Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 22:52, курсовая работа
Актуальность данной темы в том, что рассмотрение экономических циклов, является одной из важнейших задач современной экономии, они дают возможность предвидеть последствия того или иного фактора, дать прогноз возрастания или спада экономической активности.
Введение ……………………………………………………………………………………………………4
1 Цикличности развития экономики………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность, фазы экономического цикла ……………………….6
1.2 Виды, типы экономических циклов ………………………….....................12
1.3 Основные теории циклического развития экономики…………………16
2 Антициклическая политика……………………………………………………………………22
2.1 Основные концепции антициклической политики ……………………….22
2.2 Особенности антициклической политики в России…......................27
Заключение……………………………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………………….34
Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов фискальная политика предполагает:
1. снижение ставки налога
2. увеличение расходов государства
3. применение обоих методов одновременно
Если же в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда правительству нужно предпринять следующие меры:
1. увеличение ставки налога
2. сокращение расходов
3. применение обоих методов одновременно
Данные меры приводят
к тому, что в первом случае увеличивается
располагаемый доход и, соответственно,
потребительские расходы, а также
увеличиваются расходы
Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:
1. Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика
2. Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.
3. Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время как на изменение ставки налогов много времени не уходит.
4. Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.
Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:
1. операции на открытом рынке
2. изменение резервной нормы
3. изменение учетной ставки
При помощи этих инструментов
государство регулирует предложение
денег, процентную ставку, доступность
кредита, инвестиционные расходы и
расходы на товары длительного пользования
(изменения экономических
При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:
1. покупка ценных бумаг
2. снижение резервной нормы
3. снижение учетной ставки
В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.
Если же в экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять следующие шаги:
1. продажа ценных бумаг
2. повышение резервной нормы
3. повышение учетной ставки
Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.
Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:
1. Ослабление контроля за предложением денег
2. Циклическая ассиметрия
3. Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применение кредитно-денежной политики.
4. Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики.
Учитывая вышеизложенные
недостатки, многие экономисты вообще
считают антициклическую
Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики правительства почти всех стран проводят ее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социокультурных, экономических и других особенностей.
2.2 Особенности антициклической политики в России.
3 года назад, в 2008 г, Россию потряс тяжелейший экономический кризис. Он затронул все без исключения сферы социально-экономической жизни страны. Цель данной главы: сравнение статистических показателей за 2008 г и показателей за 2011 г и вывод о действиях государства в осуществлении антициклической и антикризисной политики.
Таблица 1-Квартальные темпы прироста основных показателей экономики в 2007-2008 гг.
ДИНАМИКА
ВВП И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИХ,
В ЦЕНАХ 2003г.
ВВП
Потребление домашних хозяйств 14.4 13.6 12.1 13.6 14.6 12.5 12.9 12.1
Государственное
потребление
Накопление основного капитала 22.0 12.8 23.6 18.0 22.9 14.8 18.3 15.4
Экспорт
Импорт
МАКРОПОКАЗАТЕЛИ
В ТЕКУЩИХ ЦЕНАХ,
трлн.руб.
ВВП
Валовая прибыль
Оплата труда (включая скрытую) 3.4 4.0 4.4 5.3 4.4 5.0 5.5 6.4
Чистые налоги на производство и импорт 1.8 2.1 2.4 2.4 2.3 2.4 2.6 2.7
Резервный фонд
и Фонд благосостояния
ВВП по ППС (трлн.долл.)
ВВП по ППС на душу населения (тыс.долл.) 3.0 3.2 3.7 3.7 3.2 3.4 4.1 4.1
ВВП по ППС на душу населения к уровню США, 25.2 26.7 31.0 30.6 25.8 27.2 32.7 32.2
Расчетный курс
доллара, руб.
ДИНАМИКА ДЕФЛЯТОРОВ, % ЗА ГОД
Дефлятор ВВП
Индекс потребительских цен 13.3 14.2 13.6 12.8 11.7 10.6 10.4 9.7
ПАРАМЕТРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, трлн.руб.
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Профицит бюджета
1.3 1.0 0.6 -0.1
1.0 0.8 0.6 0.0
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, трлн.руб.
Доходы населения 5.1 6.2 6.5 8.6 6.6 7.7 8.2 10.5
Оплата труда
Организованные сбережения
Кредиты населению,
выданные за период
0.2 0.4 0.5 0.4
0.3 0.5 0.5 0.5
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС, млрд.долл.
Экспорт
Импорт
Чистый экспорт
Чистый приток
капитала
ДЕНЕЖНАЯ СФЕРА
Денежная масса, динамика в % 55.9 45.3 47.9 42.0 42.2 42.3 41.4 39.4
Денежная масса, в % к ВВП 42.0 42.4 42.4 42.8 45.6 47.0 47.7 48.7
Доля наличности в денежной массе 26.0 26.8 26.5 27.0 24.7 25.1 24.9 25.4
Активы банковской
системы, в % к ВВП
57.3
58.7 58.8 58.4 62.0
63.2 64.2 64.6
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
Производительность труда, динамика в % 5.9 6.1 7.5 7.5 7.4 7.2 6.2 5.8
Численность занятого населения, млн.чел. 69.6 70.5 71.9 71.6 70.2 70.8 72.4 72.0
Численность безработного
населения, млн.чел. 4.6
4.3 3.7 3.9 4.4
4.2 3.6 3.7
Таблица 2-Квартальные темпы прироста основных показателей экономики в 2009-2011 гг.
ДИНАМИКА ВВП И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИХ, В ЦЕНАХ 2008 г., %
ВВП
Потребление домашних хозяйств -8.1 0.1 4.6 1.4 8.2 7.5 6.1
Государственное
потребление
Накопление основного капитала -9.3 -7.1 6.4 6.1 9.5 38.7 18.7
Экспорт
Импорт
МАКРОПОКАЗАТЕЛИ В ТЕКУЩИХ ЦЕНАХ, трлн.руб.
ВВП
Валовая прибыль
Оплата труда (включая скрытую) 5.5 5.1 5.4 5.3 5.5 5.5 6.0
Чистые налоги на производство и импорт 1.9 1.7 2.0 2.0 2.3 2.2 2.3
Резервный фонд
и Фонд благосостояния
ВВП по ППС (трлн.долл.)
ВВП по ППС на душу населения (тыс.долл.) 4.4 3.9 4.2 4.5 4.9 4.3 4.6