Теория деловых циклов и цикличность современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание

Цель работы – отразить сущность экономического цикла
Объектом исследования является экономический цикл
Задачами являются:
Раскрыть понятие цикличности экономического развития,
понятие цикла, выделить его виды ,фазы и теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 3
1 Цикличность экономического развития как
форма проявления макроэкономической нестабильности …

Основные теории экономического цикла……………….5
Современный кризис и его влияние на цикл……………12

2 Антициклические мероприятия экономической политики государства……………………………………………………...18
3 Особенности циклического развития в Республике Беларусь
3.1 Цикличность в экономике Республики Беларусь в период 1991-2010 гг. ………………………………………………………….22
3.2 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МОЯ на сдачу!2допол.docx

— 109.82 Кб (Скачать документ)

     Скорость  кризиса, особенно в IV квартале 2008 года, была так высока, что финансовые и денежные власти США, ЕС, Японии, Китая  и России вводили в действие незамедлительно  одну за другой антикризисные меры. Пакет мер обширный; задействовали все из накопленного за XX век: бюджетные субсидии; льготные кредиты; процентная ставка; общественные работы; скрытая национализация и др. Поражает в этом пакете не только и не столько масштабность вливаний в экономику, сколько явные отступления от канонов свободного рынка (предпринимательства) и правил ВТО. Речь идет об адресной поддержке банков и корпораций, то есть обращении к ведущему инструменту плановой экономики в СССР. США выделили 15 млрд долл. «автомобильной тройке». В Евросоюзе поспешно, без соблюдения правовых процедур, отдавали предпочтение конкретным банкам, что обернулось публичными скандалами и громкой отставкой правительства Бельгии из-за дела «Фортис». Россия пошла дальше всех и прибегла к составлению особого списка предприятий и организаций (до 400), которые при соблюдении заранее обнародованных условий (наличие антикризисной программы действий, значимость по объему выпуска, численности персонала, градообразующий статус и т. д.) могут рассчитывать на финансовую поддержку из центра.

     По  плану президента США Барака Обамы, на антикризисные мероприятия разного свойства было выделено 825 млрд долл. США смирились с дефицитом федерального бюджета почти в 1 трлн долл. Если понадобится, то они готовы расходовать на преодоление последствий кризиса до 6 % ВВП. Китай объявил о выделении 600 млрд долл. на свои инфраструктурные проекты. Рос и антикризисный счет в России: оценки колебались от 10 до 15 % ВВП. В России разблокированы Стабилизационный и другие фонды. Министры экономического блока в правительстве России не исключали возможности появления дефицита федерального бюджета, нарастания безработицы (к началу 2009 года - более 1,5 млн официально зарегистрированных безработных). Бюджет на 2009 год пересмотрен из среднегодовой цены на нефть в 41 долл. за баррель вместо ранее учтенных 95 долл. Рост ВВП в России в 2009 году, по прогнозу Министерства финансов, мог бы находиться в коридоре от нуля до 2 %. Для теоретиков и практиков мировой финансово-экономический кризис стал неисчерпаемой лабораторией по нахождению и сочленению традиционных и инновационных инструментов выхода из нисходящей фазы цикла. Опыт первого десятилетия XXI века превзойдет аналогичный опыт Великой депрессии. [16]

       Самый крупный очаг кризисных  явлений возник в США (экспансия  необеспеченной ипотеки) и, в  силу взаимозависимости (ключевой  признак глобализации), быстро распространился  по странам и континентам. В  каждой национальной экономике,  помимо общих причин, существовали  и существуют собственные причины  «вползания» в рецессию. Применительно  к России данная ситуация четко  и емко описывается афоризмом  Л. Григорьева и М. Салахова: «Взрыватель чужой, но порох  собственный».

     Нет полной ясности со стратегией выхода из кризиса и относительно алгоритма  антикризисных действий всех агентов  экономики (домохозяйства, фирмы, власти). Превалирует психология ожидания, а  не решения и креативность. Каждая страна, задетая кризисом, не отказываясь от отдельных коллективных акций, предпочитает находить свой вариант поведения.

     По  мнению директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Доминика Стросс-Кана, мировая экономика начала выходить из кризиса в конце 2009 - начале 2010 года. Он отметил, что, несмотря на вероятность начала оздоровления экономики в конце 2010, существует множество рисков для экономического роста.

 

     2 Антициклические мероприятия экономической политики государства 

     Государственное антициклическое регулирование экономики осуществляется на основе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики необходимо ввести понятие «эффекта акселератора».

     Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары практически всегда вызывает большее изменение в спросе на инвестиционные товары. То есть небольшое увеличение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему усилению спроса на факторы производства, с помощью которых эта продукция производится. И наоборот, небольшое уменьшение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость «эффектом акселератора».

     Также исследовавший  эту проблему А. Афтальон дал аналогичное  объяснение сути акселератора: увеличение совокупного спроса на потребительские  товары через некоторое время  приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских  товаров.

     В целом акселератор  выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).

     Акселератор отражает степень изменения I объема валовых  инвестиций (расходов) в зависимости от изменения величины национального дохода.

     Коэффициент акселерации  рассчитывается как прямое отношение  валовых инвестиций к приросту национального дохода.

     
     V=l/(Yt-1-Yt-2)      
      

               
где V - коэффициент акселерации;

     l - величина инвестиций;

     Y - величина национального дохода;

     t - год, в который  были осуществлены инвестиции.

     Так, если увеличение совокупного спроса на потребительские  товары имело место между 2002 и 2003 годом, то инвестиции будут сделаны  только в 2004 году, так как коэффициент  акселерации надо будет рассчитывать следующим образом:

     V=l 2004/(Y2003-Y2002)

     Важно не забывать, что  между тем периодом, когда произошло  увеличение совокупного спроса на потребительские  товары, и периодом, когда будут  сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае - один год.

     Как уже отмечалось, в основе политики государственного регулирования экономики лежат неокейнсианские и неоклассические принципы. Будучи сторонниками государственного контроля и регулирования экономики, представители неокейнсианского направления рекомендуют государству непосредственно вмешиваться в экономические процессы с целью их корректировки. Представители же неоклассического направления настаивают на ограничении прямого государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, предлагая косвенные меры регулирования экономики. Неокейнсианцы делают акцент на регулировании совокупного спроса, в то время как ориентиром неоклассиков выступает совокупное предложение.

     Одной из основных целей  экономической политики правительства  является достижение постоянных, умеренных  темпов роста ВВП, что ведет к  увеличению благосостояния и повышению  уровня жизни всех граждан страны. Такой тип экономического развития принято называть «устойчивым».

     Добиться устойчивого  экономического роста - это значит не допускать резких подъемов и спадов. Несмотря на то, что такая цель является одинаковой для правительств, использующих как неокейнсианские, так и неоклассические рецепты для регулирования экономики, средства ее достижения будут разниться. [15, гл.13]

     Неокейнсианским инструментом регулирования экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.

     В противоположном  случае правительство должно будет  снизить налоги и увеличить государственные  расходы, чтобы не Допустить экономического кризиса и вывести экономику  на повышательную волну. Именно в период подъема правительство должно запасать средства, в том числе через налогообложение, для финансирования экономики на спаде. Еще одним инструментом антициклического регулирования является кредитно-денежная, или монетарная, политика. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика является основой антициклического регулирования. Ее суть сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной волне правительство в лице центрального банка должно уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего станет рост процентной ставки равновесия на денежном рынке. Рост ставки ведет к удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут пользоваться кредитом не только для расширения, но и поддержания на прежнем уровне своих производственных объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с поставщиками, потому что произведенная продукция не сразу может быть продана или не сразу получены деньги за ее реализацию). Совокупное предложение перестанет увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.

     Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить количество денег в  обращении и тем самым приостановить  экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и  производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста  цен.

     Заметим, что и  бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и неоклассиками. Однако неокейпсианцы делают акцент па первой, а нсоклассики - на второй. [15, гл.13]

     Таким образом, несмотря на то, что экономическое развитие любой страны имеет циклическую форму, правительство стремится к поддержанию сопоставимых темпов экономического роста. Для осуществления своей цели правительство проводит антициклическую политику, в основе которой лежат принципы неокейнсианской и неоклассической концепций. В качестве основного инструмента антициклического регулирования неокейнсианцы предлагают проводить активную бюджетно-налоговую политику, направленную на регулирование совокупного спроса. Неоклассики предлагают регулировать экономику путем воздействия на совокупное предложение в основном с помощью кредитно-денежной политики.

 

     3 Особенности циклического развития в Республике Беларусь 

3.1 Цикличность в экономике Республики Беларусь в период 1991-2010 гг. 
 

     Фактически  ни одной стране Центральной и  Восточной Европы, а также Азии из известной трансформационной  группы не удалось избежать значительного  снижения объемов национального  производства. Это обстоятельство подтверждает объективную обусловленность кризисного спада в переходный период.

     В большинстве стран кризисный  спад составил примерно 20-30% от ВВП и  продолжался 2-3 года. Завершился обновлением  основного капитала, реорганизацией устаревших организационных структур и приватизацией государственной  собственности.

     В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 года прирост ВВП впервые официально составил 3% . [8, с. 233]

     Среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:

  1. прямое наследование от административно-командной экономики системного кризиса;
  2. потери, связанные с преобразованиями, проводимыми в переходный период (так называемый трансформационный спад из-за закрытия вредных производств, демилитаризация промышленности и т. п.);
  3. усложнение социально-экономических условий переходного периода к рыночной экономике вследствие разрыва прежних хозяйственных связей (в рамках СССР, СЭВ);
  4. обесценение вкладов населения и снижение его платежеспособного спроса;
  5. разного рода ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике.

     Такова  структура так называемого комплекса торможения, который обнаружился в переходный период. Особое место в нем занимает системный кризис.

     С таким кризисом Беларусь столкнулась на заключительном этапе существования административно-командной экономики. По сути дела системный кризис можно рассматривать как разновидность так называемого формационного кризиса.

     Основное  содержание системного кризиса сводится к тому, что устарелые производственные отношения технократического и административного типа выступили тормозом для развития современных производительных сил. В условиях тотального дефицита и товарного голода «кризис верхов» по классической схеме дополнился нежеланием народных масс жить по-старому.

Информация о работе Теория деловых циклов и цикличность современной экономики