Теория производства фирмы

Автор работы: p***************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 13:45, контрольная работа

Описание

Цель моей работы в том, чтоб прояснить внутренние процессы функционирования предприятия и выявить ряд принципов, следование которым позволило бы фирме достичь главной своей цели: минимизации издержек и максимизации прибыли, а также повысить свою конкурентоспособность.
Среди задач, которые я бы хотела решить в данной работе, главными являются: углубленное исследование сущности производства, издержек, их классификации и минимизации; исследование механизма безубыточности предприятия и максимизации прибыли; исследование факторов производства и наиболее оптимального их сочетания.

Работа состоит из  1 файл

теория пр-ва 32.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

Конкурентоспособность фирмы - это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов [2, с.121].

Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и, тем более, на мировом [5, с.158].

Теория  конкурентоспособности  фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Риккардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившегося в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумности государственной политики, и даже благоприятных случайностей [6, с.436].

Конкурентные  преимущества фирмы  обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.

Модель  пяти направлений  конкуренции - это  эффективный метод  анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы  на рынке. Эта модель дает возможность  более целенаправленно  оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ [9, с.174].

Глава 2. Теория производства

2.1 Сущность производства

Производство - это деятельность человека, посредством  которой он удовлетворяет  свои потребности. Т.к. природа не предоставляет ему необходимые блага в нужном количестве, их нужно производить. Поэтому производство - есть объективная необходимость [1, с.68].

Потребности человека принято  делить на "материальные" и "духовные". Это  очень приблизительное  деление, но оно верно отражает "естественные" и "социальные" начала жизни человека. Удовлетворение духовных потребностей не менее хлопотно, чем материальных, - они также обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.

Потребности человека безграничны и постоянно растут. В экономической теории эту тенденцию представляет "закон возвышения потребностей". Рост потребностей постоянно подстёгивает производство.

Назначение  производства - удовлетворение потребностей человека и общества. Оно  достигается в ходе взаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной ("субъектом") в таком воздействии выступает человек, то можно сделать ещё одно важное уточнение: производство - это процесс преобразования природы человеком (животные приспосабливаются к природе, человек же подчиняет её себе) [10, с.78].

Производство - основная область  деятельности фирмы. Фирмы используют производственные факторы, которые называются также вводимыми (входными) факторами производства. Мы можем подразделить производственные факторы на крупные категории - труд, материалы и капитал, каждая из которых включает более узкие группировки. Например, труд как производственный фактор через показатель трудоемкости объединяет как квалифицированный (плотников, инженеров), так и неквалифицированный труд (сельскохозяйственных рабочих), а также предпринимательские усилия руководителей фирмы. К материалам относятся сталь, пластиковые материалы, электричество, вода и любое другое изделие, которое приобретает фирма и превращает в готовый товар. К капиталу относятся здания, оборудование и товарно-материальные ценности. Взаимоотношение между вводимыми факторами, производственным процессом и итоговым выходом продукции описывается производственной функцией [5, с.108].

2.2 Факторы производства

В экономике факторы производства - это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает, делает, производит товары и услуги [2, с.43]. Что же именно? Экономисты начала XIX в. говорили обычно о трех факторах производства - земле, труде и капитале. Концепцию трех факторов легко понять на примере любого, даже самого простого, вида человеческой деятельности. Для того чтобы, например, заниматься рыбной ловлей, необходимо, во-первых, чтобы было озеро, в котором водится рыба ("земля"), во-вторых, чтобы кто-то умел ее ловить ("труд") и, в-третьих, чтобы были некоторые орудия, позволяющие ловить рыбу, т.е. удочка, сеть, лодка и т.д.

Среди факторов нет главных  и второстепенных. Участие каждого  из них равно необходимо, и все они дополняют  друг друга в производственном процессе. В этом смысле производство картин Пикассо было бы равно невозможным как без самого Пикассо, так и если бы ему было нечем, не на чем и негде рисовать.

Сколько существует факторов производства?

Понятно, что земля, труд и  капитал - это некие  обобщения, агрегированные факторы производства.

Земля - это и собственно землю с присущим ей плодородием, и  запасы минерального сырья, и лес, и  воду со всеми их природными богатствами - словом, всю ту нерукотворную  среду, в которой  обитает человек.

Труд  включает в себя все виды человеческой деятельности, используемые в производстве.

Капитал - это, вообще говоря, все, что используется в производстве, но не является ни землей, ни трудом, т.е. созданные  человеком средства производства, орудия труда, сырые материалы и т.д. Такой капитал часто называется реальным капиталом. Часто можно встретить термин "финансовый капитал", под которым понимаются деньги и близкие к ним финансовые инструменты - такие, как акции, облигации и т.д. Финансовый капитал не является фактором производства.

Очевидно, что введение в  научный оборот именно таким образом  агрегированных факторов должно было служить  определенной цели. И это действительно  так. Дело в том, что  концепция "факторов производства" использовалась в самом больном  месте экономической теории XIX в. - в теории распределения доходов, а сами факторы - это не что иное, как другое название основных сословных групп тогдашнего европейского общества: землевладельцев (дворян), капиталистов (буржуа) и наемных работников (пролетариев). Доходы этих групп населения (и принадлежащих им факторов) экономисты называли соответственно рентой, процентом и заработной платой.

Позднее, в конце XIX в., экономисты выделили четвертый  фактор производства:

Предпринимательство - деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанную с принятием на себя риска и ответственности за экономические результаты производства. Появление в экономической литературе "четвертого" фактора производства было обусловлено реалиями того времени: в обществе возросла роль людей, которые, часто не имея в собственности ни одного из "трех факторов", умели угадывать, какое производство нужно рынку в данный момент, и привлекать в это производство все необходимые факторы. Доход предпринимателей экономисты назвали прибылью [12, с.86].

Однако, не все так просто с разделением  факторов на четыре типа. Рассмотрим пару - "капитал" и "земля". Вспомним, как мы разграничили эти факторы: земля - это то, что создано  природой, а капитал - человеком. Однако землей или капиталом являются, например, пашня, возникшая на месте осушенного болота, или апельсиновая плантация на земле, отвоеванной человеком у пустыни? А искусственный водоем, заселенный промысловой рыбой? Список подобных вопросов можно расширить до бесконечности, отвечать же на них весьма сложно, да, главное, и не нужно. Ведь на самом деле человек, используя природу, видоизменяет ее, приспосабливая под свои сегодняшние нужды. Хорошо это или плохо, но это так, и в этом смысле земля является капиталом, так как требует от человека вложений. Для рыбака вопрос о том, ловит ли он рыбу в пруду, выкопанном людьми, или в озере, созданном природой, имеет, в конце концов, чисто исторический интерес. Экономический же интерес для него представляет совсем другое: сколько можно наловить рыбы и сколько надо (или не надо) за это заплатить (т.е. производительность и цена фактора)?

Возьмем другую пару факторов: "капитал" и "труд". Капитал, как полагали в XIX в., - это нечто  созданное человеком, труд - это нечто  присущее человеку от рождения. С повышением требований к квалификации работников и здесь появились коварные вопросы. Например, что такое труд врача? Ведь чтобы сделать человека квалифицированным медиком, необходимо образование, стоимость и продолжительность которого куда больше, чем стоимость и продолжительность производства оборудования для пекарни. Принятая современной экономической наукой теория "человеческого капитала" рассматривает квалифицированного работника как капитал, а вложение в человеческий капитал в США превышает примерно в два раза капитал реальный; а его образование - как средство накопления этого капитала [7, с.238].

Взаимозаменяемость  и эффективность  использования факторов производства.

Факторы производства обладают взаимозаменяемостью. Она обусловлена  разнообразными потребительскими свойствами продукта. В результате возможно производство продукта или блага при использовании различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях. Такая взаимозаменяемость и пропорциональная количественная переменность типична для современного производства: от изготовления химических продуктов до строительства зданий. Взаимозаменяемость факторов обусловлена не только спецификой потребностей и конструктивных особенностей изделия, но и главным образом ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и эффективностью их использования - с другой [4, с.92].

Предприниматель выбирает такую технологию производства, при  которой дефицитный или сравнительно дорогой фактор производства используется в меньшей  мере. Именно этим обстоятельством  общество обязано появлению высотных зданий при ограниченности свободной земли, синтетических заменителей, многообразных моделей бензино-сберегающих машин и т.п. Предпринимательство, таким образом, предполагает использование различных комбинаций факторов производства, руководствуясь потребностями неизбежного снижения издержек производства. Оно исчисляется путем сопоставления рыночной цены и затрат на изготовление определенного продукта.

Продукт - результат функционирования производства, результат  затраченного труда. Появляясь в стадии производства, он проходит далее стадии распределения, обмена и потребления. Движение продукта образует реальное содержание и динамику функционирования экономической системы. Таким образом, независимо от классификации все факторы, в конечном счете, используются для изготовления продукта [1, с. 204].

2.3 Производственная  функция

В теории производства рассматриваются  только эффективные  способы производства. Анализ теории производства в экономике аналогичен анализу

теории  потребительского поведения. Отличие лишь в том, что ее основные элементы имеют объективную природу и могут быть измерены (например, затраты, выпуск продукции, доходы и т.д.) [3, с.52]. Зависимость между затратами ресурсов и максимально возможным выпуском продукции в теории производства выражается с помощью производственной функции (рис.2).

Производственная  функция указывает  максимальный выпуск продукции Q, который  может произвести фирма при каждом отдельном сочетании  факторов производства. Для упрощения  предположим, что имеются два вводимых фактора: труд L и капитал К. Тогда мы можем записать производственную функцию как Q = F (L,K) [9, с.267].

Рис. 2.

Это уравнение применимо  только к определенному  уровню технологии.

Для построения производственной функции важное значение имеет термин “максимальный выпуск продукции”, так как отвергаются нерентабельные (неэффективные) производственные процессы.

Максимальный  выпуск продукции - экономически эффективная деятельность, при которой производственные факторы используются с максимальной отдачей [3, с.231]. Производственная функция изображается графически с помощью изоквант (рис. 3).

Информация о работе Теория производства фирмы