Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 14:58, курсовая работа
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба
независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.
Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между
выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших
возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности
покупателей.
|2.|Определение конкуренции как экономического явления………... |3 |
|3.|Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков……... |4 |
|4.|Краткая характеристика структур рынка. Таблицы………………. |9 |
| | | |
5. |Виды конкуренции………………………………………………….. |11
| |
|6.|Методы конкуренции……………………………………………….. |12 |
| | | |
| | | |
|7.|Стратегии конкуренции…………………………………………….. |16 |
| | | |
| | | |
|8.|Заключение………………………………………………………….. |18 |
|9.|Список использованной литературы………………………………. |19 |
долларов)* и соответствующего повышения массы прибыли.
* Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто
ответов, как действовать на внешнем рынке», Москва, 1992 , стр. 61.
Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к
тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не
претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние
фирм в
большинстве случаев
обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства
усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают
неожиданные разорения и банкротства.
Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере
развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению
потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами –
аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у
аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме
того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми
товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают
абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае
внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы
широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары:
например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих
устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%,
в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.)
до 5 долларов (середина 1982 г.)*.
* Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто
ответов, как
действовать на внешнем рынке», Москва,
1992 , стр. 61.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно
улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально
мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер
производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов, а в
1982 году
– компьютер,
повсилась только на 15%. *
Неценовая конкуренция
соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный
дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс.
долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать
аналогичную машину местного производства»*. К числу неценовых методов
относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение
персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за
новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая
продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость,
предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные
потребительские свойства выдвинулись в последнее деясятилетие на ведущее
место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.
Сильнейшим орудием неценовой
конкуренции всегда была
ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят
до покупателей иноформацию о потребительных
* Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто
ответов, как действовать на внешнем рынке», Москва, 1992, стр. 61.
свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой,
сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина»
той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
К незаконным методам неценовой
конкуренции относятся
шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами,
выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но
существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых,
закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского
МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге,
на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии,
Мексике, Бразилии.
Стратегии
конкуренции.
Для производственного
которые приводят к получению прибыли.
1. Предприятие (одно или с
рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными
расходами и продавая по низким ценам.
2. Изделие и предприятие
свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший
внешний вид,
более совершенное
Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию
хорошие перспективы продаж. Такого рода USP могли бы, например, возникнуть,
если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию
пятилетнюю гарантию. В этом случае предприятие обеспечиает решение проблемы
в большом сегменте рынка.
3. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной
стратегии
рекомендуется селективная
по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или
предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что
предприятие использует свою способность предлагать решения проблем,
возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует
понимать, что при малом объеме продаж и, следовательно, при высоких ценах
попытки конкуренции
с поставщиками массовых товаров
бесперспективны.
Для большей наглядности
можно составить
следующую таблицу:
| |Решение проблемы |Лидерство по ценам |
|Обработка больших |Дифференциация в узком|Лидерство по расходам и|
|сегментов рынка |смысле (решение |ценам. |
| |проблем в больших | |
| |сегментах созданием | |
| |USP). | |
|Обработка
|Селективная обработка рынка
|рыночных ниш (малые |Предложение средств |Лидерство по ценам в |
|сегменты) |решения проблем в |нише. |
|
|нише.
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Конкуренция
– экономический процесс
между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших
возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей
покупателей.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение
производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.
Существует четыре возможные конкурентные структуры, опряделяющие структуры
рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия,
чистая монополия.
Конкуренция на рынке бывает трех видов: функциональная, видовая,
предметная.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и
неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества
(потребительной стоимости).
Список
использованной литеретуры:
. «Толковый словарь рыночной экономики». Москва. 1993.
. Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто
ответов, как действовать на внешнем рынке». Москва. 1992.
. Элвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей «Рынок: микроэкономическая модель».
Санкт-Петербург. 1992.
. Дж. В. Робинсон
«Экономическая теория
1986.
Э. Х. Чемберлин
«Теория монополистической
стоимости». Москва. 1959.
Информация о работе Виды конкуренции, их особенности и значение для характеристики рынка