Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа
Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения ……………………………………………………………...................6
1.1. Понятие уровня и качества жизни населения ….………………………….6
1.2. Индикаторы измерения уровня и качества жизни …………….…………12
2. Основные показатели уровня и качества жизни населения ...………...21 2.1. Показатели уровня и качества жизни населения России …..…………….21
2.2. Основные направления повышения уровня жизни населения России.....31
Заключение ……………………………………………………………………38
Литература………………………………………………………………………40
Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.
К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. По результатам исследования ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в 2006 г. коэффициент жизнеспособности населения России был определен в 1,4 балла. Балл ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения.
Коэффициент жизнеспособности населения по разным группам стран имел следующее значение:
5 баллов - не имеет ни одна страна в мире;
4 балла - Швеция, Голландия, Бельгия, Дания;
3 балла - США, Япония, Германия, о. Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др.;
2 балла - Китай, Иран, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция, Вьетнам и др.;
1,6 балла - Сомали, Гаити, Бирма (с 1989 г. Мьянма);
1,5
балла - Босния, Западная Сахара.
Частные индикаторы характеризуют какие-то отдельные стороны качества жизни. К ним относятся следующие:
социально-демографические - продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;
экономической активности населения - уровень безработицы, миграция населения и ее причины;
социальной напряженности - участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности;
развития социальной сферы - доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, число учащихся и студентов, в том числе обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся на одного преподавателя;
экологические - содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Эти индикаторы могут быть использованы для анализа уровня и качества жизни в России.
Показатель является численной характеристикой отдельных сторон деятельности. Социально-экономические показатели уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты уровня жизни населения. Социально-экономические показатели выражаются через средние величины, темпы изменения, коэффициенты частоты, концентрации, дифференциации и покупательной способности.
Об уровне жизни населения можно судить, оценив его материальное положение, социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый период. Для оценки материального положения необходима характеристика структуры денежных доходов населения и их использования.
Денежные
доходы населения являются одним
из основных показателей уровня жизни.
Денежные доходы населения включают выплаченную
заработную плату наемных работников,
пенсии, пособия, стипендии и другие
социальные трансферты, доходы от собственности
в виде процентов по вкладам, ценным бумагам
и другие доходы. Денежные доходы за
вычетом обязательных платежей и взносов
представляют собой располагаемые денежные
доходы населения [13, с.43-44].
Среднедушевые денежные доходы ежегодно возрастали и в 2004г. составили 6457 рублей, что на 24,6% больше, чем в 2003 году. Реальные располагаемые денежные доходы в период с 2005г. по 2006г. возросли на 1,1%, с 2007г. по 2008г. - увеличились до 14939,2руб.
По данным Госкомстата денежные доходы населения в 2008 году сложились в сумме 25561,2 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2007 годом на 19%.
В
2007г. в России рост потребительских
цен, опережавший динамику денежных
доходов населения, привел к падению
покупательной способности
Статистика представляет два вида распределения доходов среди населения: распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов и распределение общего объема денежных доходов населения, что в совокупности дает относительно полное представление о распределении доходов.
Величина
прожиточного минимума в соответствии
с Федеральным законом №134-ФЗ
"О прожиточном минимуме в Российской
Федерации" представляет собой стоимостную
оценку потребительской корзины, включающей
минимальные наборы продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг,
необходимых для сохранения здоровья
человеческого обеспечения его жизнедеятельности,
а также обязательные платежи и сборы
[1, с.34].
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается правительством РФ - в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ - в субъектах РФ.
Начиная с квартала 2004г. расчеты величины прожиточного минимума производятся на основе данных Госкомстата России на уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ.
В 2007г. средний прожиточный минимум составлял 4005 рублей. Численность населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по РФ, в квартале 2007г. составила 18,7 млн. человек (13,3% от общей численности населения). В 2008 году Правительство установило официальный прожиточный минимум в стране, рассчитанный по итогам четвертого квартала 2008 года он оказался весьма небольшим - 4693 руб. на душу населения в месяц. По категориям населения прожиточный минимум дифференцируется так: для трудоспособного населения - 4971 руб., для пенсионеров - 3644 руб., для детей - 4389 руб. По сравнению с третьим кварталом 2007 года прожиточный минимум вырос на 814 руб. - примерно на 10%, хотя потребительские цены за четвертый квартал 2007 года, по официальным данным, выросли на 11,1%.
Рассмотрим расчетные сопоставления по уровню жизни между работающими, пенсионерами и детьми по данным за 2000-2008г., используя показатель соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума по каждой из названных категорий граждан. Учитывая приведенный выше анализ, что в 2007г. среднедушевой денежный доход по всему населению составил 12602,7 рублей и прожиточный минимум - 3847 рублей, то усредненный уровень жизни может быть оценен в процентах как отношение 12602,7: 3847 или приблизительно 327%. В 2008г. - 14939,2: 4593, что приблизительно равно 325%.
Детский прожиточный минимум был равен в 2008 году 4389 рублей, а значит уровень жизни ребенка равен 181,5%. В 2007 году - 253,5%. Наконец, уровень жизни пенсионера в 2007 году равнялся среднему размеру пенсии, деленному на его прожиточный минимум, или 76,3%. В 2008 году этот показатель составлял 117%.
В
структуре использования
Из общей суммы денежных доходов в 2007г. было израсходовано на потребительские цели (покупка товаров и оплата услуг) 14831,4 млрд. рублей (на 21,7% больше чем в 2006 г), на оплату налогов и взносов - 3331,8 млрд. рублей (на 60,9%), на накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах - 2731,9 млрд. рублей (на 43,5%), на покупку валюты - 4534,5 млрд. рублей (на 11,8%). Наличие денег на руках у населения в 2007г. составило 819,0 млрд. рублей, превысив уровень 2006г. на 29% [9, с.117-118].
Для граждан, занятых на предприятиях и в организациях, основную часть объема денежных доходов составляет оплата труда. В 2007г. номинальная начисленная заработная плата одного работающего составила 13593,4 рублей. Реальный уровень оплаты труда по сравнению с 2006г. вырос на 24%.
По-прежнему сохраняется значительная дифференциация уровня среднемесячной заработной платы в различных отраслях экономики. Так в 2008г. наиболее высокая заработная плата сложилась у работников кредитования, финансов, страхования, транспорта, промышленности, строительства и управления. Наименьшую заработную плату имели работники образования, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, общественного питания.
Еще одним показателем уровня жизни населения является уровень бедности. В 2007г. бедность основной части населения, по-прежнему оставалась главной социальной проблемой страны [24, c. 19-21].
Бедность
- это социально-экономическое
В 1995 году наблюдался некоторый рост масштабов бедности, что связывают с банковским кризисом, после чего отмечалась тенденция снижения бедности, вплоть до августовского кризиса 1998 года. После этого нового кризиса, последствия которого наиболее ярко проявились в 1999 году, наблюдается устойчивое сокращение бедности, которое объективно произошло еще в 2000 году. Однако, именно в 2005 году, Россия перешла к более дорогому прожиточному минимуму, поэтому рост реальных доходов населения не нашел своего отражения в динамике численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Начиная с 2001 года, наблюдается устойчивая тенденция снижения численности бедного населения, что свидетельствует о позитивном влиянии экономического роста на уровень доходной обеспеченности населения [19, c.132-138].
Теперь обратимся к показателю дефицита доходов, измеряемому в процентах от величины прожиточного минимума и указывающему на то, сколько нужно доплатить бедным для того, чтобы подтянуть их доход к величине прожиточного минимума, то есть, чтобы они перестали быть бедными. В среднем по всем бедным дефицит дохода составил 28,7%. Данный результат дает основания утверждать, что российская бедность неглубокая. Для большинства бедных семей дефицит дохода не превышает 20% от величины прожиточного минимума, и только у 8,5% он выше 60% прожиточного минимума.
Такие оценки позволяют сделать вывод о том, что значительная часть российских бедных домохозяйств сконцентрирована у черты бедности и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств существования. Для политики это позволяет определить два принципиально разных направления целевой деятельности. Во-первых, за счет программ, направленных на поддержку тех, кто расположен у черты бедности, можно существенно сократить численность бедного населения при минимальных издержках. Во-вторых, порядка 10% бедных семей будут продолжать оставаться таковыми даже в том случае, если к ним перераспределить существенную часть доходов, поэтому для них необходимы специальные программы, направленные на сокращение глубины бедности. Тот факт, что бедность неглубокая, следует рассматривать как позитивный результат с точки зрения динамики уровня жизни, а концентрация бедных преимущественно около черты бедности еще указывает на возможную высокую временную бедность [19, c.140-142].