Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:20, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема «теневой» экономики, охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Удельный вес и влияние теневого сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.
Сам термин «теневая экономика» пришел к нам из-за рубежа. Западные специалисты еще в 60-е годы, когда в СССР восхищались преимуществами «развитого социализма» и «экономной экономикой», всерьез заинтересовались стоящим за ними явлением.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы теневой экономики…………………..…………………...........4
1.1 Теневая экономика как экономическая категория….............................4
1.2 Формы теневой экономики…….............................................................11
1.3 Факторы развития теневой экономики…………….........…………….16
Глава 2. Масштабы и динамика развития теневой составляющей в
российской экономике и за рубежом.............................................................19
2.1 Динамика и тенденции развития теневой экономики в России .........19
2.2 Масштабы развития теневой экономики за рубежом……….……….28
Глава 3. Социально – экономические последствия теневой
деятельности …………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….........38
Список литературы…………
Криминальная экономика включает экономические отношения, экономическую деятельность, главным отличительным признаком которой является общественная вредность (опасность).
В
составе криминальной экономики
могут быть выделены следующие элементы:
а) незаконные экономические отношения
в сфере легальной
Применительно к неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени“ путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью. Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь». [10, c. 328 - 360]
«Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие: 1) чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки; 2) чрезмерная регламентация экономической деятельности; 3) значительные масштабы государственного сектора в экономике.
Относительно новым фактором является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.
Эти детерминанты (факторы) относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ. Они являются общими для государств с различными типами экономики - для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран.
Разнонаправленное влияние на масштабы теневой экономики и криминальной экономической деятельности оказывает такой фактор, как масштабы доходов и расходов государственных финансовых фондов (прежде всего бюджета).
Из числа детерминант (факторов), оказывающих влияние в российских условиях, рассматриваются следующие: 1) диспропорции развития финансово-кредитной системы и финансово-кредитной политики; 2) бартеризация экономики; 3) структурные диспропорции в экономике.
Рассмотрим основные детерминанты более подробно.
1) Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки. Тяжесть налоговой нагрузки - данный фактор признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин.
Деформация налоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики и ее криминализации. Это проявляется в следующем. Во-первых, структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономических агентов, налоговая нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов.
Налоговая система
Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3. Предприниматели реагируют на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов.
2) Чрезмерная регламентация экономической деятельности. Этот фактор проявляется в основном в следующих действиях государства: а) запрет на обращение каких - либо товаров или услуг; б) административное вмешательство в процесс ценообразования; в) чрезмерная власть бюрократии, нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.
Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.
В
сфере сбыта стремятся
На финансовом рынке ведутся поиски путей обхода мер по ограничению норм ссудного процента и ужесточения контроля над кредитными операциями. При установлении государством экономически необоснованных валютных курсов и введения контроля над вывозом капитала есть стремление найти решения, позволяющие действовать вопреки регламентации, в частности, путем завышения стоимости товаров при их импорте и занижения - при экспорте.
Административное вмешательство в процесс ценообразования проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги. В России влияние этого фактора проявляется в различных формах.
3) Масштабы государственного сектора в экономике, его доля в совокупном капитале. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.
Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой и криминальной экономики.
Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов. Ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка. В качестве примера можно привести господствовавшую в начальный период реформ идеологию минимизации участия государства в экономике, целенаправленного ослабления его функций в этой сфере.
Неправовой
характер экономических
реформ. Формальные законы часто не
являются решающими регуляторами экономической
деятельности. Неспособность государства
обеспечить поставку общественных благ
и регулирование экономики замещает его
место теневыми и криминальными институтами».
[6, c. 22-25]
Глава 2. Масштабы и динамика развития теневой составляющей в российской экономике и за рубежом
2.1 Динамика и тенденции развития теневой экономики в России
В период наиболее явного роста криминальных процессов в экономике (начиная с середины 80-х годов XX в.) этот рост происходил на фоне ослабления государственного контроля.
К 1989 г. в экономике СССР
доля объема «теневой»
Объемы
операций в 2004 году в теневом секторе экономики
на юге России в 30%, а в среднем по России
— в 19%. По оценкам экспертов, процент по
югу России значительно выше. Госкомстат
уже не первый год оценивает теневой сектор
российской экономики в 20-25% ВВП, а число
занятых в "сером" секторе — в среднем
13% населения, а в сельском хозяйстве —
27%. По оценкам экспертов Высшей школы
экономики, бюро экономического анализа
и Всемирного банка, объемы операций в
теневом секторе российской экономики
доходят до 50% ВВП. В сентябре 2005 года главными
проблемами юга России "коррупцию и
клановость" это значит, что "местные
рынки монополизированы, фактически закрыты
для какой-либо деятельности извне, органы
власти часто используются как инструмент
недобросовестной конкуренции, прямо
говоря, коррумпируются".
Ущерб от теневого обращения средств только
по югу России в 2004 году составил около
50 млрд руб. В то же время финансовая помощь
и дотации из федерального бюджета всем
субъектам ЮФО составили около 47 млрд
руб.
Для сравнения в странах ЕС обороты теневого сектора экономики оцениваются в 5-20% ВВП. Такие же показатели были характерны для теневого сектора экономики и в СССР в конце 70-х. Сейчас оценки масштабов теневого сектора экономики РФ более сопоставимы с оценками для развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Традиционно значительную лепту в оценку теневой экономики вносили юг России и Северный Кавказ. [14, с 68 – 70]
«Функционирование хозяйственного комплекса, заложившее основы современного состояния, происходило под воздействием факторов, сформировавшихся под влиянием: а) потерь управляемости государственной собственностью; б) проведения налоговой реформы, ориентирующей механизм налогового регулирования на достижение кратковременных фискальных целей; в) общего спада производства во всех отраслях экономики; г) постоянного дефицита сырья, топлива, энергии и т. п., в ряде случаев утраты собственных оборотных средств, являющихся одной их основных причин остановки производства и сокращения выпуска продукции; д) кризиса сбыта продукции из-за широко проникновения на отечественный рынок импортных товаров и прогрессирующей потери отечественными производителями внутреннего рынка; е) усиления структурного кризиса в отраслях материального производства; ж) продолжающегося снижения инвестиционной активности, вызванного резким уменьшением бюджетных, прежде всего, централизованных, инвестиций за счет средств федерального бюджета; з) критически низкого уровня использования производственного и научно – технического потенциала; и) разрыва хозяйственных связей между предприятиями и регионами; к) сохранения высокого уровня инфляции до 1999 г.; л) сохраняющегося роста денежной эмиссии/
Информация о работе Теневой сектор Российской экономики: природа, формы, последствия