2%. Все остальные валютные сделки носят спекулятивный и преимущественно краткосрочный характер. Спекуляции на финансовых рынках стали эффективным инструментом перераспределения собственности в глобальном масштабе. Этому содействует и НТП, предоставивший широкие технические возможности для перевода средств в электронном режиме.

Фактически получается, что проводившаяся в интересах дальнейшего развития рынка финансовая либерализация, т.е. смягчение барьеров на пути перемещения капитала, не привела к более эффективной мобилизации капитала в целях экономического развития. Капитал, если и мобилизуется, то преимущественно в интересах частных лиц.

Попытки оказывать воздействие на их поведение с целью увеличения отчислений частных средств на общественные нужды не приносят ощутимого эффекта. Принципиальными инструментами этого воздействия являются меры силового и морального воздействия.  К первым относятся различные инструменты налогового характера, ко вторым – внедрение принципов так называемой «социальной  ответственности» бизнеса. В целом они дополняют друг друга, однако эффективность последних пока убедительно не доказана. Поэтому основной акцент национальные государственные образования вынуждены делать на инструментах налоговой политики.

В результате усиливается противоречие между глобальным характером экономики и локальным характером налогообложения. На международном уровне это противоречие выражается в форме создания оффшорных зон. Суть оффшорной политики заключается в том, что компания, заинтересованная в уходе из-под контроля правительственных органов, перемещает свою деятельность на территорию, обладающую более выгодными налоговыми условиями (упрощенные процедуры регистрации, минимальная финансовая отчетность и др.)  /12, с.43/. 

По сути, оффшоры представляют собой «налоговые убежища». Не случайно темпы роста инвестиций в оффшорные зоны значительно превышают средние темпы роста зарубежных капиталовложений.

Появилась новая сфера теневой активности – киберпреступность, связанная с преступлениями, совершаемыми с помощью компьютерной системы или  сети.

Число преступлений, совершаемых при помощи Интернета, растет, причем пропорционально числу пользователей. Новейшие технологии открывают широкие возможности для финансовых махинаций и промышленного шпионажа. Интернет может использоваться в целях сплочения и координации субъектов криминальной среды.

Конечно, не стоит сводить проблему мировой теневой деятельности только к злоупотреблениям с помощью электронных средств связи. Нельзя забывать и о «традиционных» видах экономических преступлений. Питательную среду для теневой экономики представляют различные слои населения, в значительной степени это относится к людям, занятым кустарным и полукустарным производством, сельским, натуральным и полунатуральным хозяйством в развивающихся странах, т.е. фактически к большинству населения мира. Данные слои населения  составляют значительную долю в мировых миграционных потоках. Обслуживание миграционных потоков – своеобразный теневой бизнес. По оценкам специалистов, общая прибыль от незаконной доставки мигрантов и использования их труда во всем мире варьируется в пределах 5 – 7 млрд. долл. ежегодно /12, с.45,46/.

Аналогичные выводы можно сделать и в отношении других аспектов этой деятельности – торговли контрафактной продукцией, наркотиками, людьми и т.п. Целью большинства видов преступной деятельности является максимизация прибыли и извлечение сверхдоходов. С ростом взаимозависимости государств, расширением мировой торговли, упрощением международных перевозок и коммуникаций, формированием мировых финансовых сетей появились транснациональные рынки сбыта как легальной, так и незаконной продукции.

Полученные таким образом сверхприбыли теневого бизнеса позволяют ему коррумпировать даже самые высокие эшелоны государственной власти и добиваться более привилегированных условий с точки зрения формирования институционального механизма.

Следствие этого является усиление поляризации мировой системы, когда все дальше уходят друг от друга относительно тонкий слой развитых и богатых стран, с одной стороны, и мощный слой все более беднеющих развивающихся стран – с другой.

Отдельным странам не под силу отказаться от теневой экономики не только потому, что она чрезвычайно доходна, затрагивает интересы влиятельнейших групп, имеющих обширные международные связи, но и потому, что ее ликвидация требует реализации дорогостоящих социальных программ для переориентации деятельности населения, создания новых легальных прибыльных отраслей производства.  Для этого необходимо объединение финансовых средств мирового сообщества и его интеллектуальных сил. Так, целые страны и регионы мира являются источниками миграции рабочей силы, другие (Колумбия, Афганистан) специализируются на производстве криминальных товаров и услуг.

Очевидно, что проблемы теневой экономики могут быть решены лишь при условии объединения усилий мирового сообщества, включая деятельность международных организаций, провоохранительных органов, институтов гражданского общества. Это обусловлено не только масштабами теневой экономики, но и сложившимся международным разделением труда. /9, 230/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, под теневой экономикой понимается совокупность различных видов нелегальной, неучтенной и фиктивной деятельности, направленной на получение дохода, скрываемого от официальных властей, и осуществляемой, как правило, в корыстных целей. Теневая экономика как одно из сложных негативных социальных, эко­номико-правовых явлений поразила все страны мира и проникла во все сферы: производство, потребление, распределение, обмен.

Уровень смещения национальной экономики в теневой сектор – в область непрозрачных отношений, практически сферу произвола и непредсказуемости определяет принадлежность страны по принятым мировым стандартам к группе развитых, с переходной экономикой  и развивающихся стран со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями и возможностями интеграции в мировую экономику.

Несмотря на позитивные процессы в социально-экономическом развитии РФ, на сегодняшний день теневая экономика является одной из укоренившихся проблем. Более того, теневая экономика  и коррупция   в России разрослись до таких мас­штабов, что стали представлять собою серьезную угрозу национальной безопасности государства.

Негативные последствия теневой экономической деятельности проявля­ются в различных социально-экономических деформациях. Существенное деструктивное влияние оказывается на режим конкуренции, эффектив­ность производства и условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления, природную среду. Существуют также значимые неэкономи­ческие последствия.

Количественные исследования не дают однозначных доказательств того, что в последние годы теневая экономика и коррупция в России резко выросли. В то же время и существующий уровень может стать основным препятствием для поддержания высоких темпов экономического роста и сокращения разрыва между Россией и развитыми странами. 

Теневая экономика порождает коррупцию, а корруп­ция, в свою очередь, создает основу для процветания теневой экономики. Противодействие  теневой экономике и коррупции является стратегической задачей России. Вынужденная нелегальная экономика должна подвергаться преимущественно косвенному воздействию через создание благоприятной рыночной среды, а криминальная – воздействию прямыми административными методами на основе конституционного права.

Борьба с теневой экономикой тем действеннее, чем стабильнее экономи­ческая ситуация в целом, чем выше социальные гарантии населения, чем более развиты демократические институты и традиции в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список литературы

 

 

1.      Закон О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ // СЗ РФ. 2001, № 33.

2.      Альпидовская М.Л. Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократического аппарата // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. - №1. – С. 136 – 140.

3.      Болдырев В.Н. Исследование влияния теневых структур в экономике // Вестник Московского университета. Сер.6 Экономика. – 2004. - №5. – С.69 – 79.

4.      Васинкина Е.В. Теневая экономика как системное явление и пути государственного воздействия // Экономические науки. – 2007. - №12. – С.98 – 101.

5.      Гамза В.А. Теневая экономика и коррупция: происхождение и противодействие // Финансы и кредит. – 2007. - №35. – С.2 – 7.

6.      Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономики в России: материалы Всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт, 2007. – 760 с.

7.      Дегтярев А. Институциональный анализ деловой коррупции в России // Вопросы экономики. – 2005. - №10. – С.103 – 118.

8.      Дубровский А.Ю. Специфика управления теневыми хозяйственными процессами в России // Вестник Московского университета. Сер.21 Управление. – 2004. - №4. – С.34 – 52.

9.      Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 237 с.

10. Изжеурова Е.А. Рентные аспекты образования теневой экономики // Экономические науки. – 2007. - №10. – С.90 – 93.

11. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд. Дело и сервис, 2007. – 1040 с.

12. Маслов В.А. Глобализация теневой экономики // Экономические науки. – 2007. - №7. – С.41 – 44.

13. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.

14. Рогова О.Л. Денежно-кредитная система в воспроизводстве теневой экономики в России // Бизнес и банки. – 2005. - №9. – С.1-2.

15. Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 144 с.

16. Рыков Д.Л. Закономерности развития теневых экономических процессов в российской промышленности на современном этапе // Экономические науки. – 2007. - №12. – С.68 – 72.

17. Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации / Под ред. А.И. Татаркина, В.Ф. Яковлева. – М.: Экономика, 2004. – 278 с.

18. Фитуни Л.И. Теневая составляющая в международном движении капитала: последствия для России и мира // Безопасность Евразии. – 2004. - №2. – С.316 – 324.

19. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов / Под ред. И.П. Николаевой, Г.М. Казиахмедова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. –    543 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

Информация о работе Теневая экономика