Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 04:36, реферат

Описание

В данной работе поставлена цель как можно подробнее рассмотреть основы теории спроса и предложения, для чего необходимо решить следующие задачи исследования:

•разобраться в таких терминологических понятиях, как «спрос», «предложение» и «эластичность»;
•выявить основные факторы влияющие на изменение величины спроса и предложения;
•рассмотреть особенности взаимодействия спроса и предложения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Понятие, кривая и закон спроса. Факторы, влияющие на величину и объём спроса……………………………………………………………………..4
2. Понятие, кривая и закон предложения. Факторы, влияющие на величину и объём предложения……………………….………………………8

3. Взаимодействие спроса и предложения……………………………...11

4. Теория эластичности спроса и предложения……………………….14


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................17

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

     7) Количество производителей. Чем  больше фирм выпускает товар  Х, тем выше предложение этого  товара на рынке. И по мере  вступления в отрасль большего  количество фирм кривая предложения станет смещаться вправо. А при снижении количества производителей в отрасли кривая предложения будет смещаться влево. 

     3. Взаимодействие спроса и предложения

     До  сих пор спрос и предложение  рассматривались отдельно, и в  каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен. Однако в реальности эти две составляющие рынка неразделимы. Взаимодействие данных категорий порождает на рынке равновесную цену и равновесный объем товара, то есть достигается рыночное равновесие. Рыночное равновесие при этом отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. [11]

     Для того чтобы понять, как устанавливается  фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 3.1). 

     Таблица 3.1

     Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

Цена (Р) Объем спроса (Qd) Объем предложения (Qs) Состояние рынка Давление на цены
8 15 45 (S>D) излишек Понижающее
6 20 40 (S>D) излишек Понижающее
4 30 30 (S>D) равенство Отсутствует
3 40 20 (D>S) дефицит Повышающее
2 50 10 (D>S) дефицит Повышающее
  

 Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед.

     Когда спрос превышает предложение, возникает  дефицит, и в более благоприятном  положении находится продавец. Это  рынок продавцов. При цене, равной 3 ден. ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед.

     Только  при цене, равной 4 ден. ед., спрос в точности равен предложению, т.е. достигнуто рыночное равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

     Цена, при которой спрос равен предложению  и которая не обнаруживает тенденции  к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным объемом (Qe).  

       Построив на основании данных  таблицы 9.1 на одном графике  кривые спроса и предложения,  можно убедиться, что уравновешивающая  рыночная цена соответствует  точке пересечения кривых спроса и предложения (рис.3.1).

             
 

       

     Рис. 3.1. Взаимодействие спроса и предложения

     Особенность рыночного механизма такова, что  рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и  предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором  величина спроса и величина предложения  совпадают. 

     Если  на рынке устанавливается цена выше равновесной, то предложение больше спроса и возникает излишек. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. [9]

     При цене ниже равновесной спрос больше предложения и возникает дефицит, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию.

     В случаях изменения спроса и предложения  под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться  при других значениях равновесной  цены и равновесного объема.

       Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем. [2]

      Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится. [2]

     Таким образом, рынок является саморегулирующейся системой, способной автоматически  восстанавливать нарушенное равновесие. 

     4. Теория эластичности спроса и предложения 

     Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. В общем говоря, эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

     Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.4

     Основной, рассматриваемой на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене ( ). Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Она имеет следующие формы:

  • эластичный спрос ( > 1). Величина спроса изменяется в большей степени в ответ на изменение цены. К примеру, рост цены на 2% вызывает снижение величины спроса на 10%;
  • неэластичный спрос ( < 1). Величина спроса изменяется в меньшей степени в ответ на изменение цены. Допустим, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,5%;
  • единичная эластичность спроса ( =1). Имеет место, если на каждый процент изменения цены количество спроса изменяется также на 1%;
  • совершенно эластичный спрос ( = ∞). Здесь величина спроса изменяется бесконечно при незначительно малом изменении цены. В данном случае кривая спроса горизонтальна;
  • совершенно неэластичный спрос ( = 0). Величина спроса никак не изменяется при вариации цены. График кривой такого спроса представляет собой вертикальную.

     На  эластичности спроса по цене влияют следующие  факторы:

     а) наличие заменителей (чем больше заменителей, тем эластичней спрос);

     б) доход потребителя (чем выше доход, тем ниже эластичность спроса);

     в) товар ли это первой необходимости или предмет роскоши. На товар первой необходимости спрос неэластичен, на предмет роскоши – эластичен;

     г) доля затрат на данный товар в бюджете семьи: чем выше доля затрат, тем эластичней спрос на данный товар;

     д) время, прошедшее с момента изменения цены, влияет по-разному;

     е) универсальный или специализированный товар: на универсальный товар спрос эластичен, на специализированный – нет;

     ж) значение цены: если цена приближена к круглым числам и имеет нечетное значение – спрос эластичен.

     Обозначим формы эластичности другой категории. Эластичность предложения по цене – это реакция продавца на изменение цены. [5, 34] На эластичность предложения сильное влияние оказывает время. Различают:

  • эластичное предложение (объем предложения изменяется на больший процент, чем цена). Данная форма характерна для долгосрочного периода;
  • неэластичное предложение (объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена). Такая форма характерна для краткосрочного периода;
  • абсолютно эластичное предложение. Характерно для долгосрочного периода, и кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение. Присуще текущему периоду, и кривая предложения строго вертикальна.

     Итак, мы рассмотрели основные теоретические  вопросы касательно категорий спроса и предложения, а также охарактеризовали интересующее нас понятие эластичности.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Несомненно, что компания, планируя объем и  структуру производства, должна опираться на четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. Согласно рыночным законам величина спроса зависит от цены блага, прочих внешних факторов (например, доходов потребителей), а также от цен на товaры-дополнители или товары-субституты.

     При повышении цен компания может  ожидать при прочих равных условиях снижение спроса на продукцию, тем более если имеет место активная деятельность конкурентов, продающих товары-субституты по более низким ценам. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на увеличение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта производимой продукции.

     Явление изменения величины спроса (предложения) вследствие изменения цены получило в экономической науке название эластичности.

     Проблема  изучения и измерения эластичности имеет существенный научный, а самое главное и практический, интерес для экономики в настоящее время.

     В заключение своей работы хотелось бы сделать вывод относительно категории спроса и предложения.

      Предложение  определяется  не  только  как готовность продавца продать товар, но и его готовность произвести  определенное количество данного товара (увеличить, либо сократить количество товара на рынке).    

 Точно  также спрос предусматривает не только возможность приобрести конкретный товар, но и потребность потребителя в данном товаре. Потребности человека могут постоянно меняться. С увеличением благосостояния человека, меняются и его потребности, он стремится приобрести более качественный товар (например, перестанет мыть голову мылом, а начнет пользоваться шампунем, перестанет ездить в общественном городском транспорте, а приобретет автомобиль и т.п.).

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Beчкaнoв  Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/
  2. Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/4.htm
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
  4. Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. – 2006. – №3.
  5. Игнатов А.В. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №2(34).
  6. Маренков Н. Эластичность спроса и последствия ее недооценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0009/
  7. Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов /Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. – М., 1992. Ч. 1. Гл. 1.
  9. Рыночный спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2152
  10. Рябых Д. Сравнительный анализ развития рынков: оценка, анализ и прогнозирование спроса и предложения, цен и их динамики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/mibif/6/ls3_1.htm
  11. Спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ics2.ru/courses/eios/29/lectures/view/2774/?SHOWALL_1=1

Информация о работе Теория спроса и предложения