Виды конкуренции, их особенности и значение для характеристики рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба
независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.
Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между
выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших
возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности
покупателей.

Содержание

|2.|Определение конкуренции как экономического явления………... |3 |
|3.|Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков……... |4 |
|4.|Краткая характеристика структур рынка. Таблицы………………. |9 |
| | | |

5. |Виды конкуренции………………………………………………….. |11
| |
|6.|Методы конкуренции……………………………………………….. |12 |
| | | |
| | | |
|7.|Стратегии конкуренции…………………………………………….. |16 |
| | | |
| | | |
|8.|Заключение………………………………………………………….. |18 |
|9.|Список использованной литературы………………………………. |19 |

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция и ее виды.docx

— 37.22 Кб (Скачать документ)

долларов)*   и    соответствующего   повышения  массы прибыли.

* Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг:  сто  вопросов  –  сто

ответов, как  действовать на внешнем рынке», Москва, 1992 , стр. 61.

Когда же установилось равновесие, новая  попытка  снизить  цену  приводит  к

тому, что  конкуренты  реагируют  точно  также:  позиции  фирм  на  рынке  не

претерпевают  изменений, однако норма прибыли  падает,  финансовое  состояние

фирм в  большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению  инвестиций  в

обновление  и  расширение  основных  фондов,  в  итоге   спад   производства

усиливается, вместо  ожидаемых  побед  и  вытеснения  конкурентов  наступают

неожиданные разорения и банкротства.

       Вот почему в наши дни нередко  наблюдается не  снижение  цен   по  мере

развития  НТП, а их повышение: прирост цен  зачастую  не  адекватен  улучшению

потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.

       Ценовая   конкуренция   применяется   главным   образом   фирмами   –

аутсайдерами  в  борьбе  с  монополиями,  для  соперничества  с  которыми  у

аутсайдеров нет сил и  возможности  в  сфере  неценовой  конкуренции.  Кроме

того, ценовые  методы  используются  для  проникновения  на  рынки  с  новыми

товарами (этим не  пренебрегают  и  монополии,  там,  где  они  не  обладают

абсолютным  преимуществом),  а  также  для  укрепления  позиций   в   случае

внезапного  обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой  конкуренции  фирмы

широко оповещают  о снижении цен на выпускаемые  и имеющиеся на рынке  товары:

например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила  цену на одно из  запоминающих

устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард»  на  37,5%,

в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов  (начало  1981  г.)

до 5 долларов (середина 1982 г.)*.

* Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг:  сто  вопросов  –  сто

ответов, как  действовать на внешнем рынке», Москва, 1992 , стр. 61. 

При скрытой  ценовой конкуренции  фирмы  вводят  новый  товар  с  существенно

улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают  непропорционально

мало:   так,   «Крейт   Ресерч»   выпустила   в    1976    году    компьютер

производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5  млн.  долларов,   а  в

1982 году  – компьютер, производительность  которого в три раза выше,  а  цена

повсилась только на 15%. *

      Неценовая конкуренция выдвигает  на первый план более  высокую,  чем  у

соперников,  надежность,  меньшую  «цену  потребления»,  более   современный

дизайн и  так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 –  2  тыс.

долларов  за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем  покупать

аналогичную  машину  местного  производства»*.  К  числу  неценовых  методов

относят также  предоставление большого комплекса  услуг (в том числе  обучение

персонала), зачет старого сданного  товара  в  качестве  первого  взноса  за

новый, поставку оборудования уже не  «под  ключ»,  а  на  условиях  «готовая

продукция в  руки».  Меньшее  энергопотребление,  сниженная  металлоемкость,

предотвращение  загрязнения  природы   и   другие   аналогичные   улучшенные

потребительские свойства выдвинулись в  последнее  деясятилетие  на  ведущее

место в  перечне неценовых аргументов в  пользу товара.

      Сильнейшим орудием неценовой  конкуренции всегда была реклама,  сегодня

ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не  только     доносят

   до    покупателей     иноформацию   о  потребительных

* Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг:  сто вопросов – сто

ответов, как  действовать на внешнем рынке», Москва, 1992, стр. 61.

свойствах своих товаров, но и формируют  доверие к своей товарной, ценовой,

сбытовой  политике, стремясь создать образ  фирмы, как «хорошего гражданина»

той страны, на рынке которой предприниматель  выступает во внешней торговле.

      К незаконным  методам  неценовой   конкуренции  относятся  промышленный

шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами,

выпуск товаров, внешне ничем  не  отличающихся  от  изделий-подлинников,  но

существенно худших по качеству, а  поэтому  обычно  на  50%  более  дешевых,

закупка образцов с  целью  их  копирования.  По  свидетельству  французского

МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся  в  Мароко,  Гонконге,

на Тайване, в Турции,  на  Сингапуре,  в  Южной  Корее,  Японии,  Швейцарии,

Мексике, Бразилии. 
 
 

Стратегии конкуренции. 

      Для производственного предприятия  имеются в  основном  три   стратегии,

которые приводят к получению прибыли.

      1. Предприятие (одно или с несколькими  конкурентами)  может  завоевать

рынок путем  сбыта большого количества изделий, производя их  с  минимальными

расходами и продавая по низким ценам.

      2.  Изделие и предприятие отличаются  от  других  конкурентов  особыми

свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может  быть  и  лучший

внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и  т.  д.

Такие особенности  называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают  изделию

хорошие перспективы  продаж. Такого рода USP могли бы, например,  возникнуть,

если бы предприятие, в отличие  от  своих  конкурентов,  дало  на  продукцию

пятилетнюю  гарантию. В этом случае предприятие  обеспечиает решение  проблемы

в большом  сегменте рынка.

       3.  Для  малых  и  средних   предприятий  в  качестве   альтернативной

стратегии рекомендуется селективная обработка  рынка с достижением  лидерства

по  ценам  в  отдельных  рыночных  нишах   (малых   сегментах   рынка)   или

предложением  средств решения  проблем  в  таких  нишах.  Это  означает,  что

предприятие  использует  свою  способность   предлагать   решения   проблем,

возникающих у специфических  групп  потребителей.  В  то  же  время  следует

понимать, что  при малом объеме продаж и, следовательно,  при  высоких  ценах

попытки конкуренции  с поставщиками массовых товаров  бесперспективны. 
 

      Для большей наглядности рекомендуемой  стратегии конкуретной борьбы,

можно составить  следующую таблицу: 

|                       |Решение проблемы      |Лидерство по ценам     |

|Обработка  больших      |Дифференциация  в узком|Лидерство по расходам  и|

|сегментов  рынка        |смысле (решение       |ценам.                 |

|                       |проблем в больших     |                       |

|                       |сегментах созданием   |                       |

|                       |USP).                 |                       |

|Обработка              |Селективная обработка рынка                   |

|рыночных  ниш (малые    |Предложение  средств   |Лидерство по ценам  в   |

|сегменты)              |решения проблем в     |нише.                  |

|                       |нише.                 |                       | 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

   Конкуренция  – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и  борьбы

между  выступающими  на  рынке  предприятиями  в  целях  обеспечения  лучших

возможностей  сбыта  продукции,  удовлетворения  разнообразных  потребностей

покупателей.

Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение

производственных  и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

Существует  четыре возможные конкурентные структуры, опряделяющие структуры

рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия,

чистая монополия.

Конкуренция на рынке бывает трех видов: функциональная, видовая,

предметная.

В экономике  принято разделять конкуренцию  по ее методам на ценовую и

неценовую, или конкуренцию на основе цены и  конкуренцию на основе качества

(потребительной  стоимости).

   Список  использованной литеретуры: 

. «Толковый  словарь рыночной экономики». Москва. 1993.

. Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг:  сто  вопросов  –  сто

   ответов,  как действовать на внешнем  рынке». Москва. 1992.

. Элвин  Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей   «Рынок:  микроэкономическая  модель».

   Санкт-Петербург. 1992.

. Дж. В. Робинсон  «Экономическая теория несовершенной  конкуренции». Москва.

   1986.

Э. Х. Чемберлин  «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории

стоимости». Москва. 1959.

Информация о работе Виды конкуренции, их особенности и значение для характеристики рынка