Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа
Первоначально и постепенно рынок означал свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них потом покупали необходимый товар. Такой процесс стал эффективным. Тем самым товарные отношения сыграли огромную роль в развитии человеческого общества.
Формировались объединения купцов, специализирующихся на торговле с отдельными странами. Так, «Ивановское сто», объединившее новгородских купцов, осуществляло торговлю с ганзейскими городами; московские «гости-сурожане» вели торговлю с Крымом; «московские суконщики», соединившиеся со смоленскими торговцами, создали «суконный ряд», осуществляющий торговлю с западными странами. Среди купечества выделялась верхушка – так называемые гости (богатые купцы, ростовщики), которые выдавали ссуды князьям, феодалам и путем ростовщичества подчиняли себе мелких купцов и торговцев.
В период феодальной раздробленности сократились обращение металлических денег и их чеканка. Однако Новгород, добывавший серебро в уральских рудниках, пользовался серебром в слитках во внешней торговле. Выпуск серебряных монет начал Новгород, где был основан монетный двор. В Москве чеканка монет начинается в XIV в. при князе Дмитрии Донском который приказал перечеканивать монгольскую серебряную монету. Возникают русская денежная система и денежная металлическая единица – рубль и копейка.
В XVIII в. расширению внутренней и внешней торговли ощутимо препятствовало слабое развитие путей сообщения и средств транспорта. Весенняя и осенняя распутицы делали непроходимыми многие сухопутные дороги, соединявшие районы страны и пересекавшиеся в Москве. Государство видело выход из этой ситуации в строительстве каналов. Так, Вышневолоцкий канал (1703-1708) соединил Волгу с Балтийским морем. Обводной Ладожский канал (1732) пропускал уральское железо к Волге, а затем в Петербург или Москву[13].
Промышленное и ремесленное производство, совершенствование путей сообщения, выход в Балтийское море стимулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. В 1711 г. Петр I разрешил всем и везде торговать любыми товарами, уплатив пошлины.
Углублению процесса формирования единого всероссийского рынка способствовало усиление хозяйственной специализации и торгового обмена между отдельными регионами страны. Заслуженной славой пользовались российские ярмарки. Важную роль в торговле, в том числе внутренней, играли Москва, Нижний Новгород, Казань, Самара, Пенза и др.
Хозяйственный подъем и экономическая политика второй половине XVIII в. способствовали в значительной степени расширению российской торговли, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Сложился Всероссийский рынок. В начале 50-х гг. были сняты внутренние таможенные барьеры. Преобладали ярмарочные формы торговли. Сказывалось отсутствие железных дорог. В то же время ярмарочная торговля все более совершенствовалась, приобретая постоянный (лавочный), а не сезонный характер. Усилилась роль крупных ярмарок: Макарьевский (под Нижним Новгородом), Свенский (под Брянском), Ирбитской (на Урале), Кролевецкой (Польша). Уже к 70-м годам ярмарок и торговых сел в стране насчитывалось более 1,5 тыс. При этом государство сохраняло за собой монополию на торговлю вином, солью, табаком, дегтем, смолой, икрой и пр.
Своеобразны торговые регламенты этого периода. Так, Таможенным уставом (1755) отечественным купцам дозволялось внутри страны торговать беспошлинно, иностранным разрешалась только оптовая торговля. Для дворян была позволительна любая торговля без ограничения, а сельским торговцам – не ближе пяти верст (верста равна 1,1 км.) к городу. В середине 70-х была провозглашена свобода торгово-промышленной деятельности. В соответствии с «Жалованной грамотой городам» (1785) устанавливался имущественный ценз для зачисления в разряд купечества. Размер капитала определял градацию купцов на гильдии. Так, купцы первой гильдии, располагавшие десятитысячным капиталом, наделялись правом торговать на ярмарках, в городах, портах, а также инвестировать капитал в промышленность[5].
Средоточием главных торговых маршрутов оставалась Москва.
В первой половине XIX века внутренняя торговля осуществлялась преимущественно в виде ярмарок, которые имелись в каждом сколько-нибудь крупном экономическом районе страны. Большинство ярмарок (около 4 тысяч) были мелкими. Обороты шестидесяти крупных ярмарок превышали миллионы рублей. Самой крупной была Нижегородская ярмарка, обороты которой были свыше ста млн. руб. в год. У ярмарочной торговли, характерной для феодального способа производства, имелись существенные недостатки: частая порча товаров из-за невозможности обеспечить правильное хранение, потери времени продавца и покупателя, резкие колебания цен на одни и те же товары на разных ярмарках.
В течение XIX в. шло развитие другой, более прогрессивной формы торговли – магазинной. Значение ярмарочной торговли снижалось, шел перенос ярмарок на окраинные районы страны. Однако абсолютное число ярмарок неуклонно росло и в середине столетия составило 6 тыс., а в конце – 18 тыс.
Довольно интенсивно – по российским меркам – развивались и биржи, число которых к началу XX в. достигло девяти десятков. Руководство биржами было сосредоточено в Министерстве торговли и промышленности, за исключением фондового отдела Санкт-Петербургской биржи – он находился в ведении Министерства финансов.
Это свидетельствовало о том, что состояние внутреннего рынка менялось, хотя и медленно. В середине века в количественном отношении в стране продолжали господствовать натуральные отношения. Торговые связи между отдельными частями страны по-прежнему не были достаточно крепкими, что проявлялось прежде всего в значительных колебаниях хлебных цен в различных регионах империи: разница в ценах на хлеб в местах его производства и потребления была огромна и могла составлять десять и более раз. В первой половине столетия на рынок ориентировались преимущественно помещики, в пореформенный период – фермеры[13].
Глава 2. Сущность, цели и основные элементы рыночной экономики
2.1. Рынок. Его виды и функции
Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей товаров и услуг. В своем развитии рынок прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. В его классической форме рынок есть наличие самостоятельных, ответственных знающих «правила игры» производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить максимальную прибыль. Они знают, что и как производить, чтобы затраты были наименьшими.
Однако сами по себе производители – это еще не рынок. Только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя, обмен превращается в рынок.
Рынок – это механизм реализации рыночной экономики. Рыночная экономика – это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка[7].
По экономическому назначению объектов рыночных отношений
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
-рынок продовольственных
товаров (продукты питания,
- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
- рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;
- особой категорией
рынка недвижимости выступает
земля; под землей в данном
случае понимаются не только
земельные участки для
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
Рынок труда, или рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
Рынок реального капитала представляет собой товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.
Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги[10].
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).
По экономическому назначению субъектов рыночных отношений:
Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти[11].
По общественному разделению труда: