Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:26, реферат
Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность.
• рынки промышленно развитых государств и стран, сложившиеся на протяжении длительного времени, обладающие развитыми рыночными механизмами и структурами. На рынках таких стран преобладают товары с высоким уровнем добавленной стоимости. Ведущими в системе рыночных отношений являются частная собственность и ее многочисленные формы - смешанные, с преобладанием государственной собственности, акционерные (своеобразная коллективная собственность). Конкуренция, концентрация и централизация капитала на этих рынках достигают такого высокого уровня, что это ведет к возникновению монополий;
• рынки социалистических государств, не сменивших ориентацию на строительство социалистического общества и находящихся на разных этапах переходного периода к созданию рыночной экономики капиталистического типа. Это рынки Китая, Вьетнама. Но они не адекватны рынкам стран с планово-централизованной экономикой, так как они по своим качественным характеристикам постепенно дрейфуют в сторону капиталистического рынка. В этих странах значительную роль еще играет государственная собственность и. соответственно, достаточно силен государственный сектор. Частные монополии на рынках такого рода - явление еще редкое, но процесс их создания уже начался (Китай, Вьетнам). Элементы рынка появляются в экономике северной Кореи, но в рыночную систему эти элементы пока не складываются. Отсутствие частной собственности, наличие закрытой, отсталой, не модернизированной экономики, тоталитарный политический режим - все это пока не дает КНДР возможности создать у себя современные рыночные отношения;
• рынки стран с транзитивной (переходной) экономикой, отказавшиеся от строительства социализма, создавшие демократические правительства и взявшие курс на построение современной рыночной экономики. В структуре собственности этих стран также начинает преобладать частная собственность, остаются, но постепенно модернизируются отдельные коллективные формы собственности, а также возникают новые, отчасти сохраняется и государственная собственность.
Опыт развития всех перечисленных типов рынков, существующих в настоящее время, свидетельствует о важной роли частной собственности в их становлении и развитии.
Результаты приватизации государственной собственности
Определенно можно говорить о том, что приватизация государственной собственности, которую мы рассматриваем как процесс продажи, а иногда и практически безвозмездной передачи компании или предприятия, находящихся в государственной собственности, частному сектору приводит к положительным результатам. К ним в первую очередь следует, видимо, отнести, следующее.
Таким
образом, оптимальная структура
отношений собственности
С одной стороны, развитие глобальной экономики ведет к установлению власти крупных монополий, вступающих между собой в конкурентные отношения и получающих от этого определенный выигрыш.
С другой стороны, общество стремится ограничить права монополий, чтобы сохранить эффективную конкурентную среду и защитить остальных производителей от массового разорения, применяя такую меру, как антимонопольное законодательство.
С третьей стороны, государства, как субъекты хозяйствования, стремятся закрепиться в роли крупных собственников. В основном, это стремление диктуется интересами государственной безопасности, особенно в отраслях, производящих общественные блага и не отличающихся большой прибыльностью.
В период противостояния двух противоположных социально-экономических систем государственная собственность давала возможность контролировать развитие экономики, создавать военно-промышленные комплексы, а в случае необходимости - в короткие сроки перестраивать всю экономику на военный лад, мобилизовать финансовые и производственные резервы. Смягчение обстановки после «холодной войны» привело к ускорению темпов экономического роста в промышленно развитых странах, способствовало появлению новых индустриальных стран в Азии. Диверсификация национальных экономик, научно-технический прогресс, особенно в информационно-коммуникационной сфере, привели к усложнению экономических структур и стали затруднять управление государственной собственностью, В бывших социалистических странах провозглашение победы общенародной социалистической собственности в действительности означало победу государственной собственности, поскольку право управлять так называемой общенародной собственностью оставалось за государством. Сфера его власти в таких условиях стала распространяться и на коллективные хозяйства, собственность которых приобретала в этом случае квазигосударственный характер. Иными словами, установление общенародной собственности означало почти абсолютную монополию государственной собственности. Наиболее рельефно это проявилось в бывшем СССР. На базе государственной собственности принцип планово-централизованной организации экономики достиг своего высшего уровня. В мировой экономической истории тотальная госсобственность, созданная в СССР, Китае, Монголии и некоторых странах Восточной Европы, представляет собой определенный феномен так называемого всеобщего охвата. Его преодоление связано с процессами приватизации и разгосударствления.
Акционирование в странах с переходной экономикой
Весьма популярной формой приватизации в странах с переходной экономикой становится акционирование. Там, где уже сложился первоначальный капитал, довольно широко внедряется такая форма приватизации, как продажа с аукциона. Каждая из этих форм имеет свои особенности. Так, на открывшуюся возможность приватизации посредством акционирования в России в первую очередь откликнулись управленческие кадры. В связи с этим широкие масштабы приобрела капитализация номенклатуры. Процесс формирования различного рода акционерных обществ в стране происходил бурно. Уставный капитал таких компаний, как правило, создавался за счет приобретения практически за бесценок имущества государственных предприятий, а во главе новых образований оказывались руководители акционируемого государственного объекта. Большинство акционерных предприятий занималось посреднической деятельностью. В отличие от стран Восточной Европы в России приватизация путем восстановления прав собственности бывших владельцев не проводилась.
Таким образом, можно констатировать, что институт собственности является стержневым в становлении и развитии современного рынка. Наряду с углублением разделения труда и новым, более высоким уровнем его кооперации, присущим эпохе глобализации, эффективное функционирование института собственности продолжает оставаться важнейшим фактором активизации и развития рыночных отношений. Объекты собственности могут реформироваться различными путями: при помощи накопительной политики, перераспределения средств в пользу того или иного хозяйствующего субъекта, демонополизации и разгосударствления, включая приватизацию. При этом в самом характере отношений государственной, коллективной и частной форм собственности происходят значительные перемены. Назовем их.
Во-первых, во второй половине XX в. наметилась тенденция к преобразованию государственной собственности в различные формы смешанной собственности. Таким путем происходит демонополизация экономики.
Во-вторых, разгосударствление собственности значительно расширило спектр приватизационных отношений, т. е. передача прав собственника государственного имущества стала осуществляться не только в направлении индивидуального, но и коллективного частного собственника.
В-третьих, среди форм преобразования собственности на первый план выдвинулось акционирование, как способ, обеспечивающий наиболее широкое участие населения в реализации разного рода имущества, производственных активов и получения им своей доли средств потребления.
В-четвертых, в трансформационных экономиках для приватизации характерны два равнозначимых по своему характеру процесса: передача в сферу частного предпринимательства государственной собственности 1) и возникновение и развитие частного сектора «на собственной основе» (2).
В-пятых,
развитие плюрализма собственности в
переходных экономиках требует государственной
поддержки. Только государство, опираясь
на четко разработанную правовую базу,
может и должно обеспечить всем хозяйствующим
субъектам равный доступ к ресурсам и
справедливый налоговый режим.
Информация о работе Влияние глобализации на институт собственности