Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 22:02, реферат
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Конкуренция,
с одной стороны, - это экономическая
состязательность за достижение лучших
результатов в области какой-
Конкуренция
как экономический процесс
Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на 4 фазы:
Различают следующие виды конкуренции: совершенная, несовершенная, ценовая и неценовая.
Рассмотрим только совершенную и несовершенную конкуренции.
Свободная конкуренция
основана на частной собственности
и хозяйственной
Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:
Соблюдение
условий реализации обеспечивает свободную
связь между производителями
и потребителями. Совершенная конкуренция
является также условием формирования
рыночного механизма образования цен
и самонастройки экономической системы
через достижение равновесного состояния.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
Недостатки:
Монополистическая,
несовершенная конкуренция.
Монополистическая,
несовершенная конкуренция существовала
всегда, но особенно обострилась в конце
XIX – начале XX в. в связи с образованием
монополий. Монополистическая конкуренция
пришла на смену свободной конкуренции.
В этот период происходит концентрация
капитала, возникают акционерный общества,
устанавливается контроль за природными,
материальными и финансовыми ресурсами.
С помощью рекламы монополии влияют на
формирование спроса, через каналы финансовых
связей – на заказчика, на контрагентов.
В условиях монополистической
формы хозяйствования конкуренция
носит весьма сложный характер. Во-первых,
монополия в современных условиях обладает
довольно точной информацией о потребителях
и потенциальных конкурентах. Во-вторых,
с помощью рекламы монополия оказывает
существенное влияние на формирование
спроса потребителей, так как крупных
монополий реклама является более доступной.
В-третьих, монополия через каналы финансовых
и политических связей оказывает воздействие
на заказчика в лице государственных учреждений
или на компанию контрагентов. Эти моменты,
как правило, снижают уровень риска в процессе
конкуренции и обеспечивают получение
монопольной прибыли.
В конце XIX –начале XXв. Во многих работах прославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость».
Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, т.к. представители теории стали рассматривать монополию как условие массового производства.
В современных условиях «несовершенная конкуренция», в основном, применяется для характеристики немонополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами с высокими издержками производства и низкой прибыльностью. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых « монополий начала XX века. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.
В настоящее время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства. В ее модели выделяют 2 типа рынка:
Фирма, с одной
стороны, выступает как поставщик своих
товаров, с другой – как потребитель, как
носитель спроса на факторы производства.
При этом цены на отдельные факторы производства
должны быть пропорциональны соответствующим
физическим объемам производимых с их
помощью продуктов. В результате в точке
равновесия достигается «справедливое»
распределение произведенного продукта,
при котором каждый участник обмена получает
лишь ту долю продукта, которая соответствует
принадлежащим ему факторам производства
и их вкладу в производство