Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире. Правящей элите, прежде чем приступить к модернизации России, необходимо понять, в чем состоят главные проблемы, которые надо решать. Эти проблемы связаны, прежде всего, с беззаконием, коррупцией, безответственностью власти и как следствие ее некомпетентностью.
1. Введение……………………………………………………………………...3
I. Глава «Модернизация»…………………………………………………4
1.1 «Суть и процессы модернизации»……………………………...4
1.2 «Движущие силы модернизации»………………………………7
1.3 «Запуск модернизации»………………………………………...9
1.4 «Национальные приоритеты и модернизация экономики»…..10
II. Глава «Направления модернизации»………………………………….12
2.1 «Проект модернизации»………………………………………...12
2.2 «Пять направлений модернизации экономики РФ»…………..18
2.3 «Внедрение новейших технологий»…………………………...20
2.4 «Развитие космических систем»……………………………….23
2. Заключение…………………………………………………………………..25
3. Список литературы………………………………………………………….27
Санкт-Петербургский Государственный университет
Телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича
факультет экономики и управления
кафедра ЭТ и ОП
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
тема: « Внедрение новейших технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, как важнейшие направления модернизации экономики РФ.»
Выполнил: Бых Яна Сергеевна, группа Э-92
СПб
2010
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
I. Глава «Модернизация»…………………………………………
1.1 «Суть и процессы модернизации»……………………………...4
1.2 «Движущие силы модернизации»………………………………7
1.3 «Запуск модернизации»………………………………………..
1.4 «Национальные приоритеты и модернизация экономики»…..10
II. Глава «Направления модернизации»………………………………….12
2.1 «Проект модернизации»………………………………………..
2.2 «Пять направлений модернизации экономики РФ»…………..18
2.3 «Внедрение новейших технологий»…………………………...20
2.4 «Развитие космических систем»……………………………….23
2. Заключение……………………………………………………
3. Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация (от греч. moderne - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире. Правящей элите, прежде чем приступить к модернизации России, необходимо понять, в чем состоят главные проблемы, которые надо решать. Эти проблемы связаны, прежде всего, с беззаконием, коррупцией, безответственностью власти и как следствие ее некомпетентностью. Отсюда отсутствие в стране благоприятных условий для мотивации высокой производительности труда, развития малого и среднего бизнеса, создания и внедрения инноваций.
Можно слышать, что модернизация невозможна без демократизации и политических реформ. Утверждают, что она должна быть "постиндустриальной", и ее судьба решится в сфере инновационных технологий. Подчеркивается, что о модернизации нельзя даже и говорить, если на первый план не будет поставлено развитие науки и образования. Эти красивые слова, с одной стороны, отражают лишь часть правды и, с другой, не проясняют сиюминутных шагов, которые могли бы превратить модернизацию из досужей мечты в повседневную реальность российского общества.
История учит суровой правде. Мощные экономические прорывы в Южной Корее и на Тайване пришлись на периоды правления военных режимов Пак Чжон Хи и Чан Кайши; в Бразилии модернизация была начата в годы хунты генерала Кастелло Бранко; в Китае о демократии не приходится и говорить, и даже в Японии почти вся послевоенная политическая история была историей одной правящей партии. Ни одна модернизация не опиралась на развитый технологический сектор; напротив, все они основывались на заимствованных производственных технологиях. И серьезное развитие человеческого потенциала, подъем образования и науки были не предпосылкой, а следствием успешных модернизаций и пришлись на их заключительные, а не на начальные этапы.
Зато в каждом случае модернизации предполагали порядок. Говоря о нем, мы не имеем в виду террор сталинского типа. Речь идет о том, что важнейшим условием модернизации является четкая постановка целей, отказ от всякого рода демагогии; выработка средств достижения указанных задач; минимизация затрачиваемых на их достижение средств и усилий; и как продолжение - безусловное отторжение системой институтов и лиц, доказывающих свою некомпетентность или бесполезность. Порядок в условиях модернизации - это средство обеспечения ее эффективности. Все, что мешает четко формулировать цели и задачи, а затем и достигать их, должно отметаться. Лишь пройдя по этому пути, Россия сможет стать современной страной, сформировать в гражданах ценности, свойственные пост индустриальному обществу и занять достойное место в мире как великая держава XXI века.
Глава 1
1.1 «Суть и процессы модернизации»
Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем, и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека. В России они отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности. Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты» бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования.
Для традиционных обществ модернизация крайне болезненна. Социокультурная традиция, на которой построена вся их жизнь, легитимизирует примат коллектива (общины) над личностью, закрытое общество, отсутствие демократии, кроме некоторых низовых народных форм. Пассивность общества и личности сопровождается отношениями подданства, временной ориентацией на «сегодня», т.е. жизнь сегодняшним днем, невозможность работать ради «отложенного спроса», воспроизводство традиций («что всегда было, то всегда будет»), господство мировоззрения над технологией. Все это может вызывать в обществе серьезное сопротивление модернизационным процессам. Параллельно в обществе происходит осознание цивилизационных преимуществ, важности новых технологий, что скорее всего осознается в области военного строительства.
Модернизация усиливает существующие различия в политической национальной культуре элиты и неэлиты, в национальной политической культуре исчезает консенсус по поводу основ жизни и целей данного народа. Таким образом, в течение длительного времени остается открытым вопрос, в какую сторону будет двигаться национальная культура в условиях, когда основные политические субкультуры зачастую разнонаправлены.
Политическая организация современных обществ долгое время рассматривалась в традиционных обществах как нечто второстепенное, а то и вовсе незначимое, то, что демократическое общество является как бы «вечным двигателем», обеспечивающим саморазвитие во всех областях жизни, в том числе в науке, промышленности, военном деле, гуманитарных областях культуры, стало понятно значительно позднее. Человеческой личности свойственно отождествлять себя с чем-то более устойчивым, длительным и фундаментальным, чем конечная человеческая жизнь.
В современном мире благополучное и устойчивое развитие могут иметь только сильные страны. Чтобы страна была сильной ей необходимо иметь эффективное государство, конкурентоспособную экономику и развитое гражданское общество, основой которого является массовый средний класс. Поскольку всего этого в России в настоящее время нет, постольку она является слабой страной. Слабая страна не способна иметь высокий уровень жизни, современное здравоохранение, качественное образование, развитую науку и доступную высокую культуру. Слабая страна не может успешно конкурировать с развитыми странами. Именно поэтому экономика, государственное управление и общество в России нуждаются в модернизации.
Суть модернизации состоит в переходе страны от того состояния, которое есть в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире. В этой связи цели модернизации в России состоят в том, чтобы создать ответственную, а, следовательно, компетентную власть, эффективную экономику, формирующую массовый средний класс и как следствие высокое качество человеческого потенциала на базе современного здравоохранения, образования, науки и культуры. Следовательно, с переходом к современному эффективному государству, эффективной экономике и эффективному обществу модернизация в России достигнет своих подлинных, а не мнимых целей.
Ответственность за проведение модернизации лежит на правящей элите, поскольку она обладает властью и необходимыми ресурсами. Что заставляет элиту заниматься модернизацией страны? В первую очередь потребность собственного выживания, ибо только в сильной - эффективной стране элита может быть защищена.
Поэтому, чтобы сохранить себя, свою власть, собственность и капиталы элита вынуждена укреплять и совершенствовать свою страну в соответствии с вызовами времени. В случае успешного проведения модернизации, обеспечивающей укрепление страны, правящая элита сохраняет свое высокое положение в обществе, свою власть, собственность и финансовые активы. Если правящая элита не обеспечивает необходимых условий для эффективного осуществления модернизации, то она терпит поражение и теряет свои ресурсы, а подчас и жизнь.
С конца XIX и до конца XX веков правящий класс России предпринял несколько попыток модернизации страны. Однако из-за его безответственности и как следствие некомпетентности ни одна из них не достигла своих подлинных целей. Все попытки правящей элиты модернизировать Россию в 1893-1899 гг., в 1906-1911 гг., феврале-октябре 1917 г., 1921-1927 гг., 1929-1940 гг., 1956-1961 гг., 1966-1970 гг., 1985-1990 гг. закончились неудачей.
Они не привели к созданию компетентной власти и эффективной экономики. Более того, в советский период истории правящий класс не ставил задачу создания условий для формирования массового среднего класса – главной социальной основы правового демократического государства и гражданского общества.
Когда элита несет ответственность перед народом, тогда страна развивается эффективно
Ответственность элиты предполагает ее обратную связь с тем перед кем она отвечает. В этой связи уместно задать вопрос: «Перед кем отвечает правящая элита?» Мировой и отечественный опыт убедительно свидетельствует, что когда ответственность элиты идет от объективного развития страны – самочувствия народа, тогда она ведет себя компетентно и создает благоприятные условия для ее развития. Это отвечает национальным интересам страны.
В этом случае элита создает с помощью рыночных механизмов, демократических инструментов и институтов условия для распределения ответственности в обществе. Когда ответственность ложится на всех участников общественных отношений, тогда страна исправляет свои ошибки своевременно и без потрясений. А система ответственности общественных отношений воспроизводит ее компетентность, в которой люди делают то, что знают и понимают. Это выгодно всем и элите, и власти, и обществу.
Таким образом, в условиях экономической, политической и общественной конкуренции люди, несущие ответственность за конкретное дело, чтобы достигнуть высокого результата либо обретают и реализуют необходимые знания и становятся компетентными, либо заменяются новыми. В итоге выигрывает страна: эффективно развивается экономика, устойчиво функционирует политическая система, высокого уровня достигает самоуправление и самоорганизация общества свободных и ответственных граждан.
В 1991-2008 годы Россия условно сделала два крупных шага вперед по пути преобразований. Первый шаг продлился по времени с июня 1990г. по август 1998г. Он характеризуется, с одной стороны, демонтажем рухнувших плановой экономической и советской политической систем, а с другой – формированием новых экономических, политических и общественных отношений.
Второй шаг по пути преобразований в России охватывает период с сентября 1998г. по август 2008г. Он характеризовался, в первую очередь, восстановлением российской государственности, а также экономическим подъёмом страны. Правда, экономический рост в 2000-2008 годы осуществлялся во многом благодаря высоким экспортным ценам на энергоресурсы.