Типы предприятий в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — рассмотреть типы предприятий в рыночной экономике.
Для этого были поставлены следующие задачи:
— понять сущность предприятий;
— рассмотреть их классификацию;
— изучить особенности формирования рыночной экономики в России;
— понять условия рыночной адаптации предприятий.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие предприятие, его типы и формы.……………..5
§ 1.1. Понятие и сущность предприятий…………………..5
§ 1.2. Классификация предприятий………………………..11
§ 1.3. Объединения предприятий…………………………..18

Глава II. Предприятия в рыночной экономике …………............21
§ 2.1. Особенности формирования рыночной
экономики в России…………………………………..21
§ 2.2. Условия рыночной адаптации предприятий………..24
§ 2.3. Частные предприятия в переходной экономике……26

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - Типы предприятий в рыночной экономике.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)


30

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

                   Кафедра общих гуманитарных дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

                               на тему: Типы предприятий в рыночной экономике


Выполнил: студент второго курса
 

Очной формы обучения
 







 


2010


Содержание

                                                                                         Стр.

 

Введение

Глава I. Понятие предприятие, его типы и формы.……………..5

§ 1.1. Понятие и сущность предприятий…………………..5

§ 1.2. Классификация предприятий………………………..11

§ 1.3. Объединения предприятий…………………………..18

 

Глава II. Предприятия в рыночной экономике …………............21

     § 2.1. Особенности формирования рыночной

          экономики в России…………………………………..21

§ 2.2. Условия рыночной адаптации предприятий………..24

§ 2.3. Частные предприятия в переходной экономике……26

 

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. И центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны занимает предприятие. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Предприятие — это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Оно контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Предприятие принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Его следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как оно представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

Фирмы бывают разного размера — один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.

Создание ценностей — есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности.

Процветающее предприятие — это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Владельцы предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таким использованием собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, а также в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей же высшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене. Поэтому тема курсовой работы актуальна.

Общественное признание, в свою очередь, дает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и услуг, и в конечном итоге увеличивать свою прибыль.

При подготовке работы использовались труды таких авторов, как Киселевой Е. А., Чепурина М. Н., Райзберга Б.А., Гукасьян Г.М., Николаева И.П., и другие. Все эти авторы по-разному объясняют нам понятие предприятие, его типы и формы. Так же дают различную классификацию.

Цель курсовой работы — рассмотреть типы предприятий в рыночной экономике.

Для этого были поставлены следующие задачи:

— понять сущность предприятий;

— рассмотреть их классификацию;

— изучить особенности формирования рыночной экономики в России;

— понять условия рыночной адаптации предприятий.

 

 


Глава I

Понятие предприятие, его типы и формы

 

 

§ 1.1. Понятие и сущность предприятий

 

Доминирующее место среди субъектов хозяйственного права принадлежит такому субъекту, как предприятие. Это обусловлено особыми экономическими и социальными функциями предприятия в экономической системе, а именно функциями товаропроизводителя, который удовлетворяет общественные нужды в продукции, роботах и услугах.

Все основные законы и другие нормативные акты хозяйственного законодательства принимаются исходя из экономического и правового положения предприятия.

Понятие "предприятие" является обобщающим, или сборным. Оно, во-первых, определяет предприятия как субъекты хозяйственного права относительно всех форм и видов собственности. Во-вторых, это понятие является общеотраслевым, то есть вообще определяет строительные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и другие предприятия.

Итак, предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем в порядке, установленном законодательством, для осуществления определенных видов деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализации интересов собственника имущества предприятия, предпринимателя и членов трудового коллектива [1]. Оно осуществляет свою деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в связи и информатике, науке и научном обслуживании, торговле, материально-техническом снабжении, культуре, образовании, сфере услуг и в других отраслях народного хозяйства.   Предприятие может вести одновременно несколько видов деятельности.

Предприятие как социально-экономический и правовой институт имеет определенную совокупность экономических, организационных и юридических признаков, за которыми квалифицируется как хозяйствующий субъект и субъект права.

Предприятие является основным организационным звеном народного хозяйства. Этот организационный признак квалифицирует предприятие как организационную форму хозяйственной организации, то есть организации, в которой владельцы средств производства и рабочей силы объединяют свои производственные ресурсы для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Определение "основное звено", с одной стороны, отделяет предприятие от других организационных форм экономической деятельности (домашних хозяйств, индивидуальных промыслов без создания предприятий, так называемых теневых структур и многое другое), а с другой — от субъектов хозяйственного права, которые не принадлежат к основному звену: объединений предприятий, финансовых и посреднических институтов, органов управления экономикой.

Одно из основных и необходимых условий деятельности предприятия как товаропроизводителя — это самостоятельность в принятии хозяйственных решений. Определения заключается в том, что предприятие при осуществлении своей хозяйственной деятельности имеет право по собственной инициативе принимать любые решения, которые не противоречат законодательству России.

Суть определения "хозяйствующий субъект" заключается в том, что предприятие является товаропроизводителем, трудовым коллективом, который на профессиональной основе вырабатывает и реализует свой товар с целью получения прибыли. Как хозяйствующий субъект предприятие осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность.

Термин же "хозяйствующий" означает, что предприятия принадлежат к коммерческим, направленных на прибыль, организациям (в отличие от неприбыльных организаций — религиозных, объединений граждан и многое другое).

В конце концов, предприятие — это уставной хозяйствующий субъект. Устав предприятия как локальный акт хозяйственного законодательства, который определяет цели и предмет деятельности отдельного предприятия, отвергаться от которых без изменения устава предприятию запрещено. Также устав определяет границы специальной правоспособности предприятия как юридического лица.

Предприятие имеет необходимое для хозяйствующего субъекта имущество — основные и оборотные средства, другие ценности, которыми оно владеет, пользуется и распоряжается на определенном правовом основание (на правах собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления). Это имущество юридическое обособленно, как правило, от имущества владельца предприятия и закрепленное за предприятием как субъектом права. Основные и оборотные средства находятся на самостоятельном бухгалтерском балансе, деньги — на текущем счете предприятия в банке.

Предприятие является самостоятельным субъектом права. С одной стороны, у него есть свои права и обязанности как у хозяйствующего субъекта, с другой — предприятие является юридическим лицом, которое не имеет в своем составе других юридических лиц. Этим предприятие существенным образом отличается от хозяйственных объединений, в состав которых входят юридические лица.

Как хозяйствующий субъект с правами юридического лица предприятие начинает действовать со дня его государственной регистрации.

Таким образом, предприятие — это самостоятельная хозяйственная организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке для осуществления хозяйственной деятельности с целью удовлетворения общественных нужд в товаре, продукции, роботах, услугах и получение прибыли, которая действует на основании устава, пользуется правами и исполняет обязанности относительно своей деятельности, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках.

Из этого следует, что предприятия — это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

Таким образом, в силу обособленности предприятия самостоятельны:

— в производственной деятельности, то есть что и сколько производить, как производить;

—  в коммерческой деятельности, то есть что и сколько продавать, покупать, распределять;

—   в распределении производственного продукта, то есть что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление, и многое другое.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это заводы, фабрики, шахты, электростанции, предприятие транспорта, связи, капитальное строительство, совхозы, оно может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и другое).

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку). Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, то есть является юридическим лицом.

Часто в хозяйственной практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Как мы уже говорили, каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, научно-технического прогресса, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и многое другое. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

Для того чтобы предприятие было безубыточным, все издержки долж­ны быть возмещены, следовательно, его прибыль должна обеспечивать как минимум нормальный доход на капитал, включающий, как известно, явные издержки производства плюс альтернативную стоимость инвестированно­го капитала [2].

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

— малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

— средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);

— крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Крупные предприятия специализируются, главным образом, на производстве стандартных продуктов в массовом количестве, добиваясь за счет этого лидерства на издержках в конкурентной борьбе.

Средние предприятия специализируются на производстве продукции, удовлетворяющей узкоспециализированный спрос (дифференцированная продукция), удерживают конкурентные позиции за счет обладания уникальными технологиями.

Малые предприятия специализируются на производстве новой продукции, в которой реализуются научно-технические нововведения.

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Информация о работе Типы предприятий в рыночной экономике