Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:12, контрольная работа
Во всех государствах без исключения, а в особенности в государствах с переходной экономикой, где экономические отношения не являются стабильными, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является объективной необходимостью. При этом реформа общего хозяйственного механизма в странах с переходной экономикой и реформа механизма управления внешнеэкономическими связями тесно взаимосвязаны - без активного и успешного осуществления общей экономической реформы невозможен успех реформы внешнеэкономической сферы.
Понятие внешнеэкономической политики…………………………3
1.1.Типы внешнеэкономической политики…………………………….4
Платежный баланс …………………………………………………..6
Способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………..9
Список использованных источников ………………………………...12
Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account balance) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.
Хотя на практике используются различные схемы представления платёжного баланса, составляемого по методике МВФ, в основном и главном они совпадают.
Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора необходимых инструментов экономической политики.
Когда говорят о дефицитах и активов платежных балансов, то имеют в виду баланс счетов текущих операций и движений капитала. Преодолеть несбалансированность платежного баланса можно путем использования официальных резервов иностранной валюты, которые находятся в распоряжении центральных банков государств. Кроме того существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса
Анализ платежного баланса России 1992-1998 гг. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ. Прежде всего, необходимо отметить: рост положительного сальдо торгового баланса и соответственно сальдо текущих операций; устойчивое отрицательное сальдо баланса услуг; постоянно увеличивающееся отрицательное сальдо доходов от инвестиций в результате нарастающих платежей по обслуживанию внешнего долга; огромные объемы просроченных платежей по обязательствам развивающихся стан перед Россией и перенесенных платежей по обслуживанию внешнего долга бывшего СССР и др. Такое положение требует адекватных мер правительства, связанных не только с попытками сбалансирования платежного баланса страны, сколько со стабилизацией ее внутреннего и внешнеэкономического положения
1.3 Способы государственного регулирования внешнеэкономической
В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного Регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.
Целевое значение государственного регулирования как рыночной категории условно можно выразить формулой:
Кmax + Mmin = Эopt,
где Кmax - максимальный уровень конкуренции на рынке;
Mmin - минимальная степень влияния на состояние активности рынка;
Эopt - оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организующего фактора в рыночном механизме.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:
внешнеторговая политика - составная часть внешней политики РФ;
единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроль над ее осуществлением;
единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнение международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
единство таможенной территории РФ;
приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и их не дискриминация;
защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Регулирование внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в модели современного механизма рынка. Основной предпосылкой становления этого процесса послужила высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную направленность, исключающую конкуренцию.
Главной причиной развития средств производства (автоматизация технологических процессов, роботизация, использования биотехнологии) и качественных изменений в квалификации рабочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и институтами.
Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, изменившая многие процессы - развитие организационных форм собственности и производственной системы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обеспечение собственных интересов. Здесь и проявилась необходимость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и определенного единообразия действий на рынке.
Государственное регулирование в международной практике имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспособность национального капитала на мировом рынке обеспечивалась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой политики. Также отмечается эпизодический характер государственного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потребления сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии механизма государственного регулирования в западных странах обозначился после Второй мировой войны.
Список использованных источников
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М: Прогресс, 2007. -540с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: ЮРАЙТ, 2009.- 384с.
3. Кудров В.М. Экономическая теория. – М.: Наука, 2008- 625с.
4. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов- на – Дону. Феникс. 2010. -587с.
5. Основы экономической теории /Под ред. Г.Г. Чибрикова – М.:Экономика, 2009- 380с
6. Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность.‒М.: ФОРУМ, 2010.‒192с.
7. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции.- М, Экономика, 2009, - 525с.
8. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Норма, 2007. – 456с
9. Яковлева. Микроэкономика. – М, Тандем, 2011. – 320с.
10. Ильин С.С., Маренков Н.Л. Экономическая теория: Курс лекций: Учебное пособие для вузов –М.: Издательство «Экзамен», 2005.‒352с.
11. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина,Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов, 3– е издание. – СП б.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000. – 544 с.
11
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность и ее типы