Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:14, курсовая работа
Инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения. В то же время инфляция выгодна экспортерам, должникам, возвращающим долг в неиндексированном размере, банкам, выплачивающим низкие проценты по вкладам, государству, сохраняющему уровень выплат без учета роста цен.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Анализ сущности инфляции 5
1.1 Причины возникновения инфляции 5
1.2 Классификация видов инфляции и механизмы 6
1.3 История инфляционных процессов 11
Глава 2 Монетаристская теория инфляции 14
2.1 Эволюция развития монетаристской теории инфляции 14
2.2 Современный монетаризм 15
Глава 3 Социально-экономические последствия инфляции 17
3.1 Антиинфляционная политика в Казахстане 18
3.2 Инфляция и безработица 20
3.3 Особенности инфляции в Казахстане 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Виды инфляции
Рис. 1 Классификация
видов инфляции
С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.
Открытая инфляция. Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов
Подавленная инфляция. Это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен. Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления.
Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:
- умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах.
- галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер;
- гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.
При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен - останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.
С точки зрения четвертого критерия, различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под «ожидаемой» инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, «неожидаемая» - наоборот.
Виды инфляции по причинам:
Инфляция
спроса. Инфляция спроса возможна, если
растет совокупный спрос при постоянном
совокупном предложении или же рост совокупного
спроса превышает расширение предложения.
Суть инфляции спроса иногда объясняют
одной фразой: «Слишком большое количество
денег охотится за слишком малым количеством
товаров». Но соотношения между совокупным
спросом, с одной стороны, и объемом производства,
занятостью и уровнем цен, с другой стороны,
гораздо сложнее
Рис. 2 Уровни
цен и занятость.
Рис. 3 Инфляция
спроса
На первом отрезке кривой общие расходы до такой степени низки, что объем валового национального продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.
Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться.
По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.
Третий отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос, - это рост цен.
Допустим,
что экономика близка к полной
занятости и загруженности
Инфляция предложения. Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.
Рис. 4 Инфляция
предложения
Ее иногда так и называют - «инфляцией издержек производства». В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения.
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене. [2, стр. 438]
Стагфляция - это ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары.
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена, и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Инфляция, как известно, представляет собой механизм, раскручивающийся по спирали: рост цен усиливает факторы, которые сами же и порождают рост цен, инфляция совершает свой новый виток. На двух основных механизмах спирали инфляции необходимо остановиться поподробнее.
Первый из них - механизм адаптивных ожиданий (или инфляционных ожиданий). Сфера его не ограничивается одними только потребителями, которые, твердо поверив в неизменность тенденции к повышению цен, сокращают сбережения, нагнетают текущий спрос и таким образом сами же провоцируют очередное повышение цен. Адаптивные ожидания имеют макроэкономическую природу, они определяются реальными событиями, происходящими на конкретных рынках.
В основе другого механизма открытой инфляции лежит взаимодействие издержек и цен. Речь идет о так называемой инфляции затрат, которую иногда называют спиралью "зарплата-цены". Смысл ее заключается в следующем. Если, допустим, в экономике идет общее повышение цен, становится неизбежным падение реальных доходов занятых.
Таким образом, если правительство пытается поддерживать полную занятость в условиях инфляции, вызванной ростом издержек, весьма вероятно появление инфляционной спирали "зарплата-цены".
Одно
из ведущих звеньев механизма
подавленной инфляции связано с неизбежным
возникновением разрыва между административно
установленными ценами и другими, куда
более высокими, которые выравнивают предложение
с инфляционным спросом. Появляется мощный
экономический стимул, вызывающий перемещение
товарных масс из официальной экономики
в теневую. Любые попытки предотвратить
это с помощью правоохранительных органов
и т. п. в лучшем случае могут привести
лишь к временному выправлению ситуации.
Сломать инфляционный механизм они не
в состоянии. Результат действия указанного
механизма хорошо известен: хронический
товарный голод в официальном секторе
народного хозяйства, сопровождающийся
процветанием той части теневой экономики,
что специализируется на перепродаже
товаров по ценам, близким к ценам равновесия.
Потребители реагируют на открытую инфляцию
формированием адаптивных
инфляционных ожиданий. Когда инфляция
подавлена, возникает другой тип ожиданий,
который можно назвать дефицитным.
Дефицитные ожидания усиливают ажиотажный
спрос, что продиктовано опасениями, что
товаров не будет совсем. Чем основательнее
дефицитные ожидания, тем больше размеры
текущего спроса, тем меньше товарные
запасы и острее дефицит. Ощутив его, потребители
приобретают еще большую уверенность
в правильности своих действий. Следует
очередной всплеск спроса и т. д. Как видно,
возникнув на почве дефицита, подобные
ожидания объективно способствуют его
ускорению, воспроизводству. Все это придает
механизму подавленной инфляции дополнительную
устойчивость.
1.3
История инфляционных
процессов
Определить когда проблема инфляции впервые встала перед человечеством достаточно трудно. Тем ни менее, инфляция напрямую связана с деньгами и денежным обращением, следовательно, возможно смело утверждать, что возникновение инфляции связано с достаточно высокой фазой развития рыночных отношений, когда регулярные хозяйственные связи по поводу обмена товаров потребовали выделения из их огромной массы универсального эквивалента.
В древности роль денег выполняли слитки драгоценных металлов, вес и проба которых удостоверялась купеческими гильдиями, храмами, правителями городов. Подобные деньги имели хождение в Древнем Египте и Вавилоне в IV-II тысячелетиях до н. э., но впервые стали чеканиться в Ливии в VII-VI веках до нашей эры. Чеканка монет из драгоценных металлов, а в последствии из меди и железа стала важнейшей государственной монополией.
Информация о работе Теория инфляции. Монетаристская теория инфляции