Типы монополий и антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Содержание

Введение………………………………………………. . 2

Глава 1. Понятие монополии

1.1. Определение монополии и ее характерные черты……. 4

1.2. Источники монополии и монопольная цена…………. . 5

1.3. Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение… 10

1.4. Предельный доход монополиста…………………………… 11

Глава 2 .Формы и виды монополий

2.1. Формы монополий 12

2.2.Экономическая монополия……………………………………… 15

2.2. Монопольная цена. Монополия и конкуренция 17

Глава 3.Типы монополий и антимонопольное регулирование в России… 21

Заключение………………………………………………………………… 28

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 81.00 Кб (Скачать документ)

    В другой литературе выделяют государственную  монополию.

      Государственные  монополии

    Существование государственных монополий на рынке  конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

    В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке. 
 
 
 

2.3 Экономическая монополия

    Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее 
появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два 
пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном 
увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более 
быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на 
добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или
[4] 
иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, 
когда начинает доминировать на рынке. 
     Что является причиной появления и развития монополистических 
тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические 
образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают 
такие взгляды ( английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что 
“монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим 
завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, 
можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. 
Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать 
возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее 
притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного 
положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические 
тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. 
Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении 
является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие 
этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его 
движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, 
получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, 
увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых 
предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у 
крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между 
собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно 
масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Монопольная цена. Монополия и конкуренция.

   Особого внимания  требует вопрос ценовой политики монополистических образований.

   Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена расчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист.

В обоих случаях  обеспечивается выгода последних за счет потребителя или

мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

   Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но

такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она

[A1] отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта.

   Структура монопольной цены может быть представлена формулой:

Рмон.= Р1 + Р2 +Р3,

где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции; Р2 — обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения; Р3 — монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

     Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. На и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

   Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах”. Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя — это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен”. Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами. Цена природных монополистов находится под контролем государства. Правительство постоянно проверяет цены, устанавливает предельные границы, исходя из необходимости обеспечить определенный уровень рентабельности фирмы, возможностей развития и т.д.

Правительство Украины в 1993 г. ввело прямое государственное  установление цен на продукцию природных монополистов. Для экономических монополистов предусмотрено установление жесткого государственного контроля за ценами через систему декларирования, в процессе которого государственные контрольные органы на основе поэлементного контроля производственных затрат и прибыли определяют

правомерность изменения цен. Монополии в современной  экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений. Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену.

Здесь также  существует свободный, безпрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции. Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.

  Монополия — это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории “чистая монополия”, которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

   Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением.

   Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез

заключается в  том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она

постоянно вступает в конкурентную борьбу”*. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

Современный хозяйственный  механизм представляет собой объединение  стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

   Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:

     1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования

монополистических образований, соревнующихся как  между собой, так и с

предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней  тон задают продавцы и

покупатели, которые  имеют определенную монопольную  власть  над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

     2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов   научно-технического  прогресса,   кредитных  ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

     3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

     4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами

на разных рынках. Неценовая конкуренция — это  завоевание конкурентного

преимущества  за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д.  И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический

шпионаж, переманивание  на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня  действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Типы монополий и антимонопольное регулирование в России