Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 08:33, курсовая работа
Данная тема является актуальной на сегодняшний день потому, что как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Малый бизнес: понятие, экономические черты, организационно-правовые формы, преимущества и недостатки.
1.1 Понятие малого бизнеса в современной экономике………………………4
1.2 Экономические черты малого бизнеса……………………………………..5
1.3 Организационно-правовые формы малого бизнеса……………………….6
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………..13
2. Проблемы становления и динамика развития малого бизнеса
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России………………………..16
2.2 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России….18
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса: малый бизнес в США……19
Заключение………………………………………………………………….…..24
Список использованной литературы………………………………….………26
Приложения…………………………………………………………………….27
Общество с ограниченной ответственностью. Такое название носит организация, уставной капитал которой разделен на доли участников, не отвечающих по долгам общества. Они несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
По этой причине
законодательство
Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор и устав, утверждаемый учредителями лишь после подписания ими учредительного договора. Если общество учреждается одним лицом, единственным учредительным документом является устав.
Общество с дополнительной ответственностью. Это – разновидность общества с ограниченной ответственностью, которая отличается лишь тем, что участники несут дополнительную ответственность по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставном капитале. Таким образом, общество с дополнительной ответственностью занимает промежуточное положение между обществами и товариществами.
Акционерные общества. Данным термином обозначают коммерческие организации, уставной капитал которых разделен на определенное число одинаковых долей, причем каждая доля выражена ценной бумагой (акцией).
По юридическому статусу акционерные общества схожи с обществами с ограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно принципиальное различие: все права акционеров, а также передача и прекращение прав связаны с владением и передачей акций.
Все акционерные общества подразделяются на закрытые, акции которых распространяются только среди заранее определенного круга лиц, и открытые, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Минимальный размер уставного
капитала акционерного общества в соответствии
с действующим
Единственным учредительным документом является устав, в котором фиксируются сведения о размере уставного капитала, категориях выпускаемых акций и порядке их размещения, структуре органов управления и их компетенции, а также другие сведения, предусмотренные Законом РФ «Об акционерных обществах».
Акционерное общество, подобно обществам с ограниченной ответственностью, может быть создано одним лицом, которое станет единственным акционером в случае единоличного приобретения им всех акций общества.
Производственные кооперативы. Эта разновидность коммерческих организаций, отличная как от товариществ, так и от обществ, основана на добровольном объединении физических лиц – граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива прежде всего личностным трудом.
Каждый член производственного кооператива имеет один голос в управлении его делами не зависимо от размера его имущественного вклада, и полученная прибыль распределяется прежде всего с учетом трудового, а не имущественного вклада. Именно поэтому в Гражданском Кодексе производственный кооператив охарактеризован как «артель» .
Членами кооператива могут стать юридические и физические лица, не участвующие непосредственно в его деятельности, но осуществляющие имущественные вклады и соответственно получающие на них доходы.
Члены кооператива несут ответственность по его долгам, но не всем своим имуществом, а в размере заранее определенным в уставе.
Единственным учредительным документом является устав, принимаемый и утверждаемый на общем собрании членов кооператива.
Филиалы и представительства. Филиалы вправе осуществлять все функции юридического лица или их часть, в том числе и функции представительства. Они нее являются юридическими лицами и действуют на основании положения, утверждаемого создавшим их юридическим лицом. В связи с этим филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации. Однако во избежание недоразумений с некоторыми органами государственной власти рекомендуется регистрировать их в местной регистрационной палате.
Следует отметить, что Гражданский Кодекс требует обязательно отмечать наличие филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Государственные
и муниципальные унитарные
Некоммерческие организации. К числу подобных структур относят:
Таблица 1.
Потребительский кооператив |
Добровольное объединение
граждан и юридических лиц
на основе членства в целях удовлетворения
материальных и иных потребностей участников,
осуществляемое путем объединения
его членами имущественных |
Общественные и религиозные организации |
Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных потребностей. Это - некоммерческие структуры, которые вправе осуществлять предпринимательскую де-ятельность только для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. |
Фонд |
Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. |
Учреждение |
Организация, созданная собственником
для осуществления |
Объединения юридических лиц |
Некоммерческие ассоциации
и союзы, созданные коммерческими
организациями в целях |
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
- увеличение числа
- рост доли экономически
активного населения, что
- селекция наиболее энергичных,
дееспособных
- создание новых рабочих
мест с относительно низкими
капитальными затратами,
- трудоустройство работников,
высвобождаемых в госсекторе, а
также представителей
- подготовка кадров за
счет использования работников
с ограниченным формальным
- разработка и внедрение
технологических, технических
- косвенная стимуляция
эффективности производства
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных,
финансовых и природных
- снижение фондовооруженности
и капиталоемкости при выпуске
более трудоемкой продукции,
- улучшение взаимосвязи
между различными секторами
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
- более высок уровень
риска, поэтому высокая
- зависимость от крупных компаний;
- недостатки в управлении собственным делом;
- слабая компетентность руководителей;
- повышенная чувствительность
к изменениям условий
- трудности в заимствовании
дополнительных финансовых
- неуверенность и
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России.
Проблемы малого бизнеса 2011 связаны, прежде всего, с недостаточной ресурсной базой, несовершенством законодательной базы и отсутствием системы анализа деятельности предприятий. Однако проблемы малого и среднего бизнеса можно решить, зная причины их возникновения.
Причиной возникновения
Разработка методик
Не смотря на множество проблем,
Россия обладает рядом очевидных
конкурентных преимуществ. Прежде всего,
это наличие природных
Анализ зарубежного и
Собственники малых
Кроме того, субъекты малых предприятий лучше ориентируются на местных рынках, знают их уровень, очень часто товары производят на заказ конкретных потребителей. Тем не менее, проблемы среднего бизнесасвязаны с недостатками, среди которых особое внимание следует уделить высокому уровню риска, зависимости от крупных компаний, недостаткам управлению делом, вызванным слабой компетентностью руководителей.
Следует отметить, что недостатки
и проблемы деятельности субъектов
малого и среднего предпринимательства
определяются не только внутренними, но
и внешними причинами, а также
условиями функционирования малых
предприятий. Опыт показывает, что большинство
проблем связано с неопытностью
менеджеров или же с профессиональной
некомпетентностью
современном бизнесе важную роль играют специальные знания. Однако нередки ситуации, когда бизнес начинает коммерсант, не имеющий ни малейшего представления о производстве, или же инженер, не знающий основ коммерции. Очень часто случаются ситуации, когда владелец малого предприятий не имеет опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.
Необходимо помнить, что шансы любого предприятия на успех повышаются по мере его взросления. Фирмы, существующие долгое время при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход по сравнению с фирмами, меняющими владельцев. Также исследователями отмечается, что в бизнесе преуспевают много работающие предприниматели, но, в то же время, не переходящие в деятельности рамки здравого смысла.
2.2 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России.
Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:
Основные выводы
1. По итогам
первого полугодия 2011 года по
сравнению с аналогичным