Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:10, курсовая работа
Цель работы – отразить сущность экономического цикла
Объектом исследования является экономический цикл
Задачами являются:
Раскрыть понятие цикличности экономического развития,
понятие цикла, выделить его виды ,фазы и теории.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 3
1 Цикличность экономического развития как
форма проявления макроэкономической нестабильности …
Основные теории экономического цикла……………….5
Современный кризис и его влияние на цикл……………12
2 Антициклические мероприятия экономической политики государства……………………………………………………...18
3 Особенности циклического развития в Республике Беларусь
3.1 Цикличность в экономике Республики Беларусь в период 1991-2010 гг. ………………………………………………………….22
3.2 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
Скорость кризиса, особенно в IV квартале 2008 года, была так высока, что финансовые и денежные власти США, ЕС, Японии, Китая и России вводили в действие незамедлительно одну за другой антикризисные меры. Пакет мер обширный; задействовали все из накопленного за XX век: бюджетные субсидии; льготные кредиты; процентная ставка; общественные работы; скрытая национализация и др. Поражает в этом пакете не только и не столько масштабность вливаний в экономику, сколько явные отступления от канонов свободного рынка (предпринимательства) и правил ВТО. Речь идет об адресной поддержке банков и корпораций, то есть обращении к ведущему инструменту плановой экономики в СССР. США выделили 15 млрд долл. «автомобильной тройке». В Евросоюзе поспешно, без соблюдения правовых процедур, отдавали предпочтение конкретным банкам, что обернулось публичными скандалами и громкой отставкой правительства Бельгии из-за дела «Фортис». Россия пошла дальше всех и прибегла к составлению особого списка предприятий и организаций (до 400), которые при соблюдении заранее обнародованных условий (наличие антикризисной программы действий, значимость по объему выпуска, численности персонала, градообразующий статус и т. д.) могут рассчитывать на финансовую поддержку из центра.
По плану президента США Барака Обамы, на антикризисные мероприятия разного свойства было выделено 825 млрд долл. США смирились с дефицитом федерального бюджета почти в 1 трлн долл. Если понадобится, то они готовы расходовать на преодоление последствий кризиса до 6 % ВВП. Китай объявил о выделении 600 млрд долл. на свои инфраструктурные проекты. Рос и антикризисный счет в России: оценки колебались от 10 до 15 % ВВП. В России разблокированы Стабилизационный и другие фонды. Министры экономического блока в правительстве России не исключали возможности появления дефицита федерального бюджета, нарастания безработицы (к началу 2009 года - более 1,5 млн официально зарегистрированных безработных). Бюджет на 2009 год пересмотрен из среднегодовой цены на нефть в 41 долл. за баррель вместо ранее учтенных 95 долл. Рост ВВП в России в 2009 году, по прогнозу Министерства финансов, мог бы находиться в коридоре от нуля до 2 %. Для теоретиков и практиков мировой финансово-экономический кризис стал неисчерпаемой лабораторией по нахождению и сочленению традиционных и инновационных инструментов выхода из нисходящей фазы цикла. Опыт первого десятилетия XXI века превзойдет аналогичный опыт Великой депрессии. [16]
Самый крупный очаг кризисных
явлений возник в США (
Нет полной ясности со стратегией выхода из кризиса и относительно алгоритма антикризисных действий всех агентов экономики (домохозяйства, фирмы, власти). Превалирует психология ожидания, а не решения и креативность. Каждая страна, задетая кризисом, не отказываясь от отдельных коллективных акций, предпочитает находить свой вариант поведения.
По
мнению директора-распорядителя
2
Антициклические мероприятия
экономической политики
государства
Государственное антициклическое регулирование экономики осуществляется на основе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики необходимо ввести понятие «эффекта акселератора».
Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары практически всегда вызывает большее изменение в спросе на инвестиционные товары. То есть небольшое увеличение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему усилению спроса на факторы производства, с помощью которых эта продукция производится. И наоборот, небольшое уменьшение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость «эффектом акселератора».
Также исследовавший эту проблему А. Афтальон дал аналогичное объяснение сути акселератора: увеличение совокупного спроса на потребительские товары через некоторое время приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских товаров.
В целом акселератор выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).
Акселератор отражает степень изменения I объема валовых инвестиций (расходов) в зависимости от изменения величины национального дохода.
Коэффициент акселерации рассчитывается как прямое отношение валовых инвестиций к приросту национального дохода.
V=l/(Yt-1-Yt-2) |
где V - коэффициент акселерации;
l - величина инвестиций;
Y - величина национального дохода;
t - год, в который были осуществлены инвестиции.
Так, если увеличение совокупного спроса на потребительские товары имело место между 2002 и 2003 годом, то инвестиции будут сделаны только в 2004 году, так как коэффициент акселерации надо будет рассчитывать следующим образом:
V=l 2004/(Y2003-Y2002)
Важно не забывать, что между тем периодом, когда произошло увеличение совокупного спроса на потребительские товары, и периодом, когда будут сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае - один год.
Как уже отмечалось, в основе политики государственного регулирования экономики лежат неокейнсианские и неоклассические принципы. Будучи сторонниками государственного контроля и регулирования экономики, представители неокейнсианского направления рекомендуют государству непосредственно вмешиваться в экономические процессы с целью их корректировки. Представители же неоклассического направления настаивают на ограничении прямого государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, предлагая косвенные меры регулирования экономики. Неокейнсианцы делают акцент на регулировании совокупного спроса, в то время как ориентиром неоклассиков выступает совокупное предложение.
Одной из основных целей экономической политики правительства является достижение постоянных, умеренных темпов роста ВВП, что ведет к увеличению благосостояния и повышению уровня жизни всех граждан страны. Такой тип экономического развития принято называть «устойчивым».
Добиться устойчивого экономического роста - это значит не допускать резких подъемов и спадов. Несмотря на то, что такая цель является одинаковой для правительств, использующих как неокейнсианские, так и неоклассические рецепты для регулирования экономики, средства ее достижения будут разниться. [15, гл.13]
Неокейнсианским инструментом регулирования экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.
В противоположном случае правительство должно будет снизить налоги и увеличить государственные расходы, чтобы не Допустить экономического кризиса и вывести экономику на повышательную волну. Именно в период подъема правительство должно запасать средства, в том числе через налогообложение, для финансирования экономики на спаде. Еще одним инструментом антициклического регулирования является кредитно-денежная, или монетарная, политика. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика является основой антициклического регулирования. Ее суть сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной волне правительство в лице центрального банка должно уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего станет рост процентной ставки равновесия на денежном рынке. Рост ставки ведет к удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут пользоваться кредитом не только для расширения, но и поддержания на прежнем уровне своих производственных объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с поставщиками, потому что произведенная продукция не сразу может быть продана или не сразу получены деньги за ее реализацию). Совокупное предложение перестанет увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.
Если точка пика
пройдена и страна вошла в фазу
сокращения, то правительство должно
увеличить количество денег в
обращении и тем самым
Заметим, что и бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и неоклассиками. Однако неокейпсианцы делают акцент па первой, а нсоклассики - на второй. [15, гл.13]
Таким образом, несмотря на то, что экономическое развитие любой страны имеет циклическую форму, правительство стремится к поддержанию сопоставимых темпов экономического роста. Для осуществления своей цели правительство проводит антициклическую политику, в основе которой лежат принципы неокейнсианской и неоклассической концепций. В качестве основного инструмента антициклического регулирования неокейнсианцы предлагают проводить активную бюджетно-налоговую политику, направленную на регулирование совокупного спроса. Неоклассики предлагают регулировать экономику путем воздействия на совокупное предложение в основном с помощью кредитно-денежной политики.
3
Особенности циклического
развития в Республике
Беларусь
3.1
Цикличность в экономике
Республики Беларусь
в период 1991-2010 гг.
Фактически
ни одной стране Центральной и
Восточной Европы, а также Азии
из известной трансформационной
группы не удалось избежать значительного
снижения объемов национального
производства. Это обстоятельство подтверждает
объективную обусловленность
В
большинстве стран кризисный
спад составил примерно 20-30% от ВВП и
продолжался 2-3 года. Завершился обновлением
основного капитала, реорганизацией
устаревших организационных структур
и приватизацией
В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 года прирост ВВП впервые официально составил 3% . [8, с. 233]
Среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:
Такова
структура так называемого
С таким кризисом Беларусь столкнулась на заключительном этапе существования административно-командной экономики. По сути дела системный кризис можно рассматривать как разновидность так называемого формационного кризиса.
Основное содержание системного кризиса сводится к тому, что устарелые производственные отношения технократического и административного типа выступили тормозом для развития современных производительных сил. В условиях тотального дефицита и товарного голода «кризис верхов» по классической схеме дополнился нежеланием народных масс жить по-старому.
Информация о работе Теория деловых циклов и цикличность современной экономики