Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 04:36, реферат
В данной работе поставлена цель как можно подробнее рассмотреть основы теории спроса и предложения, для чего необходимо решить следующие задачи исследования:
•разобраться в таких терминологических понятиях, как «спрос», «предложение» и «эластичность»;
•выявить основные факторы влияющие на изменение величины спроса и предложения;
•рассмотреть особенности взаимодействия спроса и предложения;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие, кривая и закон спроса. Факторы, влияющие на величину и объём спроса……………………………………………………………………..4
2. Понятие, кривая и закон предложения. Факторы, влияющие на величину и объём предложения……………………….………………………8
3. Взаимодействие спроса и предложения……………………………...11
4. Теория эластичности спроса и предложения……………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................17
7)
Количество производителей. Чем
больше фирм выпускает товар
Х, тем выше предложение этого
товара на рынке. И по мере
вступления в отрасль большего
количество фирм кривая предложения
станет смещаться вправо. А при снижении
количества производителей в отрасли
кривая предложения будет смещаться влево.
3. Взаимодействие спроса и предложения
До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен. Однако в реальности эти две составляющие рынка неразделимы. Взаимодействие данных категорий порождает на рынке равновесную цену и равновесный объем товара, то есть достигается рыночное равновесие. Рыночное равновесие при этом отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. [11]
Для
того чтобы понять, как устанавливается
фактическая рыночная цена, надо рассмотреть
взаимодействие спроса и предложения
(табл. 3.1).
Таблица 3.1
Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
Цена (Р) | Объем спроса (Qd) | Объем предложения (Qs) | Состояние рынка | Давление на цены |
8 | 15 | 45 | (S>D) излишек | Понижающее |
6 | 20 | 40 | (S>D) излишек | Понижающее |
4 | 30 | 30 | (S>D) равенство | Отсутствует |
3 | 40 | 20 | (D>S) дефицит | Повышающее |
2 | 50 | 10 | (D>S) дефицит | Повышающее |
Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед.
Когда спрос превышает предложение, возникает дефицит, и в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден. ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед.
Только при цене, равной 4 ден. ед., спрос в точности равен предложению, т.е. достигнуто рыночное равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.
Цена,
при которой спрос равен
Построив на основании данных
таблицы 9.1 на одном графике
кривые спроса и предложения,
можно убедиться, что
Рис. 3.1. Взаимодействие спроса и предложения
Особенность
рыночного механизма такова, что
рынок автоматически
Если на рынке устанавливается цена выше равновесной, то предложение больше спроса и возникает излишек. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. [9]
При
цене ниже равновесной спрос больше
предложения и возникает
В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.
Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем. [2]
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится. [2]
Таким
образом, рынок является саморегулирующейся
системой, способной автоматически
восстанавливать нарушенное равновесие.
4.
Теория эластичности спроса и предложения
Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. В общем говоря, эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.4
Основной, рассматриваемой на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене ( ). Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Она имеет следующие формы:
На эластичности спроса по цене влияют следующие факторы:
а) наличие заменителей (чем больше заменителей, тем эластичней спрос);
б) доход потребителя (чем выше доход, тем ниже эластичность спроса);
в) товар ли это первой необходимости или предмет роскоши. На товар первой необходимости спрос неэластичен, на предмет роскоши – эластичен;
г) доля затрат на данный товар в бюджете семьи: чем выше доля затрат, тем эластичней спрос на данный товар;
д) время, прошедшее с момента изменения цены, влияет по-разному;
е) универсальный или специализированный товар: на универсальный товар спрос эластичен, на специализированный – нет;
ж) значение цены: если цена приближена к круглым числам и имеет нечетное значение – спрос эластичен.
Обозначим формы эластичности другой категории. Эластичность предложения по цене – это реакция продавца на изменение цены. [5, 34] На эластичность предложения сильное влияние оказывает время. Различают:
Итак, мы рассмотрели основные теоретические вопросы касательно категорий спроса и предложения, а также охарактеризовали интересующее нас понятие эластичности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несомненно, что компания, планируя объем и структуру производства, должна опираться на четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. Согласно рыночным законам величина спроса зависит от цены блага, прочих внешних факторов (например, доходов потребителей), а также от цен на товaры-дополнители или товары-субституты.
При повышении цен компания может ожидать при прочих равных условиях снижение спроса на продукцию, тем более если имеет место активная деятельность конкурентов, продающих товары-субституты по более низким ценам. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на увеличение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта производимой продукции.
Явление изменения величины спроса (предложения) вследствие изменения цены получило в экономической науке название эластичности.
Проблема изучения и измерения эластичности имеет существенный научный, а самое главное и практический, интерес для экономики в настоящее время.
В заключение своей работы хотелось бы сделать вывод относительно категории спроса и предложения.
Предложение определяется не только как готовность продавца продать товар, но и его готовность произвести определенное количество данного товара (увеличить, либо сократить количество товара на рынке).
Точно также спрос предусматривает не только возможность приобрести конкретный товар, но и потребность потребителя в данном товаре. Потребности человека могут постоянно меняться. С увеличением благосостояния человека, меняются и его потребности, он стремится приобрести более качественный товар (например, перестанет мыть голову мылом, а начнет пользоваться шампунем, перестанет ездить в общественном городском транспорте, а приобретет автомобиль и т.п.).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ